Урок математики в 4 классе на тему "Нахождение нескольких долей целого"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Елина Елена Вячеславовна

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_v_4_klasse.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

1 мин.

2 мин.

3 мин.

Технологии личностно-ориентированного обучения и дифферен-циации, создание ситуации успеха.

9 мин.

Элементы исследования.

2 мин.

1 мин.

Здоровьесберегающие технологии.

11 мин.

Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала

 каждого

ребенка.

Здоровьесберегающие технологии.

9 мин.

Здоровьесберегающие технологии.

Игровые

 ситуации.

2 мин.

Урок  математики в 4 классе

(составлен по материалам УМК «Школа России»

Урок №34 в разделе «Величины»)

Тема: Нахождение нескольких долей целого.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид (форма) урока: практикум.

Используемые технологии (методики): личностно-ориентированное обучение, исследовательский метод, технологии индивидуализации и дифференциация, здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. 

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого; научить детей применять полученные теоретические знания на практике.

  1. Воспитательные: воспитывать уверенность в своих  возможностях; воспитывать умение работать в группе; воспитывать у младших школьников бережное отношение к своему здоровью.

  1. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; формировать творческое мышление.

Оснащение урока:

Доска: чертеж геометрических фигур; плакат-рисунок дерева без листьев (для эмоциональной оценки урока).

ТСО: мультимедийный проектор.

Дидактический и раздаточный материал:  карточки с заданиями по уровням для устного счета; карточки с заданиями для работы в группах; цветные бумажные листья оранжевого, желтого и коричневого цвета (для выражения эмоциональной оценки урока).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционально-положительного настроя для усвоения нового материала.

У.  Ребята! Готовы вы к уроку?

Д.  Да!

У. На вас надеюсь я друзья.

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

  1. Проверка домашнего задания.

          Цель: Выявление степени усвоения заданного учебного материала.

У. Расположите единицы измерения площади по возрастающей:

7 дм2, 70 см2, 7000 см2, 700 дм2.

Чертеж на доске.

                                                         

           

- Вспомните, как  найти площадь квадрата?

- Запишите в тетради.

6 х 6 = 36 (см2)

Один учащийся записывает на доске.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель: развитие навыка быстрого и точного счета, подготовка к восприятию нового материала, актуализация знаний полученных на предыдущих уроках.

  1. Создание проблемной ситуации.

                                                                                   S - ?

- Нам надо найти площадь трех треугольников. Сможем ли мы это сделать? (Нет.)

- Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника.)

- Я обещаю вам, что сегодня на уроке мы откроем секрет, как найти площадь трех треугольников, не зная даже, как найти площадь одного треугольника.

- В этом нам поможет устный счет.

2. Устный счет.

На экране 3 цепочки с примерами разного уровня сложности).

Слайд

N:\лена\Снимок1.JPG

- Запишите в тетради только ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.

- Выбирайте любую дорожку с учетом своих возможностей. Любая дорожка требует внимания, точности и быстроты при счете.

Дети записывают ответы и отгадывают слова по коду.

  1. Знаменатель
  2. Числитель
  3. Дробь

- Молодцы! Мы получили 3 ключевых слова сегодняшнего урока.

3. Актуализация знаний.

- Чем дробь отличается от натурального числа? (Дробь – это часть целого).

- Что обозначает знаменатель? (На сколько равных частей разделили целое).

- Что обозначает числитель? (Числитель обозначает, сколько таких частей взяли).

  1. Изучение нового материала.

Цель: формирование у учащихся четкого представления о нахождении нескольких долей целого.

1. Подготовительная работа.

- Сегодня мы узнаем, как находить несколько долей от целого числа или дробь.

- Расположите дроби по возрастающей, и вы отгадаете, что у меня в руках.

Слайд         N:\лена\Снимок3.JPG

2. Выдвижение решающей гипотезы.

- ¼ часть я хочу дать Тане. Как мне это сделать? (Надо разрезать целое яблоко на 4 равных частей.)

Учитель разрезает яблоко и дает ¼ Тане, остальные части раздает детям.

- Алине я хочу дать ¾  части. Как это сделать? (Сначала надо разрезать целое яблоко на 4 равные части и взять 3 такие части.)

Учитель разрезает яблоко на 4 равные части и дает Алине 3 части, комментируя.

- Сначала я разрезаю, т.е. делю целое яблоко на 4 равные части, а потом беру 3 части.

3.Практическая работа.

- Проделаем подобную работу, используя числовые значения. Начертите отрезок длиной 8 см.

- Разделите его на 4 равные части.

