Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
статья по математике (1 класс) на тему

Адаптация дошкольников.

«Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика".

 Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptivnaya_programma.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация дошкольников.

«Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика".

 Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

Содержание:

Введение

Направления программы

Общие задачи

Задачи обучения по направлениям программы I года обучения.

Формирование представлений о числе и количестве.

Развитие представлений о величине.

Развитие представлений о форме.

Развитие пространственной ориентировки.

Развитие ориентировки во времени.

Задачи обучения по направлениям программы II года обучения.

Формирование представлений о числе и количестве.

Развитие представлений о величине.

Развитие представлений о форме.

Развитие пространственной ориентировки.

Развитие ориентировки во времени.

Учебный план

I год обучения 36 занятий.

II год обучения 72 занятия.

Необходимое оборудование и пособия.

Ожидаемые результаты.

Список литературы.

Приложение (конспекты занятий, диагностика, взаимодействие с родителями)

Введение

Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.

1. Направления программы

Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).

Величина (Развитие представлений о величине).

Развитие представлений о форме.

Развитие пространственной ориентировки.

Развитие ориентировки во времени.

2. Общие задачи

Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты

Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств

Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи

Поощрять уместное использование математических терминов и символики

Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них

Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.

3. Задачи обучения по направлению программы I года обучения

3.1. Формирование представлений о числе и количестве

– Знакомить с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10.

– Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 > 5, a 5 < 6) на наглядной основе.

– Получать равенство из неравенства и наоборот.

– Знакомить со знаками больше, меньше (>, <), равно (=), плюс (+).

– Учить понимать отношение рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).

– Знакомить с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале: 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1).

– Использовать различные анализаторы при счете.

– Знакомство с цифрами от 1 до 5.

– Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5 и составлять из двух меньших большее число.

– На занятиях и в самостоятельной деятельности совершенствовать представления о числах первого десятка.

3.2. Формирование представлений о величине

– Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.

– Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.

– Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

– Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.

– Дать представление о частях целого: половина.

3.3. Развитие представлений о форме

– Знакомить с четырехугольниками: прямоугольник, квадрат. Учить узнавать и называть их. Учить узнавать в окружающих предметов форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).

– Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

– Знакомить со структурными элементами геометрических фигур: вершины, углы, стороны.

– Учить классифицировать геометрические фигуры.

– Учить самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.

– Использовать в речи следующие слова: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все.

– Называть все свойства, присущие и неприсущие объектам (не красная, не квадратная).

3.4. Развитие пространственной ориентировки

– Закреплять и расширять пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

– Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

– Знакомить с тетрадью в клетку.

– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).

– Учить выполнять последовательно игровые и практические действия с ориентировкой на символ (стрелки).

– Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.

3.5. Развитие ориентировки во времени

– Учить последовательно называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

– Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

– Познакомить с моделью суток, моделью года.

4. Задачи обучения по разделам программы II года обучения

4.1. Формирование представлений о числе и количестве

– Учить счету в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

– Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.

– Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

– Учить раскладывать число  на два меньших и составлять из двух меньших большее число (используя числа от 6 до 10).

– Знакомить с составом чисел второго пятка из единиц.

– Знакомство с цифрами……, от 6 до 10.

– Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 3, 5 и 10 копеек.

– Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.

– Учить пользоваться знаками действий с цифрами: плюс  ( + ),  минус (-), равно ( = ).

– Учить сложению и вычитанию чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.

– Совершенствовать представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения. Способствовать пониманию отношений между последовательными числами в пределах десяти (7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1).

4.2. Развитие представлений о величине

– Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки.

– Учить делить круг, квадрат на 2, 4 равные части, сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого.

– Учить делить целое на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем на большее количество частей делиться целое, тем меньше каждая часть и наоборот.

– Познакомить со способами сравнения объектов по величине (длина, объем) с помощью условной меры, использовать их при решении практических и проблемно – познавательных ситуаций.

– Создать условия для классификации и сериации предметов по величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.

– Знакомить с общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, метр.

4.3. Развитие представлений о форме

– Дать представление о многоугольниках. Расширять представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник – квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур. Знакомить с геометрическими фигурами: конус, пирамида, параллелепипед.

– Учить составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.

– Знакомить с геометрическими понятиями: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).

– Знакомить с соотношением сторон, внутренней и внешней областью фигуры; с пересечением линий, фигур.

– Знакомить с горизонтальной, вертикальной (осевой симметрией).

– Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Учить пользоваться линейкой, трафаретом.

– Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.

4.4. Развитие пространственной ориентировки

– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции.

– Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже).

– Продолжать учить воспроизводить предлагаемые графические образцы; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.

– Учить правильно употреблять в речи и понимать предлоги, обозначающие  взаимное пространственное расположение предметов.

– Уточнять отношения: на – над – под, справа – слева, посередине – спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.

– Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение пространственного расположения объектов.

– Создать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы.

4.5. Развитие ориентировки во времени

– Расширять представления о последовательности дней недели.

– Учить называть месяцы года, формировать представление об определении времени по часам. Показывать на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.

– Учить понимать отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять отношения: вчера, сегодня, завтра.

5. Учебный план

5.1. Базисный учебный план

I год обучения 36 занятия

№ п/п        

Программное содержание        

Количество занятий, где данная тема является основной

I квартал

Познакомить с образованием чисел от 6 до 9, учить сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами и устанавливать равенство между ними. Упражнять в счете предметов в пределах 9

Знакомство с четырех – угольниками

Знакомство с днями недели

Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему

Ознакомление с тетрадью в клетку

Учить понимать отношение рядом стоящих чисел        

II квартал

Учить сравнивать рядом стоящие числа с пределах 10 (6>5, а 5<6), на начальной основе «равно». Учить получать равенства из неравенства и наоборот

Знакомить со знаками больше, меньше (>, <)

Продолжать развивать умение устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте и другие, учить видеть изменение предметов по размерам

Знакомство с порядковым счетом в пределах 10

Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки

Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы        

III квартал

Знакомство с количественным составом чисел первого пятка из единиц

Знакомить с цифрами от 0 до 5

Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5        

5.2. Базисный учебный план.

