Рабочая учебная программа по математике 4 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Котельникова Елена Александровна

Дана полная пояснительная записка к предмету, а также тематическое планирование с УУД и планируемыми результатами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._poyas._zap.docx40.49 КБ
Файл matem_4.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Математика» для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов (представлены выше) и авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» авторы: Моро М.И.,  Бантова М.А.,  Бельтюкова Г.В. , Волкова С.И. ,Степанова С.В. утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

 Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:

             _  формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
  • развитие творческих возможностей учащихся;
  • формирование и развитие познавательных интересов.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
  • рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

 Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по математике в 4 классе рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4-ом  классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в  4-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем . Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4 -ом классе являются формирование следующих умений

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание  сложения однозначных и двузначных  чисел и  соответствующих им случаев вычитания в пределах 100;
  • использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  • осознанно следовать  алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  • решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

в) на разностное и кратное сравнение;

  • измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
  • находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

Содержание учебного предмета:

  • Числа от1 до 1000 ( 14 ч). Повторение.
  • Порядок действий в числовых выражениях. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. Умножение трёхзначного числа на однозначное. Свойства умножения. Алгоритм и приёмы письменного деления. Диаграммы.
  • Числа, которые больше 1000. Нумерация (12ч)
  • Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 ООО раз. Класс миллионов. Класс миллиардов.
  • Величины и их измерение.(12 ч)
  • Единицы  длины.  Километр.
  • Площадь. Единица измерения площади– квадратный миллиметр, квадратный километр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки. Единицы массы: центнер, тонна

Время. Единица времени. Определение начала, продолжительности и конца события .

  • Сложение и вычитание. Числа, которые больше 1000. ( 12 ч)
  • Устные и письменные приёмы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого.

неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Сложение и вычитание величин.

  • Умножение и деление. Числа, которые больше  1000. (77 ч)

Свойства умножения. Письменные приёмы умножения. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Нахождение неизвестного  множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами 0 и 1. Письменные приёмы деления. Деление с остатком на 10, 100, 1 000.

  • Текстовые задачи.
  • Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
  • а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
  • б) разностное сравнение;
  • в)на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
  • Элементы геометрии.
  • Обозначение геометрических фигур буквами.
  • Острые и тупые углы.
  • Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
  • Круг. Окружность. Диаметр руга.
  • Элементы алгебры.
  • Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
  • Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
  • Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а:х=в; а.х=в
  • Занимательные и нестандартные задачи.
  • Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
  • Задачи на разрезание и составление фигур.
  • Итоговое повторение.(10 ч)

Материально-техническое обеспечение курса предмета:

Мультимедиапроектор.

Переносной экран.

Приложение к учебнику на электронном носителе.

Дидактическое и методическое обеспечение курса предмета «Математика» 4 класс

  • Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова.  Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Учебник «Математика» - 2ч.М.И, Моро, М.А.Бантова. «Просвещение» 2014.
  • Рабочая тетрадь -2ч. М.И, Моро, С.И.Волкова. «Просвещение» 2014.
  • Проверочные работы. С.И.Волкова. «Просвещение» 2014.
  • Контрольные работы по математике. В.Н.Рудницкая.  Москва «Экзамен» 2014.
  • Тесты по математике.  В.Н.Рудницкая.  Москва «Экзамен» 2014.
  • 5000 заданий по математике. Л.П. Николаева. Москва «Экзамен» 2014.
  • Поурочные разработки по математике.Т.Н. Ситникова.Москва «ВАКО» 2014.
  • Мои достижения. Итоговые комплексные работы.О.Б.Логинова . «Просвещение» 2014.
  • Тренажёр по математике для 4 класса. Т.Л. Мишакина. Москва «ЮВЕНТА» 2013.

Формы организации учебного процесса являются:

  • традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Характеристика контрольно- измерительного  материала:

Контрольных работ – 11, самостоятельных работ – 8,  проектов -2.

Форма

Кол-во

Тема

Цель проведения

Дата

1четверть

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Проект

2

2

1

1.« Числа от 1 до 1000» (урок № 13)

2. «Числа, которые больше 1000» (урок №25)

1. Алгоритм и приёмы письменного деления.

 (урок № 10)

2. Век. Таблица единиц времени.

 (урок № 35)

Проект «Математика вокруг нас»

Создание математического справочника «Наш город (село)».

 (урок № 24)

Проверить багаж знаний за третий год обучения.

Проверить знания , умения и навыки учащихся.

Выявить пробелы в знаниях детей.

Проверить знания учащихся по теме; развивать умение работать самостоятельно.

Научатся распределять работу в группе, оценивать выполненную работу

2четверть

Самостоятельная работа

Контрольная работа

2

3

1. Что узнали. Чему научились.

Странички для любознательных.

 (урок № 49)

2. Письменные приёмы деления.

