Рабочая учебная программа по математике 4 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Дана полная пояснительная записка к предмету, а также тематическое планирование с УУД и планируемыми результатами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._poyas._zap.docx | 40.49 КБ |
matem_4.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Математика» для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов (представлены выше) и авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. , Волкова С.И. ,Степанова С.В. утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
_ формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по математике в 4 классе рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4-ом классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем . Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4 -ом классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание сложения однозначных и двузначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 100;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Содержание учебного предмета:
- Числа от1 до 1000 ( 14 ч). Повторение.
- Порядок действий в числовых выражениях. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. Умножение трёхзначного числа на однозначное. Свойства умножения. Алгоритм и приёмы письменного деления. Диаграммы.
- Числа, которые больше 1000. Нумерация (12ч)
- Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 ООО раз. Класс миллионов. Класс миллиардов.
- Величины и их измерение.(12 ч)
- Единицы длины. Километр.
- Площадь. Единица измерения площади– квадратный миллиметр, квадратный километр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки. Единицы массы: центнер, тонна
Время. Единица времени. Определение начала, продолжительности и конца события .
- Сложение и вычитание. Числа, которые больше 1000. ( 12 ч)
- Устные и письменные приёмы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого.
неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Сложение и вычитание величин.
- Умножение и деление. Числа, которые больше 1000. (77 ч)
Свойства умножения. Письменные приёмы умножения. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами 0 и 1. Письменные приёмы деления. Деление с остатком на 10, 100, 1 000.
- Текстовые задачи.
- Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
- а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
- б) разностное сравнение;
- в)на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
- Элементы геометрии.
- Обозначение геометрических фигур буквами.
- Острые и тупые углы.
- Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
- Круг. Окружность. Диаметр руга.
- Элементы алгебры.
- Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
- Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
- Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а:х=в; а.х=в
- Занимательные и нестандартные задачи.
- Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
- Задачи на разрезание и составление фигур.
- Итоговое повторение.(10 ч)
Материально-техническое обеспечение курса предмета:
Мультимедиапроектор.
Переносной экран.
Приложение к учебнику на электронном носителе.
Дидактическое и методическое обеспечение курса предмета «Математика» 4 класс
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова. Москва «Просвещение» 2011 г.
- Учебник «Математика» - 2ч.М.И, Моро, М.А.Бантова. «Просвещение» 2014.
- Рабочая тетрадь -2ч. М.И, Моро, С.И.Волкова. «Просвещение» 2014.
- Проверочные работы. С.И.Волкова. «Просвещение» 2014.
- Контрольные работы по математике. В.Н.Рудницкая. Москва «Экзамен» 2014.
- Тесты по математике. В.Н.Рудницкая. Москва «Экзамен» 2014.
- 5000 заданий по математике. Л.П. Николаева. Москва «Экзамен» 2014.
- Поурочные разработки по математике.Т.Н. Ситникова.Москва «ВАКО» 2014.
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы.О.Б.Логинова . «Просвещение» 2014.
- Тренажёр по математике для 4 класса. Т.Л. Мишакина. Москва «ЮВЕНТА» 2013.
Формы организации учебного процесса являются:
- традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Характеристика контрольно- измерительного материала:
Контрольных работ – 11, самостоятельных работ – 8, проектов -2.
Форма | Кол-во | Тема | Цель проведения | Дата | |
1четверть | Контрольная работа Самостоятельная работа Проект | 2 2 1 | 1.« Числа от 1 до 1000» (урок № 13) 2. «Числа, которые больше 1000» (урок №25) 1. Алгоритм и приёмы письменного деления. (урок № 10) 2. Век. Таблица единиц времени. (урок № 35) Проект «Математика вокруг нас» Создание математического справочника «Наш город (село)». (урок № 24) | Проверить багаж знаний за третий год обучения. Проверить знания , умения и навыки учащихся. Выявить пробелы в знаниях детей. Проверить знания учащихся по теме; развивать умение работать самостоятельно. Научатся распределять работу в группе, оценивать выполненную работу | |
2четверть | Самостоятельная работа Контрольная работа | 2 3 | 1. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. (урок № 49) 2. Письменные приёмы деления. (урок № 58) 1. Контрольная работа по теме «Величины» .(урок № 38) 2. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» (урок № 50) 3.Контрольная работа за первое полугодие.(урок № 59) | Выявить пробелы в знаниях детей . Проверить знания учащихся по пройденной теме; Проверить полученные знания, развивать умение работать самостоятельно Проверить полученные знания, развивать умение работать самостоятельно | |
3четверть | Самостоятельная работа Проект Контрольная работа | 2 1 3 | 1. Что узнали. Чему научились. . (урок № 80) 2. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. (урок № 91) Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. (урок № 93) 1.« Умножение и деление на однозначное число» (урок № 66) 2. «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (урок № 92) 3. «Умножение на двузначное число» (урок № 102) | Выявить пробелы в знаниях детей. Выявить пробелы в знаниях детей. Работать в паре: обмениваться собранной информацией, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты. Повторить пройденный материал, проверить полученные знания. Проверить полученные знания, развивать умение работать самостоятельно. Оценить результаты освоения темы | |
