«Построение системы мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы, или коэффициент укрупнения)»
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Дмитриева Светлана Валентиновна

проект  урока математики

класс: 2

Базовая программа: «Математика» 1-4 классы, Э.И. Александрова

Тип урока: mixt – урок (комбинированный)

Цель урока: создать условия для открытия нового способа построения системы мерок и осознанного применения его при решении частных задач

Предполагается, что учащиеся:

  1. продемонстрируют умение применять ранее открытый способ измерения, выполняя индивидуальные задания на ПК;
  2. откроют способ, при котором смогут построить мерки без указания около каждого разряда коэффициента укрупнения;
  3. через исследовательскую деятельность откроют способ построения системы мерок;
  4. осознают удобство использования открытого способа построения системы мерок взамен набора мер

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Построение системы мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы, или коэффициент укрупнения)»

Класс: 2

Базовая программа: «Математика» 1-4 классы, Э.И. Александрова

Тип урока: mixt – урок (комбинированный)

Цель урока: создать условия для открытия нового способа построения системы мерок и осознанного применения его при решении частных задач

Предполагается, что учащиеся:

  1. продемонстрируют умение применять ранее открытый способ измерения, выполняя индивидуальные задания на ПК;
  2. откроют способ, при котором смогут построить мерки без указания около каждого разряда коэффициента укрупнения;
  3. через исследовательскую деятельность откроют способ построения системы мерок;
  4. осознают удобство использования открытого способа построения системы мерок взамен набора мер

Мотивационно - ориентировочная часть

1. Этап актуализации 

Цель данного этапа: создание для учащихся «ситуации успеха». Формирование внутреннего мотива учебной деятельности, через выполнение индивидуального задания на персональных компьютерах (ПК).

Предполагаемая деятельность учителя                  Предполагаемая деятельность учащихся

- Ребята из соседнего класса измеряли величину А и получили такой результат измерения:

               А    

1  4  1  1

*  *  *  *

- Как вы думаете, каким способом они измеряли предложенную им величину? Почему?

 - Как еще можно было измерить величину А?

 - Почему ребята воспользовались набором мер?

- Давайте и мы проверим, правильно ли они выполнили измерение. Измерьте величину А.

Работа на ноутбуках.

- Откройте ноутбуки, и вы увидите набор мер, которым нужно измерить величину А.

Только у меня два набора мер и я забыла каким пользовались дети. Как быть?

Первый набор мер:

   

    Е1       Е2         Е3           Е4

Второй набор мер:

     Е1      Е2         Е3                  Е4

Проверка результатов измерения.

- У вас получился такой же  результат измерения, как и у ребят другого класса? Почему?

 - Почему так получилось, ведь величина одна?

- Я вам дала два разных набора мер, поэтому и результаты измерения у вас получились разные.

Учитель показывает набор мер на экране.

Е1

Е2

Е3

Е4

Е1

Е2

Е3

Е4

- Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием и не попались в ловушку.

- Величину А измеряли набором мер, об этом нам рассказывает результат измерения: мерка Е4 должна уложиться в величину А 3 раза, мерка Е3 – 1 раз, мерка Е2 – 1 раз и мерка Е1 – 2 раза.

 - одной меркой

 - величина большая, так удобнее

- Мы не можем этого сделать, так как у нас нет набора мер, которым они пользовались.

 - Надо проверить оба набора.

У учащихся должны получиться разные результаты измерения:

1  4  1  1            1  1  1  1

*  *  *  *            *  *  *  *

- с первым набором да, а со вторым набором другое число.

 - мерки в наборах разные

2. Этап постановки УЗ

Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в УЗ, к открытию нового способа деятельности.

На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?»

Здесь, на фоне «ситуации успеха» создается аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит собственных знаний и несовершенство ранее открытого способа решения новой учебной задачи.

- Как вы считаете, можем ли мы воспользоваться этими же наборами мер для измерения других величин?

 - Тогда предлагаю вам следующую  величину (величина В много больше предыдущей).

Величина В демонстрируется на экране:

                           В

- Давайте вместе измерим величину В первым набором мер.

Учитель выполняет измерение на компьютере.

- Мы можем укрупнить мерку Е4?

- Выберите сами дополнительную мерку.

- Почему результат измерения величины меркой Е5 у вас получился разный?

 - По чему у некоторых совпал?