 (урок № 58)

1. Контрольная работа по теме «Величины» .(урок № 38)

2. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» (урок № 50)

3.Контрольная работа

за первое полугодие.(урок № 59)

Выявить пробелы в знаниях детей .

Проверить знания учащихся по пройденной теме;

Проверить полученные знания, развивать умение работать самостоятельно

Проверить полученные знания, развивать умение работать самостоятельно

3четверть

Самостоятельная работа

Проект

Контрольная работа

2

1

3

1. Что узнали. Чему научились.

. (урок № 80)

2. Что узнали. Чему научились.

Закрепление изученного. (урок № 91)

Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. (урок № 93)

1.« Умножение и деление на однозначное число» (урок № 66)

2. «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (урок № 92)

3.  «Умножение на двузначное число» (урок № 102)

Выявить пробелы в знаниях детей.

Выявить пробелы в знаниях детей.

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты.

Повторить пройденный материал, проверить  полученные знания.

Проверить полученные знания, развивать умение работать самостоятельно.

Оценить результаты освоения темы

4четверть

Самостоятельная работа

Контрольная работа

2

3

1. Письменное деление на двузначное число. Закрепление. (урок № 114)

2. Закрепление изученного. (урок №122)

1.« Деление на двузначное число» (урок № 117)

2. «Деление на трёхзначное число». (урок № 127)

3.Итоговая контрольная работа. (урок № 137)

Выявить пробелы в знаниях детей.

Закрепить приёмы вычислений

Проверить полученные знания.

Повторить пройденный материал, проверить  полученные знания.

Проверить полученные знания.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по предмету «Математика» 140 часов (4 часа в неделю)

Дата

№ урока, тема урока, содержание курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Цор

1 четверть (36 ч)

Числа от 1до 1000(14 ч)

Повторение(14ч)

1 Повторение . Нумерация чисел.

1

Читать и строить столбчатые диаграммы.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать  свою точку зрения,

оценивать точку зрения товарища,

обсуждать высказанные мнения

Учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие и предыдущие для данных; работать по плану; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

р -Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

п -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

2 Порядок действий в числовых выражениях.

Сложение и вычитание.

1

3 Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

4 Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

1

5 Умножение трёхзначного числа на однозначное

1

6. Свойства умножения.

1

7- 10 Алгоритм и приёмы письменного деления.

Самостоятельная работа

4

11 Диаграммы

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм

1

12 Что узнали. Чему научились.

Повторение пройденного

1

13 Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000».

1

14 Работа над ошибками. Странички для любознательных.

1

Числа, которые больше 1000

Нумерация (12ч)

15 Класс единиц и класс тысяч.

1

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Учащиеся научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог.

Научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; работать в парах; записывать и читать числа, состоящие из единиц III и IV классов; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

к-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

16-17 Чтение и запись многозначных чисел.

2

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.

Собрать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы

18  Разрядные слагаемые.

1

19Сравнение чисел.

 Сравнение многозначных чисел

1

20 Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 ООО раз.

1

21 Закрепление изученного по теме «Нумерация»

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.

1

22 Класс миллионов. Класс миллиардов

1

23 Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

24 Проект «Математика вокруг нас»

Создание математического справочника «Наш город (село)».

1

25 Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000»

1

26  Работа над ошибками. Закрепление пройденного.

1

Величины (12ч)

27-28 Единицы  длины.  Километр. 

Таблица единиц длины

2

Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события

Учащиеся познакомятся с новой единицей длины — километром; научатся соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, | делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

познакомятся с новыми единицами площади — квадратным километром, квадратным миллиметром; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

29-30 Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. 

2

31 Определение площади с помощью палетки.

1

32Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы

1

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные в более и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

33Время. Единицы времени. Определение времени по часам

Таблица единиц времени

1

34 Определение начала, продолжительности и конца события .

1

35 Век. Таблица единиц времени.

Самостоятельная работа

1

36  Что узнали. Чему научились.

1

2 четверть (28ч)

Числа, которые больше 1000

37 Величины. Что узнали. Чему научились.

1

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события

учащиеся познакомятся со способом измерения площади фигур с помощью палетки; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах.

38 Контрольная работа по теме «Величины»

1

Сложение и вычитание (12ч)

39 Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы вычислений.

1

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осущесгвлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий

Учащиеся научатся пользоваться письменными приемами вычислений; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной ; научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии ;научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников

40 Нахождение неизвестного слагаемого

1

41 Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1

42 Нахождение нескольких долей целого

1

43-44 Решение задач

1

45 Сложение и вычитание величин

1

46 Решение задач

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

1

47-49 Что узнали. Чему научились.

Странички для любознательных.

Повторение пройденного

Самостоятельная работа

3

50 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

1

Умножение и деление (77ч)

51 Работа над ошибками. Свойства умножения.

