ПНШ
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Колмыкова Елена Александровна

Рабочая программа для 4 класса по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике составлена на основе:

  • Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа;
  • Авторской программы «Математика» Чекина А.Л., Р.Г.Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»;
  • ООП НОО.

1.Содержание учебного предмета

*Особенности организации учебного процесса:

В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный  организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).

В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:

  1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы    хранения опыта,  которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

  2 этап  - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные  учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.

  3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.

 4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило,  в завершении этапа  осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.

Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования  конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).

 Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:

1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);

2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);

3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;

4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.

№ п/п

Наименование раздела

Содержание

Материал учебника

Кол-во часов

1.

Числа и величины.

Натуральные и дробные числа.

Разрядная единица – миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел.: числителя и знаменателя.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

ч.1. с.7-11

с. 26-35

с.86-88

12

2.

Арифметические действия.

Взаимосвязь арифметических действий.  Деление с остатком.

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел.

Буквенные выражения как выражение с переменной. Решение уравнений.

ч.1. с. 22-26

с. 39-44

с. 51-77

ч.2 с.7-22

ч.2 с. 92-97

50

3.

Работа с текстовыми задачами.

Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Логические задачи. Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.

Ч.1 с.12-22

Ч.1 с.44-51

Ч.1 с.77-86

Ч.1 с.102-110

ч.2 с.39-78

26

4.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

 Распознавание и называние:  куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Раздел «Геометрические величины».

Геометрические величины и их измерение. Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Объём тела и вместимость сосудов. Измерение объёма тел. Единицы измерения объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношение между единицами объёма.

Задачи на вычисление (длины, площади, объёма).

Ч.1 с.89-102

Ч.2 с. 78-92

26

5.

Работа с данными

Диаграмма: чтение диаграмм: столбчатой, круговой.

Чтение круговых диаграмм м разделением круга на 2,3,4,6.8,9,12 равных долей.

Алгоритм. Построение записи алгоритма с помощью блок – схемы.

Ч.2 с. 22-39

Ч.2 с.100-113

22

Итого:

136

2. Календарно-тематическое планирование с определением конкретных результатов и  основных видов учебной деятельности обучающихся

№п.п.

Кол-во уроков

Дата проведения

Форма проведения

Тема  урока

Результат

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

1-9

1

Диалогическая лекция

Нумерация в пределах 1000. Числовые выражения. Сложение и вычитание. Умножение. Деление.

Ученик научится:

-называть и записывать любое натуральное число до 1000;

-сравнивать изученные натуральные числа.

Ученик получит возможность научиться:

- читать, записывать и сравнивать трёхзначные

-складывать и вычитать числа, применяя алгоритм.

-читать и строить столбчатые диаграммы

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Использовать алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел

Находить зависимость в задаче и выражать её с помощью диаграммы

3

Урок семинар

с применением УЛО ProClass

(тест 1)

Семинар по теме «Повторение за 3 класс»

4

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьников 1-4 класс»

Урок- практикум по теме «Повторение за 3 класс»

1

Контроль знаний

Самостоятельная работа  по теме «Повторение за 3 класс»

10-15

1

Урок - семинар

Семинар по теме «Решение текстовых задач»

Ученик научится:

 - решать задачи разного вида, используя модели.

Ученик получит возможность научиться:

-решать задачи простейшие текстовые задачи

Выбирать модель для решения задачи, определять зависимость между её компонентами.

Планировать ход решения задачи.

2

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьников 1-4 класс»

Урок- практикум

«Решение текстовых задач»

1

Контроль знаний

Самостоятельная работа «Решение текстовых задач»

1

Урок обобщение

Обобщающий урок по теме «Повторение за 3 класс»

1

Проверка знаний

Контрольная работа «Вводная контрольная работа»

16-21

1

Диалогическая лекция

Чтение многозначных чисел. Сумма разрядных слагаемых. Умножение  и деление числа на 10,100,1000. Сравнение многозначных чисел.

Ученик научится:

- читать и записывать любые числа в пределах миллиона,

-увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

-вычислять значения выражений в несколько действий.

Выделять в числе единицы каждого разряда.

Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

2

Урок – семинар

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьников 1-4 класс»

Семинар по теме «Нумерация многозначных чисел»    

2

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьников 1-4 класс»

Практикум по теме «Нумерация многозначных чисел»    

1

Проверка знаний

с применением УЛО ProClass

(тест 2)

Самостоятельная работа по   теме «Нумерация многозначных чисел»    

22-30

1

Диалогическая лекция

Масса, длина, время и площадь. Таблица  соотношения единиц. Перевод больших единицы в меньшие. Перевод меньших единиц в большие. Действия с величинами.