4четверть | Самостоятельная работа Контрольная работа | 2 3 | 1. Письменное деление на двузначное число. Закрепление. (урок № 114) 2. Закрепление изученного. (урок №122) 1.« Деление на двузначное число» (урок № 117) 2. «Деление на трёхзначное число». (урок № 127) 3.Итоговая контрольная работа. (урок № 137) | Выявить пробелы в знаниях детей. Закрепить приёмы вычислений Проверить полученные знания. Повторить пройденный материал, проверить полученные знания. Проверить полученные знания. |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по предмету «Математика» 140 часов (4 часа в неделю)
Дата | № урока, тема урока, содержание курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Цор |
1 четверть (36 ч) Числа от 1до 1000(14 ч) Повторение(14ч) | |||||
1 Повторение . Нумерация чисел. | 1 | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения | Учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие и предыдущие для данных; работать по плану; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. р -Учиться планировать учебную деятельность на уроке. п -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | ||
2 Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | ||||
3 Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | ||||
4 Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | 1 | ||||
5 Умножение трёхзначного числа на однозначное | 1 | ||||
6. Свойства умножения. | 1 | ||||
7- 10 Алгоритм и приёмы письменного деления. Самостоятельная работа | 4 | ||||
11 Диаграммы Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | ||||
12 Что узнали. Чему научились. Повторение пройденного | 1 | ||||
13 Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000». | 1 | ||||
14 Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 | ||||
Числа, которые больше 1000 Нумерация (12ч) | |||||
15 Класс единиц и класс тысяч. | 1 | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. | Учащиеся научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог. Научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; работать в парах; записывать и читать числа, состоящие из единиц III и IV классов; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами. к-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | ||
16-17 Чтение и запись многозначных чисел. | 2 | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. Собрать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы | |||
18 Разрядные слагаемые. | 1 | ||||
19Сравнение чисел. Сравнение многозначных чисел | 1 | ||||
20 Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 ООО раз. | 1 | ||||
21 Закрепление изученного по теме «Нумерация» Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | ||||
22 Класс миллионов. Класс миллиардов | 1 | ||||
23 Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | ||||
24 Проект «Математика вокруг нас» Создание математического справочника «Наш город (село)». | 1 | ||||
25 Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000» | 1 | ||||
26 Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | 1 | ||||
Величины (12ч) | |||||
27-28 Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины | 2 | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события | Учащиеся познакомятся с новой единицей длины — километром; научатся соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, | делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования. познакомятся с новыми единицами площади — квадратным километром, квадратным миллиметром; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования. | ||
29-30 Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. | 2 | ||||
31 Определение площади с помощью палетки. | 1 | ||||
32Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные в более и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. | |||
33Время. Единицы времени. Определение времени по часам Таблица единиц времени | 1 | ||||
34 Определение начала, продолжительности и конца события . | 1 | ||||
35 Век. Таблица единиц времени. Самостоятельная работа | 1 | ||||
36 Что узнали. Чему научились. | 1 | ||||
2 четверть (28ч) Числа, которые больше 1000 | |||||
37 Величины. Что узнали. Чему научились. | 1 | Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события | учащиеся познакомятся со способом измерения площади фигур с помощью палетки; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах. | ||
38 Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | ||||
Сложение и вычитание (12ч) | |||||
39 Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осущесгвлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий | Учащиеся научатся пользоваться письменными приемами вычислений; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной ; научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии ;научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников | ||
40 Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | ||||
41 Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | ||||
42 Нахождение нескольких долей целого | 1 | ||||
43-44 Решение задач | 1 | ||||
45 Сложение и вычитание величин | 1 | ||||
46 Решение задач Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | ||||
47-49 Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Повторение пройденного Самостоятельная работа | 3 | ||||
50 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | ||||
Умножение и деление (77ч) | |||||
51 Работа над ошибками. Свойства умножения. | 1 | Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий | Учащиеся научатся применять свойства умножения; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников. р - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). к -вступать в беседу на уроке и в жизни п -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; | ||
52-53 Письменные приёмы умножения Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | 2 | ||||
54 Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | |||||
55 Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | ||||
56 Деление с числами 0 и 1 | 1 | ||||
57-58 Письменные приёмы деления. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Самостоятельная работа | 2 | ||||
59 Контрольная работа за первое полугодие | 1 | ||||
60 Работа над ошибками. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 | ||||
61 Закрепление изученного. Решение задач. Решение текстовых задач | 1 | ||||
62 Письменные приёмы деления. Решение задач. Решение текстовых задач | 1 | ||||
63-64 Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. | 2 | ||||
3 четверть (40ч) | |||||
