Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе
статья по математике (2 класс) на тему

Степанова Елена Федоровна

Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так как осуществляет естественный переход от игры к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s_ispolzovaniem_igrovykh_tekhnologiy.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок с использованием игровых технологий "Урок-сказка. Путешествие в сказочный новогодний лес". 3-й класс

Цели.

Образовательная:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Совершенствовать орфографические навыки.
  3. Работать над пройденными орфограммами.

Развивающая:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Развивать речь учащихся.
  3. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:

  1. Развивать любовь к родному языку.
  2. Показать необходимость знаний орфограмм для абсолютной грамотности.

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Сегодня у нас необычный урок. Скоро новый год. А в это время случаются разные чудеса. К нам пришел Снеговик. Принес письмо. Вот так чудеса. Прочитаем! (Слайд 2.)

“Дети
Жду вас в гозди. Подароги вас ждут приключения и чюдеса.
Тет Марос”.

Это письмо от Деда Мороза? Никогда не подумала бы! Но нас приглашают в гости. Путь долгий и длинный – по зимнему лесу (Зимняя картина – Слайд 3.)

3. Чистописание. (Слайд 4.)

А пойдем мы так. (Проделаем путь, пробираясь, перешагивая, петляя.) Тяжел путь!

Наше путешествие будет дружным. Один за всех и все за одного!

4. Словарь. Давайте поработаем со словарем (слайд 5):

Декабрь, енот, дорога, мотив, обед, расстояние, озноб, здравствуй.

Подчеркнем первые буквы в каждом слове, прочитаем по буквам получившееся слово.

ДЕД МОРОЗ.

Значит, по зимнему лесу мы идем к Деду Морозу! Покажет дорогу – Снеговик. Письмо возьмем с собой, вдруг пригодится. В лесу холодно – на головы красные шапочки, пошли!

Снег кругом.
Метель и Вьюга
Собирают хоровод.
Нам идти скорее нужно,
Сказка впереди нас ждет!

5. Работа над темой. (Слайд 6.)

Ой, птица, так низко пролетела? Сова! (Полярная) (Мягкая игрушка)

А почему вы ее полярной назвали?

В лес не можем мы войти. Мы секрет должны найти. Надо выполнить задание совы.

На доске:

А) Снеж…нки, в…юга, ч…десный, ш…роко, снеж…нки, сугро…, с…ва, м…р, ска…ка, п…дарок, прелес…ный.

Проверка. Ученик вставляет буквы. Другой определяет орфограммы. Вешает шарики с названием тех орфограмм, которые есть в задании. Молодцы! Елку нарядили! Красиво!

Физкультминутка.

Шаг за шагом
Дружно, вместе
В чащу леса
Мы идем.
Чудеса под веткой встретим,
Волшебство в снегу найдем!

Как хорошо в зимнем лесу! Мы знаем стихи о зиме.

Б) Почитаем отрывки. (Слайд 7.)

Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
(С.Маршак)

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(А.Пушкин)

Вот ветер, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
(А.Пушкин)

– Что ты делаешь, зима?
– Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром,
Украшаю все кругом.
(Р.Фархади)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(А.Пушкин)

В) Очень красивые стихи. Но мы тоже можем проявить свою фантазию. Какие зимние слова чаще всего мы слышим зимой? (Перечисляем)

Метель, вьюга, пурга, снежинка, снегопад, иней. (Слайд 8.)

Есть ли среди них слова с одинаковым значением? Синонимы? (Метель, пурга, вьюга). Разбор.

Метель, вьюга, пурга – сильный ветер со снегом. Подберем прилагательные. (Слайд 9.)

Метель снежный
Вьюга кружевные
Пурга великолепный
Снегопад белый
Снежинка сильный
Иней

Запись трех лучших словосочетаний

Г) Работа с рассказом (устно). Подбор прилагательных. Украшаем рассказ. (Слайд 10.)

Красив лес зимой. Деревья стоят в одеждах. Кругом ковер. Ветки сосен и елей нарядились в шубы.

Получившийся рассказ.

Красив снежный лес зимой. Деревья стоят в белых одеждах. Кругом великолепный ковер. Ветки сосен и елей нарядились в теплые шубы.

Д) Идем дальше по зимнему лесу. Разберем одно из предложений по частям речи и по членам предложения. Устно – связь слов по вопросам – словосочетания.

Ветки сосен и елей нарядились в теплые шубы (сущ., сущ., союз, сущ., глаг., пред., прил., сущ.)