- Сколько сантиметров в 1 части? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в одной части,  надо длину целого отрезка разделить на 4 равные части.)

8 : 4 = 2 (см)

C:\Users\Алёна\Desktop\лена\фото\100_2932.JPG

- Сколько сантиметров будет в ¾ долях? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в 3 долях, надо по 2 сантиметра взять 3 раза или  2 х 3 = 6 см).

  1. х 3 = 6 (см)

  1. Первичная проверка усвоения знаний. (Работа с индивидуальным карточкам).

         Цель: осмысление учащимися полученных знаний.

- Заштрихуйте 2/3 полоски.

- Проверьте правильность выполнения по слайду.

Слайд      N:\лена\Снимок5.JPG

  1. Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление знаний.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им понадобятся для самостоятельной работы по новому материалу.

1. Работа с учебником.

 - Самостоятельно прочитайте задачу №217 и ее разбор и объясните, как нашли 4/5 доли этого отрезка.

Слайд

N:\лена\Снимок4.JPG

Дети объясняют по экрану.

- Длину целого отрезка 10 см надо разделить на 5 равных частей, получим 2 см – это длина одной части. Затем по 2 см надо взять 4 раза, значит 2 надо умножить на 4.

- Как записать это одним выражением?

10 : 5 х 4 = 8 (см)

2. Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно №218.

12 : 6 х 5 = 10 (см)

12 – целое

6 – знаменатель

5 – числитель

C:\Users\Алёна\Desktop\лена\фото\100_2935.JPG

3. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку (2 варианта).

- Впишите пропущенные слова и вы самостоятельно сделаете вывод, как находить несколько долей целого, т.е. дробь от целого числа.

Слайд

N:\лена\Снимок6.JPG

- Проверим по слайду. (Формулировку зачитывает ученик, которого выберут члены группы).

- Молодцы! Все группы хорошо поработали и пришли к единому выводу. Это поможет нам решить проблему.

C:\Users\Алёна\Desktop\лена\фото\100_2946.JPG

- Сможем ли мы теперь найти площадь трех треугольников? (Сможем.), зная что площадь всего квадрата равна 36 см2? (Да.)

- Как? (Надо 36 : 4 х 3 = 27 (см2)).

36 : 4 х 3 = 27 (см2)

- Почему 36 разделили на 4? (Квадрат разделен на 4 треугольника).

- А как доказать, что они равны, ведь мы целое делим на равные части? (При пересечении диагонали делят квадрат на 4 равных треугольника).

- Мы сами догадались, как найти площадь трех треугольников.

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий.

  1. Решение задачи.

Слайд     N:\лена\Снимок7.JPG

- Составьте задачи. (Сон школьника должен составлять 5/12 суток. Сколько это часов?).

- Каких данных не хватает? (В сутках 24 часа. Это целое.)

- Запишите, как найти 5/12 от целого числа 24.

- Проверьте себя по экрану.

- Какой вопрос можно задать, чтобы продолжить решение этой задачи? (Сколько часов школьник не спит?)

- Запишите решение второго действия и ответ задачи.

- Почему сон важен для человека, особенно для школьников? (Во время сна организм отдыхает, набирается сил.)

2. Логическое задание.

- Догадайтесь, какое число спряталось?

Слайд

N:\лена\Снимок8.JPG

- Как догадались? (24 – это целое, разделили на 3 части, получили 8, заштрихована 1 часть; 40 – целое, разделили на 4 равные части получили 10, взяли по 10 3 раза и получили 30).

- Что заметили? (Дробь меньше, чем целое число).

3. Самостоятельная работа.

№223 – решить уравнения, где Х находится действием умножения.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Чему новому научились на уроке? (Находить несколько долей целого, т.е. дробь от числа).

Слайд

N:\лена\Снимок9.JPG

 

Рефлексия. (Вызвать чувства радости, удовлетворенности от урока).

N:\лена\Снимок10.JPG

- Сейчас мы узнаем, какой получился у нас урок. У вас на партах лежат по 3 листочка. Посмотрите на экран и вы узнаете, что обозначает каждый цвет.

- Возьмите листочек такого цвета, который соответствует вашему мнению от урока и приклейте его на дерево.

Дети приклеивают листочки.

C:\Users\Алёна\Desktop\лена\фото\100_2953.JPG

- Я рада, что у нас получилось такое красивое, яркое осеннее дерево. Надеюсь, что вы хорошо справились с самостоятельной работой. Оценки за нее вы узнаете на следующем уроке. За работу на этом уроке оценки полу-            чают … .

  1. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№219, №222(3).

- Урок окончен, всем спасибо!