Ученик научится:

 -переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие).

Ученик получит возможность научиться:

 -определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

3

Урок - семинар

Семинар по теме «Величины»

4

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьников 1-4 класс»

Практикум по теме «Величины»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме «Величины»

31-41

2

Диалогическая лекция

Доли и дроби. Сравнение долей.

Ученик научится:

решать задачи на нахождение части от числа и числа по части.

Ученик получит возможность научиться:

-сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результат сравнения с помощью соответствующих знаков

Выбирать модель для решения задачи, определять зависимость между её компонентами, выбирать наиболее эффективные способы её решения.

Исследовать ситуации сравнения дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Доли и дроби»

4

Урок - практикум

Практикум по теме «Доли и дроби»

1

Проверка знаний

с применением УЛО ProClass

(тест 3)

Самостоятельная работа по теме «Доли и дроби»

1

Урок - обобщения

Обобщающий урок по теме «Доли и дроби»

1

Контроль знаний

Контрольная работа «Доли и дроби»

42-54

2

Диалогическая лекция

Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление на однозначное число.

Ученик научится:

-выполнять сложение и вычитание многозначных чисел по алгоритму;

-выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное.

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел и величин

-переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание), опираясь на  алгоритм их выполнения; сложение и вычитание величин.

Выявлять зависимость и проводить сравнение и классификацию единиц длины, стоимости, массы и площади

Моделировать ход преобразования единиц из большей в меньшую, из меньшей в большую

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Действия с многозначными числами»

5

Урок – практикум

с применением УЛО ProClass

(тест 4)

Практикум по теме «Действия с многозначными числами»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме «Действия с многозначными числами»

1

Урок - практикум

Урок- практикум по теме «Решение уравнений в два действия»

Ученик научится:

- решать уравнения в 2 действия.

Ученик получит возможность научиться:

-решать задачи с помощью уравнений.

Распознавать неизвестный компонент.

Сравнивать решение уравнений в одно и два действия.

Осуществлять пошаговый алгоритм нахождения неизвестного числа.

1

Урок - обобщения

Обобщение по теме «Решение уравнений»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений»

55-61

1

Диалогическая лекция

Решение текстовых задач

Ученик научится:

-распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи.

Ученик получит возможность научиться:

решать задачи в 2-4 действие, используя модели.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их пошагово, используя алгоритм решения задач.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

устанавливать причинно-следственные связи;

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Решение текстовых задач»

3

Урок - практикум

Практикум по теме «Решение текстовых задач»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме «Решение текстовых задач»

62-63

2

Урок - обобщения

Повторение

64

1

Контроль знаний

Контрольная работа «Сложение и вычитание многозначных чисел»

Ученик научится:

-решать задачи и примеры с многозначными числами.

Ученик получит возможность научиться:

-находить  рациональный способ решения задач

65-69

1

Диалогическая лекция

Среднее арифметическое

Ученик научится:

-выполнять вычисления с многозначными числами;

-устанавливать правило, по которому составлена данная последовательность.

Ученик получит возможность научиться:

 -находить  устно и письменно среднее арифметическое, опираясь на знание алгоритмов

Применять формулу вычисления среднего арифметического.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий.

1

Урок - семинар

Семинар по теме «Среднее арифметическое» 

2

Урок - практикум

Практикум по теме «Среднее арифметическое»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа  по теме «Среднее арифметическое»

70-79

2

Диалогическая лекция

Задачи на движение

Ученик научится:

-решать задачи несколькими способами, используя данные таблицы.

Ученик получит возможность научиться:

-находить рациональный способ решения задачи.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их пошагово, используя алгоритм решения задач.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

Составлять план решения.

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Задачи на движение»

4

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьником 1-4 класс»

Практикум по теме «Задачи на движение»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме «Задачи на движение»

1

Контроль знаний

Контрольная работа по теме «Среднее значение. Задачи на движение»

80-89

2

Диалогическая лекция

Устное умножение на многозначное число. Умножение числа на произведение.

Ученик научится:

 -устно умножать двузначное число и на круглые числа.