- Давайте попробуем разобраться, почему так получилось?

- Вернемся к первому набору мер, определим размеры мерок и соотношение между ними (учитель выполняет сравнение мер на компьютере):

Е1

                              в 3 раза

Е2

                               на 1 мерку Е1 больше

Е3

                               в 5 раз

Е4

- Есть ли в этом наборе мер какая-то закономерность?

- Вот почему   мерка Е5 у вас получилась разная.      Как вы считаете, при каком условии вы смогли бы построить мерку Е5, чтобы она у всех получилась одинаковая?

- Удобно ли каждый раз договариваться?

- Какую УЗ поставим перед собой на этом уроке?

- Верно, мы должны создать такой набор мер, который будет удобен для измерения величин.

- Да.

Учащиеся с учителем выполняют измерение, проговаривая алгоритм. Измеряя величину наибольшей меркой Е4, они убеждаются в том, что она укладывается в величину  большое количество раз и приходят к выводу, что это не удобно и мерку Е4 нужно укрупнить.

- Да, т.к. набор мер неограничен.

Учащиеся строят дополнительную мерку, укладывают ее в величину В и обнаруживают, что у всех опять получился разный результат.

- Мерка у всех была разная.

 - мерка Е5 одинаковая

- Нет, размеры мерок и соотношение между ними произвольные.

- Если бы мы договорились.

- Нет.

- Придумать способ, как измерять величины набором мер, не договариваясь.

 - Создать такой набор мер, который будет удобен для измерения величин.

Операционально – исполнительная часть.

1. Преобразование условия УЗ.

Цель этого этапа: поиск нового способа деятельности, решение поставленной учебной задачи.

- Вернемся к нашему заданию. Давайте теперь величину В попробуем измерить вторым набором мер.

- Что вы замечаете?

- Что нужно сделать с этой меркой?

- Но мы с вами это уже делали, работая    с первым набором, и мерка у нас получилась разная. Что нам нужно сделать, прежде чем строить следующую мерку?

 

Учащиеся вместе с учителем анализируют второй набор мер, определяют соотношение между мерками.

Учитель работает на компьютере.

Е1

                                                 в 3 раза

Е2

                                                 в 3 раза

Е3

                                                 в 3 раза

Е4

- Теперь вы сможете не договариваясь построить следующую мерку Е5?

- Предлагаю вам построить дополнительную мерку. Как вы хотите поработать: индивидуально или в группах?

Проверка.

Ученики и учитель обсуждают построенные мерки

- Постройте мерку Е5 в тетрадях.

- Как вы думаете, можем ли мы построить мерку Е6 ?

- Постройте  ее.

- Проверьте, у вас получилась такая же мерка. Образец на экране.

- Можем ли мы построить мерку Е7, Е8?

- Давайте теперь измерим величину В данным набором мер. Мы продолжаем работу в группах или кто-то хочет поработать самостоятельно?

Учитель записывает результат измерения на доске:

2  1  1  1  1

*  *  *  *  *

- Во сколько раз каждая следующая мерка больше предыдущей?

- Число 3 – это и есть коэффициент укрупнения.

- Давайте покажем его в нашей заготовке.

2  1  1  1  1          

*  *  *  *  *

- Ребята, при каком условии вы смогли построить следующие мерки?

- Удобно, когда коэффициент укрупнения не меняется?

- Мерка Е4 укладывается в величину В  большое количество раз так же, как и мерка Е4 в первом наборе.

- Ее  нужно попробовать укрупнить.

- Понаблюдать за вторым набором мер.

- Во втором наборе мер мы увидели закономерность: каждая следующая мерка в три раза больше предыдущей, значит и следующая мерка Е5 должна быть больше мерки Е4 в три раза, т.к. здесь использовался только этот коэффициент укрупнения.

- Да.

- В группах.

Е5             

         

- Да.

Дети строят мерку Е6 в тетрадях.

                                  Е6

- Да.

- Мы можем построить любое количество мерок.

Дети продолжают работать в группах, несколько человек – самостоятельно.

- В 3 раза.

- Когда коэффициент укрупнения оставался постоянным.

- Да, тогда можно построить любое количество дополнительных мерок.

2. Моделирование.

- Если коэффициент укрупнения не изменялся, то стоит ли его писать каждый раз над стрелкой?

- Как тогда можно преобразовать нашу запись?

