Конспект урока математики "Принцип действия весов"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Конспект урока математики  "Принцип действия весов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_deystviya_vesov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс.  Урок математики.

 Тема: Принцип действия весов

Цели: познакомить учеников  с принципом действия весов, помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – грамме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

Учебные:  познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе,  воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная

Основные термины  и понятия : весы, равновесие, масса , грамм

Межпредметные  связи: литературное чтение, русский  язык

Оборудование: комплекты геометрических фигур (разных по цвету, форме и размеру  и  одинаковых) , карточки заданий, интерактивная доска, компьютер, комплект лабораторного оборудования «Весовые измерения».

Ход урока

1. Орг. момент

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень точная наука,

Очень строгая наука –

Это МАТЕМАТИКА.

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

Самоопределение к деятельности.

Знакомство с массой.

- Незнайке его друзья прислали две посылки. Каких друзей Незнайки вы знаете? Прочитайте книги и познакомьтесь с его товарищами.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение ??? или предположение???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.( выходят два ученика)

- Что теперь можете сказать? (Одна – легче, другая – тяжелее)

- Легче –тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса!

(На доске закрепляется слово)

-Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Поделитесь своим мнением с соседом (работа в парах).

- Назовите всем тему нашего урока.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения.

Работа по теме урока.

Практическая работа.

Знакомство с весами.

- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы     тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).

- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).

- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).

- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

- Правильно, массу предметов измеряют весами.

(На доску вывешивается слово «весы» )

- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.

Весы  придумали  древние торговцы, когда обменивались товаром. На разные  чашечки весов они клали свои  товар, и при равновесии  чащек  весов сделка считалась  состоявшейся. Перед вами фрагмент  фрески  из Древнего Египта. Уже  в 5 тысячелетии до н. э весы  существовали.

- А какие  бывают  весы?(Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические.

- Где в жизни вы встречали весы?

- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?

У кого родители используют весы? Для чего?

Задание:

- Из деталей, которые находятся перед вами, сделаем  рычажные весы(Учитель  демонстрирует, а ученики  повторяют)

Знакомство с единицей массы – граммом.

- Ребята, Незнайку угостили  конфетой  и он решил узнать его массу.

- На одну чашу весов Незнайка положил конфету, а на другую – 3 виноградинки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

- Запишем: 1 к. = 3в.

- Теперь Незнайка на одну чашу весов  положил конфету, а на другую – 2 прищепки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

- Запишем: 1 к. = 2 п.

- Так как взвешивали одну и туже конфету,можно записать: 3виноградины=2 прищепки

- Но мы знаем, что 3 > 2.

- Нет ли здесь ошибки?( Нет, мы измеряли разными мерками)

- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. Придумали такую мерку и назвали ее – грамм.

( На доске вывешивается слово «грамм»).

- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?

- Сокращенно это слово записывают « г.».(На доске вывешивается Г).

- В коробке №1 есть пластмассовые кубики  ,масса которых 1 грамм,

- Есть в этой коробке и гири массой 10 г, .(рассматривание гирей)

- Существуют и другие единицы измерения массы: килограммы, тонны, центнеры. С этими единицами измерения мы познакомимся  попозже.

Задание:

Самостоятельно  попробуйте взвесить конфету, массу которой  мы  измеряли  при  помощи  виноградин и  прищепок. Для этого  используйте гирьки  из  коробочки №2

Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

- Перед     вами  табличка .

Название  предмета

Масса  предмета

Сушка

Стеклянный  шарик

Металлическая пластинка

Деревянный  брусок

Определите массу каждого предмета с помощью весов и гирь.

- Какой самый тяжелый предмет? Какой самый легкий?

- Какие задачи  можно придумать с полученными  величинами?

Решение задач на смекалку.

Воробей весит 100г. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

- В одной чашке весов лежало 80 г муки, а  на другой 80 кг гвоздей. Что  тяжелее?

Итог урока.

- С каким новым свойством предметов вы познакомились ?( Предметы обладают массой)

- Какие новые слова узнали?

- Сделайте вывод, используя новые слова.(Масса предметов измеряется в килограммах и определяется с помощью весов).

- В чём принцип  действия  весов?

- Достигли ли мы наших целей урока?

Мы узнали на уроке,

Что такое «грамм».

Граммы помогают

Что угодно взвесить нам.

Можем мы узнать, на сколько

Тяжелее кит слона,

Сколько весит кот мой Васька,

Я и ты, он и она…

Рефлексия.

- Какое задание вам показалось самым интересным?

Перед вами  лежат две гирьки. Если  было всё понятно, то раскрасьте гирьку зелёным цветом, а если возникали  трудности, то красным.