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять умножение на многозначные числа.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Устное умножение на многозначное число»

3

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьником 1-4 класс»

Практикум по теме «Устное умножение на многозначное число»

3

Проверка знаний

Самостоятельная работа  по теме «Устное умножение на многозначное число»

90-95

1

Диалогическая лекция

Умножение многозначных чисел

Ученик научится:

-выполнять умножение многозначных чисел.

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять умножение, используя алгоритм.

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Умножение многозначных чисел»

2

Урок – практикум

с применением Программно – методического комплекса «Академия младших школьником 1-4 класс»

Практикум по теме «Умножение многозначных чисел»

1

Проверка знаний

с применением УЛО ProClass

(тест 5)

Самостоятельная работа  по теме «Умножение многозначных чисел»

96-103

1

Диалогическая лекция

Решение задач повышенной сложности

Ученик научится:

-решать задачи на разностное, сравнение, по двум суммам и на части.

Ученик получит возможность научиться:

-решать задачи с помощью уравнений.

Составлять план решения, используя данные таблицы.

Анализировать, сравнивать решение задач   по двум суммам и на разностное сравнение.

Применять чертёж при решении задач на части

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Решение задач повышенной сложности»

2

Урок - практикум

Практикум по теме «Решение задач повышенной сложности»

2

Проверка знаний

Самостоятельная работа  по теме «Решение задач повышенной сложности»

1

Контроль знаний

Контрольная работа «Решение примеров и задач»

104-111

2

Диалогическая лекция

Деление числа на произведение.
Устные приемы деления Деление с остатком на 10, 100, 1 000.

Ученик научится:

 -выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000.

Ученик получит возможность научиться:

 -выполнять устное и письменное деление на круглые числа;

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях..

Применять алгоритм деления с остатком на двузначное число

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Деление на круглые числа»

3

Урок - практикум

Практикум по теме «Деление на круглые числа»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме «Деление на круглые числа»

112-124

2

Диалогическая лекция

Деление многозначных чисел

Ученик научится:

- выполнять письменно деление многозначных чисел на
двузначное и трехзначное число.

Ученик получит возможность научиться:

-вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

- выполнять проверку.

Выполнять письменно деление многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.
Проверять выполненные действия: умножение делением и деление- умножением

2

Урок - семинар

Семинар по теме «Деление многозначных чисел»

3

Урок - практикум

Практикум по теме «Деление многозначных чисел»

2

Проверка знаний

Самостоятельная работа «Деление многозначных чисел»

3

Урок - обобщения

Закрепление. Решение примеров и задач.

1

Контроль знаний

с применением УЛО ProClass

(тест 6)

Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел»

125-136

3

Диалогическая лекция

Повторение за 4 класс. Решение примеров. Тесты.

Ученик научится: 

-использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

-читать простейшие круговые диаграммы.

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять построчную запись алгоритма;

- понимать смысл термина «алгоритм».

Внимательно читать задания.

Выполнять задания строго по инструкции.

Проверять выполненную работу

4

Урок обобщения

Повторение за 4 класс. Решение примеров  и уравнений.

2

Контроль знаний

Итоговая контрольная работа

3

Контроль знаний

Тест по новым стандартам

Всего

136

*УЛО – учебно-лабораторное оборудование.

3.Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в 4_ классе по предмету «Математика»

№ п/п

Наименование пособий и технических средств обучения

Выходные данные (автор, издательство, год издания)

I

Печатные пособия:

  1. Учебная программа.

Программа по учебным предметам: 1-4 кл. 1 часть / Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  1. Учебники.

Чекин А.Л. Математика 4 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.

  1. Методическое пособие для учителя.

Чекин А.Л. Математика: методическое пособие для учителя М. : Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. 4 класс: в 2 частях. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

II

Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

III

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, экран,

IV

Цифровые образовательные ресурсы

1.Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс.

2. Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

http://mat.1september.ru  

3. Math.ru: Математика и образование

http://www.math.ru

4. Allmath.ru – вся математика в одном месте

http://www.allmath.ru

V

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Программное обеспечение к системе контроля и мониторинга качества знаний  ProClass  с интегрированным набором контрольных тестов

Нетбуки, Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1-4 класс»

VI

Натуральные объекты

VII

Демонстрационные пособия

Комплект таблиц для начальной школы. 4 класс.

VIII

Музыкальные инструменты

IX

Натуральный фонд

4.Контрольно – измерительные  материалы

Диагностический материал включает кодификатор и тексты работ: диктанты, контрольные работы, лабораторные работы и др.                    (материалы прилагаются)