Е) Что-то снег гуще пошел. А впереди избушка? Что нас ждет? Ой, кто это? (Иллюстрация – избушка Бабы Яги, Слайд 11)

Не пускают нас Бабки-Ежки дальше. Придется защищаться от их козней. Их три. Открываем страницу 121 учебника. В № 239 три столбика слов.

Работа по вариантам. Находим слова с противоположным значением.

Взаимопроверка.

В каких словах вместо вопросов необходимо написать непроизносимые согласные? Правильно.

Никак нельзя победить Бабок! Продолжают смеяться! Понятно! Это они написали письмо. Вот наше оружие. Исправим ошибки и наши старушки больше нам не страшны! Быстро красным фломастером!

Все. Молодцы! Мы победили! (Слайд 12.)

Ж) Ой, кто это нас догоняет? Отгадаем загадку.

В доме вашем я живу.
Ваш покой я берегу.
Дом и вой соедини,
На меня ты посмотри.
(Домовой)

Домовой – в славянской мифологии: дух, хранитель дома, в виде небольшого старика с лицом, заросшим белыми волосами (показ куклы домового). (Слайд 13.)

Родственные слова: домовой, домовитый, домовладелец, домработник. Разбор по составу.

З) Убежало от наших старушек их счастье, захватив с собой сундук со сказками. А письмо?

Вот оно, письмо Деда Мороза.

А мы до него уже дошли. Вот его терем. (Иллюстрация – Терем и Дед Мороз, Слайд 14.)

Заканчивается наше путешествие.

6. Итог урока. Мы многое повторили и вспомнили. Устали? Но это ведь приятная усталость. И чудесные подарки от Деда Мороза. Оценки. (Слайд 15.)

7. Д/з стр. 120 № 274.



Роль игровых технологий на уроках математики в начальной школе 

Предмет математики настолько серьёзен,

что нужно не упускать случая,

делать его немножко занимательным

Б. Паскаль                                                                  

        Игровые технологии являются одной из форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

               В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.   Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

          Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

       Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление отбивает интерес как к счету, так и к урокам математики.  Для того, чтобы возбудить интерес к счету, активизировать мыслительную деятельность я использую дидактические игры.

           Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителей, консультантов и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активизации детей в игре. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат.

         У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. Нравятся ребятам следующие дидактические игры:

  • Игра «Рыбалка». —
  • Круговые примеры. —
  • «Кто быстрее?». —
  • «Найди ошибку». —
  • «Недописанный пример».
  •  «Математическое домино».
  • «Собери картинку».
  • «Эстафета».  
  • «Наряди елочку».

                   Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов. Также ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как:

  • Урок — сказка. 
  • Урок — КВН.
  • Урок — путешествие.
  • Урок — кроссворд.

              Для создания игровых ситуаций использую исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п. Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т.п. При подготовке таких уроков можно заранее дать детям сообщение из истории математики, занимательную задачу, математический фокус и т. д.

                Очень интересны игры-путешествия («Путешествие Колобка»). В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а игры непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса к урокам математики, но и развивают деловые и практические качества учащихся.  

                Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

             Ожидаемые результаты использования игры на уроке:

  • активизируют мыслительную деятельность на всех стадиях изучения материала.
  •  активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
  • расширяют кругозор,
  • повышают учебную мотивацию, с  помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.  

          В заключение можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес   к математике. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива.

Список использованной литературы 


2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. — М., 1985.
3..

Размещено в разделе: Общеобразовательное учреждение  > Учитель  > Технологии, методики, формы работы  > Математика 

Литература

  1. Аникеева Н.Б.  Воспитание игрой. –  М., 1987
  2. Минскин В.И,  От игры к знаниям. – М., 1988
  3.  Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
  4. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
  5.  Перокова О.И., Сазанова Л.И.  Раз, два, три – отвечай. – М., 1993
  6. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1985
  8. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В.  Играя, учимся математике. – М., 1993
  9. Щедровицкий Г.П.  Методические замечания к педагогическим исследованиям игры.  // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца – М.,1996
  10. Эльконин Д.Б.  Психология игры – М., 1978
  11. Бочек Е.А.  Игра-соревнование “Если вместе, если дружно”  //Начальная школа, 1999, №1.
  12. Выготский Л.С.  Педагогическая психология. – М., 1991 
  13. Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М., 1996
  14. Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997
  15. Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках математики.  – М., 1990
  16. Кружецкий В.А.  Психология. – М., 1986
  17. Кушнерук Е.Н.  Занимательность на уроках математики в начальных классах. – Минск, 1987