Рабочая программа Умники и умницы 1класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Золина Алевтина Михайловна

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, требований к знаниям учащихся и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy_1klass.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

«Рассмотрено»

                на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО

___________________________ Аверина Н.Е.

 

Протокол № ______ от  ______________ 2014

«Согласовано»

Заместитель директора  по НМР

__________________      О.А. Пронина

 

«______»_____________________2014

«Утверждаю»

Директор школы

____________________         А.А. Фаизов.

Приказ № __________

от «______» _____________________2014

                                                         Рабочая программа

 

        Внеурочной деятельности  ____кружка       « Умники   и  умницы»

        Класс _________1__________   на 2014-2015 учебный год

        Педагог  _ Золина Алевтина Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

         Рецензент Давлетшина А.А., доцент кафедры начального обучения УИПК ПРО, кандидат педагогических наук.

                                                                                                                      

Пояснительная записка.

      Рабочая программа курса «Умники и умницы» (далее - Программа)  предназначена для  работы с  детьми 7 лет с целью развития у них независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.  

Программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями  Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  № 273-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008.Устава МБОУ СОШ №28.

Автор программы - учитель начальных классов высшей категории  МБОУ СОШ № 28  Золина А.М. Рецензент программы -  Давлетшина А.А., доцент кафедры начального обучения УИПК ПРО, кандидат педагогических наук.

Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности».

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2012 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

 развивать математический образ мышления, познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается при участии всего класса.

Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Основные виды деятельности учащихся:

¬ решение занимательных задач;

¬ оформление математических газет;

¬ участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

¬ знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

¬ проектная деятельность, творческие работы

¬ самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

                                                           Содержание программы

I. Математика – это интересно. (4 часа)

Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Математические ребусы. Учимся отгадывать ребусы. Решение нестандартных задач.

II. Логические задания (5 часов).

Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор.

III.. Весёлая геометрия (11 часов). 

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Построение математических цепочек.  Сложение и вычитание в пределах 10.Праздник числа10.Игры « Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра «Весёлый счёт». Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности.

IV. Математика и конструирование (13 часов).

Знакомство с деталями конструктора, схемам- инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. ЛЕГО! Построение « математических» пирамид: « Сложение  вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу. Задачи – смекалки. Решение и составление кроссвордов, содержащих числа. Групповая работа :проекты по темам: «Волшебная линейка», «Конструирую будущее». Защита проектов.

Учебно- тематический  план.

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

Теоретических

Практических

Математика – это интересно (4часа).

1.

Вводное занятие.

1

2.

Как люди научились считать. Выполнение заданий презентации.

1

3.

Интересные приемы устного счёта. Устный счёт.

0.5

0.5

4.

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Выполнение заданий тренажёра.

0.5

0.5

Логические задания (5 часов).

5.

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

1

6.

Математические ребусы Выполнять задания творческого и поискового характера.

1

7.

Учимся отгадывать ребусы. Составление математических ребусов.

0.5

0.5

8.

Практикум «Подумай и реши». Тестовые задания.

1

9.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха.

1

1

Весёлая геометрия (11 часов).

10,11, 12.

Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму, (ракету, рыбку).

1

2

13,14.

Построение собственного рисунка и описание его шагов. Волшебная линейка.  Шкала линейки.

1

1

15,16.

Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10. Выполнять задания творческого и поискового характера. Праздник числа10.

1

1

17,18.

Из истории геометрии. Презентация по теме. Отгадывание математических кроссвордов Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

1

19,20.

Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу. Весёлая геометрия

1

1

Математика и конструирование (13 часов).

21,22.

Знакомство с деталями конструктора, схемам- инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. ЛЕГО!

1

1

23,24.

Построение « математических» пирамид: « Сложение  вычитание в пределах 10».

1

1

25,26, 27.

Построение конструкции по заданному образцу. Задачи – смекалки.

1

2

28,29.

Решение и составление кроссвордов, содержащих числа.

2

30,31.

Групповая работа :проекты по темам: «Волшебная линейка», «Конструирую будущее».

0.5

1.5

32,33.

Защита проектов.

1

1


                 Планируемые предметные результаты на конец учебного года.

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных  результататов :

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий .

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Читать и пересказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии. 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для учителя:

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010  «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». Методическое пособие для 1 класса.

Для учащихся:

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Рабочие тетради в 2-х частях.

Наборы цифр и знаков на магнитной основе

Раздаточный материал

Геометрические фигуры, модели

Линейки, циркуль, треугольники

Дидактический материал

Электронные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы для интерактивной доски к учебнику Истоминой Н. Б. Математика.1 класс 

Магнитная доска "Числовая прямая"

Программа «ПервоЛого»

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Список литературы:

Как проектировать универсальные. – 2-е учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова изд. – М. : Просвещение, 2010.

Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика.

Гордеев Э.В. «1200 задач и примеров по математике»

Ефрёмушкина О.А. Школьные олимпиады для начальной школы.

Зак А.З. «Интеллектика»,  «Интеллект - Центр»,  Москва, 2007г                                                                                                                                                                      

Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Методические рекомендации.

Ларионова Т. Н. Рабочая программа кружка «Умники и умницы»

Ленхобоева Т.С Особенности работы с одарёнными младшими школьниками.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителя.

Никольская А.В. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальной школы.

Рудницкая В.Г. 2000 задач по математике.

Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики

Ярославль « Академия развития»

Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

Рабочая программа "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса...

рабочая программа умники и умницы 4 класс

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....

Рабочая программа Умники и умницы

Программа по внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы". 3 класс....