2  1  1  1  1          

*  *  *  *  *

- Число, сообщающее о способе получения каждой следующей мерки (т.е. о том, сколько раз предыдущая мерка, начиная с основной, умещается в следующей), будем писать справа внизу и меньшего размера. Это общепринятый способ, о котором договорились «настоящие математики».

2  1  1  1  1          

*  *  *  *  *  3

- Как бы вы назвали набор мерок, у которого постоянный коэффициент укрупнения?

- В математике такой набор мер с постоянным коэффициентом укрупнения называют системой мер, а число, сообщающее о способе получения каждой следующей мерки – основанием системы, которое мы будем обводить в кружок.

2  1  1  1  1          

*  *  *  *  *  3

                     

- Нет.

Дети предлагают разные варианты записи.

- Постоянный набор.

- Набор с одним коэффициентом

3. Преобразование модели.

- Ребята, можем мы записать результат измерения величины В в общем виде?

- Как изменится модель записи результата?

- Да.

d  c  b  a  f  

*  *  *  *  *  n

Рефлексивно-оценочная часть.

Цель этого этапа:

1. Рефлексия (мысленное возвращение к прошлым действиям);

2. Оценка собственной учебной деятельности.

- Какую учебную задачу решали на уроке?

- Справились с поставленной задачей?

- Какой новый способ измерения величин мы с вами открыли?

Учитель вместе с учащимися возвращается к математической цепочке, которую они составили в начале урока и дополняют ее:

ПРИЗНАК – ВЕЛИЧИНА – ИЗМЕРЕНИЕ

                                    мерка  набор   система

                                                 мер          мер

- Почему у нас возникла необходимость использования системы мер?

- Чем отличается система мер от набора мер?

-Как вы думаете, чем мы займемся на следующем уроке?

- Какое домашнее задание вы бы предложили?

 

- Оцените вашу работу на уроке.

- Создать такой набор мер, который будет удобен для измерения величин.

- Да.

- Измерение с помощью системы мер.

- Т.к. набор мер не всегда удобен для измерения величин.

- В системе мер постоянный коэффициент укрупнения.

Учитель и дети предлагают рассказать об открытии своим родителям.

Дети пользуются шкалой оценки



Предварительный просмотр:

                                                                           А

                         1  4  1  1

                    *  *  *  *

Первый набор мер

  Е1

  Е2

  Е3

  Е4

Второй набор мер

  Е1

  Е2

 Е3

  Е4

                                                        В

        

                                                        В

                                                                             Е1

                                                                                                    Е2

                                                                                                    Е3

                                                                                                    Е4

Первый набор мер

  Е1

                                                             

  Е2

  Е3

  Е4

Второй набор мер

  Е1

  Е2

 Е3

  Е4

                                                         В

                                                                             Е1

                                                                                                    Е2

                                                                                                    Е3

                                                                                                    Е4

                                                 4

     Е5

      Е6

     

                                                   В

                                                                                                          Е1

                                                                             

                                                                                                          Е2

 

                                                                                                          Е3

                                                                                                          Е4

                                                                                                           

Е6                                                                                                                                                               Е5

                                                         В

                                                                                                          Е1

                                                                             

                                                                                                          Е2

 

                                                                                                          Е3

                                                                                                          Е4

                                                                                                           

                                        2 1 1 1 1

                                               *  *  *  *  *                                                    Е5

Набор мер

  Е1

                                            в 3 раза  

  Е2

        на 1 Е1 больше

         

  Е3

        в 5 раз

  Е4

Система мер

  Е1

        в 3 раза

  Е2

        в 3 раза

 Е3

                                                       в 3 раза

  Е4

ПРИЗНАК – ВЕЛИЧИНА – ИЗМЕРЕНИЕ

                                                       МЕРКА     НАБОР   СИСТЕМА

                                                                    МЕР            МЕР                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"

Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме часте...

Урок информатики и ИКТ. 3 класс. Тема «Отношения между объектами»

Цели урока:обобщить сведения о действиях как о характеристике объекта;сформировать понятие об отношениях объектов как о важной составляющей характеристики объектов;показать многообразие отношени...

13 советов по построению отношений между родителями и детьми (рекомендации родителям)

1. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.2. Если вы видите, что вашему ребёнку сейчас трудно, обязательно помог...

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)....

Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня

В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...