65 Умножение и деление на однозначное число. | 1 | Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметическою действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. | Учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа и значения величины на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Научатся применять изученные способы деления; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами. научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера. учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; определять с помощью модели угольника виды углов; работать в парах; п - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. р - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. к - слушать и понимать речь других. | ||
66 Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | ||||
67 Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | ||||
68 Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние | 1 | ||||
69-71 Решение задач на движение. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | 3 | ||||
72. Странички для любознательных. Проверочная работа. | 1 | ||||
73 Умножение числа на произведение Умножение числа на произведение. Устные приёмы умножения вида 18 • 20, 25 • 12. | 1 | ||||
74-75 Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями | 2 | ||||
76 Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | ||||
77 Решение задач. | 1 | ||||
78 Перестановка и группировка множителей. | 1 | ||||
79- 80 Что узнали. Чему научились Повторение пройденного Самостоятельная работа | 2 | ||||
81-82 Деление числа на произведение | 2 | ||||
83 Деление с остатком на 10, 100, 1 000. | 1 | ||||
84 Решение задач. Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | ||||
85-88 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 4 | ||||
89 Решение задач. Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | ||||
90-91 Что узнали. Чему научились Закрепление изученного. Самостоятельная работа | 2 | ||||
92 Контрольная работа по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | ||||
93 Анализ контрольной работы. Проект ««Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. | 1 | ||||
94-95 Умножение числа на сумму. | 2 | ||||
96-97 письменное умножение на двузначное число | 2 | ||||
98-99 Решение задач. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 2 | ||||
100-101 Закрепление изученного | 2 | ||||
102 Контрольная работа по теме» Умножение на двузначное число» | 1 | ||||
103- 104 Анализ контрольной работы. Письменное умножение на трёхзначное число. | 2 | ||||
4 четверть (36 ч) | |||||
105 Закрепление изученного | 1 | Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметическою действия деления. | Учащиеся научатся выполнять письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули; решать задачи на встречное движение; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера Научатся выполнять умножение и деление на трехзначное число; моделировать с помощью схематических чертежей, таблиц и решать задачи изученных видов; распознавать геометрические фигуры; контролировать и оценивать свою работу и ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера. Научатся работать самостоятельно; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; контролировать свою работу и ее результат. | ||
106 Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||||
107 Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием развёрток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями | |||
108 Алгоритм письменного деления на двузначное число. | 1 | ||||
109-110 Письменное деление на двузначное число. | 2 | ||||
111-113 Закрепление изученного. Решение задач. | 3 | ||||
114. Письменное деление на двузначное число. Закрепление. Самостоятельная работа | 1 | ||||
115-116 Закрепление изученного. Решение задач. | 2 | ||||
117 Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 | ||||
118 Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
119-121 Письменное деление на трёхзначное число. | 3 | ||||
122 Закрепление изученного. Самостоятельная работа | 1 | ||||
123Деление с остатком. | 1 | ||||
124 Деление на трёхзначное число. | 1 | ||||
125-126 Что узнали. Чему научились Закрепление изученного. | 2 | ||||
127 Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число». | 1 | ||||
128 Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Итоговое повторение ( 10ч) | |||||
129 Нумерация. | 1 | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения | учащиеся научатся читать, записывать и сравнивать многозначные числа; определять место числа в натуральном ряду; называть цифру определенного разряда, класса; представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи на разностное и кратное сравнение; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера. записывать выражения, равенства, неравенства, уравнения; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами. | ||
130 Выражения и уравнения | 1 | ||||
131 Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 | ||||
132 Арифметические действия: умножение и деление. | 1 | ||||
133Правила о порядке выполнения действий. | 1 | ||||
134 Величины | 1 | Анализировать и оценивать результаты работы Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||
135 Геометрические фигуры. | 1 | ||||
136 Решение задач. | 1 | ||||
137 Контрольная работа за 4 класс. | 1 | ||||
138 Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
139-140 Игра «В поисках клада» Обобщающий урок. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по математике для 2 класса
Рабочая учебная программа по математике для 2 классаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Рабочая учебная программа по математике в 3 классе "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Математика" 3 класс, характеристика КИМов....
Рабочая учебная программа по математике для 1 класса УМК «Школа России»
Рабочая учебная программа по математике для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год...
Рабочая учебная программа по математике для обучающихся 2г класса по образовательной программе " Начальная школа 21 века "
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...
Рабочая учебная программа по математике с модулем "Занимательная математика" для 4 класса 136 часов УМК "Перспектива"
Программа составлена по учебникам Дорофеева Г.В., Мираковой Т.Н., Бука Т.Б....
Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...
[11] Рабочая учебная программа по математике УМК "Школа России" ФГОС
Начальный курс математикм - курс интегрированный: в нём обьединены арифметический, алгебраический и геометрический материал....