1

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий

Учащиеся научатся применять свойства умножения; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

р - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

к -вступать в беседу на уроке и в жизни

 п -делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов;

52-53 Письменные приёмы умножения

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

2

54 Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

55 Нахождение неизвестного  множителя,

неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

56 Деление с числами 0 и 1

1

57-58 Письменные приёмы деления.

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

Самостоятельная работа

2

59 Контрольная работа за первое полугодие

1

60 Работа над ошибками. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

1

61 Закрепление изученного. Решение задач. 

Решение текстовых задач

1

62 Письменные приёмы деления. Решение задач.

Решение текстовых задач

1

63-64 Что узнали. Чему научились.

Закрепление изученного.

2

3 четверть (40ч)

65 Умножение и деление на однозначное число.

1

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать

свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметическою действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.

Учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа и значения величины на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

 Научатся применять изученные способы деления; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.

учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; определять с помощью модели угольника виды углов; работать в парах;

п - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

р - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

к - слушать и понимать речь других.

66 Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».

1

67 Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

68 Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние

1

69-71 Решение задач на движение.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние

3

72. Странички для любознательных.

Проверочная работа.

1

73 Умножение числа на произведение

Умножение числа на произведение. Устные приёмы умножения вида 18 • 20, 25 • 12.

1

74-75 Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями

2

76 Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

77 Решение задач.

1

78 Перестановка и группировка множителей.

1

79- 80 Что узнали. Чему научились

Повторение пройденного

Самостоятельная работа

2

81-82 Деление числа на произведение

2

83 Деление с остатком на 10, 100, 1 000.

1

84 Решение задач.

Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях

1

85-88 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

4

89 Решение задач.

Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях

1

90-91 Что узнали. Чему научились

Закрепление изученного.

Самостоятельная работа

2

92  Контрольная работа по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

93 Анализ контрольной работы.

Проект ««Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

1

94-95 Умножение числа на сумму.

2

96-97 письменное умножение на двузначное число

2

98-99 Решение задач.

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

2

100-101  Закрепление изученного

2

102 Контрольная работа по теме» Умножение на двузначное число»

1

103- 104 Анализ контрольной работы.

Письменное умножение на трёхзначное число.

2

4 четверть (36 ч)

105 Закрепление изученного

1

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметическою действия деления.

Учащиеся научатся выполнять письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули; решать задачи на встречное движение; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера

Научатся выполнять умножение и деление на трехзначное число; моделировать с помощью схематических чертежей, таблиц и решать задачи изученных видов; распознавать геометрические фигуры; контролировать и оценивать свою работу и ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера.

Научатся работать самостоятельно; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; контролировать свою работу и ее результат.

106 Письменное деление на двузначное число.

1

107 Письменное деление с остатком  на двузначное число.

1

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием развёрток.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями

108 Алгоритм письменного  деления на двузначное число.

1

109-110 Письменное деление на двузначное число.

2

111-113 Закрепление изученного. Решение задач.

3

114. Письменное деление на двузначное число. Закрепление.

Самостоятельная работа

1

115-116 Закрепление изученного. Решение задач.

2

117 Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число».

1

118 Анализ контрольной работы.

1

119-121 Письменное деление на трёхзначное число.

3

122 Закрепление изученного.

Самостоятельная работа

1

123Деление с остатком.

1

124 Деление на трёхзначное число.

1

125-126 Что узнали. Чему научились

Закрепление изученного.

2

127 Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число».

1

128 Анализ контрольной работы.

1

Итоговое повторение ( 10ч)

129 Нумерация.

1

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать

свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения

учащиеся научатся читать, записывать и сравнивать многозначные числа; определять место числа в натуральном ряду; называть цифру определенного разряда, класса; представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи на разностное и кратное сравнение; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

записывать выражения, равенства, неравенства, уравнения; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

130 Выражения и уравнения

1

131 Арифметические действия: сложение и вычитание.

1

132 Арифметические действия: умножение и деление.

1

133Правила о порядке выполнения действий.

1

134 Величины

1

Анализировать и оценивать результаты работы

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

135 Геометрические фигуры.

1

136 Решение задач.

1

137 Контрольная работа за 4 класс.

1

138 Анализ контрольной работы.

1

139-140 Игра «В поисках клада» Обобщающий урок.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике для 2 класса

Рабочая учебная программа по математике для 2 классаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...

Рабочая учебная программа по математике в 3 классе "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Математика" 3 класс, характеристика КИМов....

Рабочая учебная программа по математике для 1 класса УМК «Школа России»

Рабочая учебная программа по математике   для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Рабочая учебная программа по математике для обучающихся 2г класса по образовательной программе " Начальная школа 21 века "

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...

Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...

[11] Рабочая учебная программа по математике УМК "Школа России" ФГОС

Начальный курс математикм - курс интегрированный: в нём обьединены арифметический, алгебраический и геометрический материал....