II год обучения 72 занятия.

№ п/п        

Программное содержание        

Количество занятий, где данная тема является основной

        

I квартал

Закрепление навыков счета в пределах 10

Знакомство с цифрами от 6 до 9

Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек

Учить определять называть предыдущее и последующее число для каждого числа в пределах 10

Ознакомление с составом числа из двух меньших на числах от 6 до 10

Знакомство с единицей измерения различных величин: сантиметр        

II квартал

Знакомство с прямыми и кривыми линиями

Дать представление о количественном составе из единиц чисел 6 – 10

Знакомство с замкнутыми и незамкнутыми линиями

Ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10

Составление и решение простых арифметических задач. Ознакомление детей со знаками действий: (+), (–), (=)

Знакомство с геометрическими понятиями: отрезок, луч

Обучение ориентировке на листке клетчатой бумаги        

III квартал

Обучение измерению и сравнению длины, ширины, высоты предметов при помощи условной мерки

Знакомство с геометрической формой: пирамида

Деление предметов на 2, 4 и более частей

Знакомить с углами: прямой, острый, тупой

Знакомство с приемами измерения жидких и сыпучих тел

Ознакомление с часами

Повторение программного материала        

6. Необходимое оборудование и пособия.

Специально оборудованное помещение (кабинет);

Игрушки-персонажи: Бим, Бом, Емеля, Незнайка, Петушок, Мышка, Лягушка, Пятачок, Зайка, Волк.

Материал:

ДЕМОНСТРАЦОННЫЙ        

РАЗДАТОЧНЫЙ

Наборное полотно

Набор геометрических фигур

Музыкальные игрушки: телефон, молоток, дудочка, колокольчик, бубен, румба.

Флажки разные по форме и цвету

Карандаши разные по размеру

Цифры от 0 до 9

Знаки (+), (–), (=), (>), (<)

Геометрические формы: шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед

Ленточки разные по длине

Набор игрушек: животные, птицы, цветы, деревья, овощи, фрукты, транспорт

Разные многоугольники

Монеты

Модель дней недели

Модель года

Модель суток

Модель дома с окнами (сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра)

Карточки с изображением предметов в количестве от 1 до 10

Игрушка – светофор

Книги со сказками «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Картинки с изображением частей суток

Два колеса: одно круглое, другое овальное

Карточки с изображением прямой и кривой линий, отрезка, луча, замкнутых и незамкнутых линий

Игрушки разные по размеру

Картинки с изображением многоэтажных домов

Шахматная доска

Пирамидки разные по размеру

Сосуды разные по размеру для измерения сыпучих и жидких тел

Набор фигур к «Архимедовой игре»

Игра «Уникуб»

Таблица Шульца

Часы

Бытовые весы

Гири 1 кг, 2 кг

Иллюстрации для составления арифметических задач с изображением озера, вазы для цветов, кормушки для птиц, аквариума, полянки, улицы, корзины        Наборное полотно

Пенал с геометрическими фигурами

Счетные палочки

Мелкие игрушки: зайчики, лисята, мышата, уточки

Цифры от 0 до 9

Знаки (+), (–), (=), (>), (<)

Абаки

Цветные карандаши

Фломастеры

Простые карандаши

Пенал с монетами

Тетрадь в клетку

Рабочие листы

Мягкая проволока

Карточки с двумя, четырьмя, пятью полосками

Шахматная доска, фигура коня

Мерки для измерения длины, ширины, высоты предметов

«Ремешки» разные по размеру

Перфокарты

Карточки для решения задач

Детские счеты

Мерки для измерения сыпучих и жидких тел: столовая, десертная, чайная ложки

Часы

Модель часов

Картинки для составления арифметических задач  

7. Ожидаемые результаты

– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.

– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).

– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.

– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.

– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом,  так и в обратном порядке от любого заданного числа.

– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти).

– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.

– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.

– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.

– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.

– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.

– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).

– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).

– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).

– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.

– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.

– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).

– Воспроизводит предлагаемые графические образцы.

– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними.

– Знает последовательность дней недели, месяцев года.

– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.

– Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.

– Проявляет интерес к математическим играм.

Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий и рабочих листов.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.

Школа 2100. Программа  подготовки  дошкольников  по математике. Л.Г.Петерсон.

Раз – ступенька, два – ступенька… Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.

Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.

Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г.Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.

Математика для малышей. Тетрадь №1, тетрадь №2, тетрадь №3. Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова. М: 1994 г.

Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.

Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.

 Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г.  

 И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.

 Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.

 Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999 г.

 Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.

 Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 лет. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. Акцидент: 1998 г.

 Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.

 Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.

 Математическая тетрадь для дошкольников. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. М: 1992 г.

 Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.

 Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Разработка занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием ИКТ "Занимательная математика".

Цель: познакомить детей с разными видами четырехугольников.Задачи: 1.Научить находить четырехугольников на чертежах и в окружающих нас предметах,2.Закрепить умение называть свойства четыреху...

Программа развития элементарных математических представлений дошкольников «Раз – ступенька, два - ступенька»

Программа предназначена для подготовки детей к школе. Рассчитана на 1 год ( 1 час в неделю).  Составлена на основе  программы Л. Г. Петерсон....