урок-исследование по математике в 1 классе "Перестановка слагаемых"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Батулина  Галина  Васильевна

урок -исследование  по  математике  в  1  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:

Перестановка  слагаемых

Цель  урока:

Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Задачи:

Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики

Планируемые  результаты:

 Личностные : ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные: Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные : усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется,  использование свойства арифметических действий для удобства вычислений

Тип  урока:

Открытие  нового  знания

Форма  урока:

Урок-исследование

Методы:

Словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная  доска, мультимедийная презентация, карточки с самостоятельной работой, раздаточный  материал

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I.Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Внимание! Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадь?

Все ли правильно стоят?

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Отправляемся с Машей в лесную школу.

1. Устный счет.

а)1.Задачи в стихах.

  Два жучка бежали в домик,
Им навстречу
муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей!

2.Пять щенков в футбол играли ,Одного домой позвали, Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?

б) Логическая  разминка.

в) Задача на логику.

В корзине лежало 5 яблок.

Пять детей получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине.

 Как  такое получилось? 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

2+1

5-1

 

Ответы детей

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

III.Самоопределение  к деятельности

Посмотрите, ребята, кто к нам  ещё в гости на урок пришёл?                          

-Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего  добрых дел сделали наши герои?   Как вы узнали?        

Матроскин и Леопольд  устроили спор. Леопольд  утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав?

- Что вы заметили ? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Это и будет темой нашего урока. Прочитайте.                                                                  

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?    

 

Называют компоненты действия сложения.

5+3

3+5

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

 (дети работают в парах  вывод сами)

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

Коммуникативные

работать в команде  (паре, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

участвовать в обсуждениях;

формулировать вопросы и заданиям;

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в группе;

Работа  над  темой  урока

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. )

 Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с  уважением)

1)Практическая работа.

На доске записан план работы. Прочитайте его.            

 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам  фигуры. Запишите их в тетрадь.                           2. Сравните результаты.                                                                                         3. Сделайте  вывод.

-Будем работать в парах. (один  ученик  работает  у  доски)

-Положите  слева  1  красный  квадрат,  а  справа  4  синих.Придвиньте  к  1  квадрату  4.Сколько  всего  квадратов?(5)

Запишите  пример  в  тетради.(1+4=5)

-Поменяйте  квадраты  местами.Придвиньте  к  4  синим квадратам  1  красный.Сколько  стало  квадратов?(5)

Запишите  пример  под  первым(4+1=5)

-Сравните  примеры:чем  они  похожи  и  чем  отличаются?

-Продолжим  исследование.Запишите  друг  под  другом  под  диктовку  примеры

Один  ученик  записывает  на  доске)

  • Первое  слагаемое  2,второе  слагаемое  3.Чему  равна  сумма?

(2+3=5)

  • Первое  слагаемое  3,  второе  слагаемое  2. Найдите  сумму

(3+2=5)

-Сравните  примеры: чем  похожи  и  чем  отличаются.

-К какому выводу вы пришли?  

2) Давайте проверим, правы ли вы.  Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот  яблоко (учитель показывает), я  разрезала его  пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами.  Это же яблоко?

- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования.                                                        Проговорите  это правило друг другу в парах.  

2)Работа  по  учебнику                                          Откройте учебник на с. 14                                                                -Рассмотрите  первый  рисунок(Работа  по  рисункам)                                                      -Совпадают ли наши правила? (да)

-Прочитайте  правило  в  красной  рамке. Совпал  ли  результат  нашего  исследования  с  этим  правилом?

-Эту особенность ученые заметили давно.  Они назвали ее математическим законом

Выполняют  практическую  работу,рассуждают, делают  выводы

Ответы  детей

(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физминутка

музыкальная

Закрепление  изученного  материала

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

Работа  по  учебнику

№1(с. 14)

- Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. ( 3+ 2=5)

- Как получили второй пример? (фишку перевернули)

- Сколько всего точек на 1-й фишке?

- Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится)

- Объясните, как получили остальные примеры.

- Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Дети комментируют и повторяют правило.)

5+3                2+7           4+5

3+5                  7+2           5+4    

№2(с.14)

- Переместительное свойство сложения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.На столах карточки с примерами. ( работа в парах)

5+7   2+8

9+2    6+3

6+4    9+2

3+6    4+6

8+2    7+5

- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их;

2.  Решение примеров индивидуально ( сильные дети) 

Работа  в  рабочей  тетради

№1- №3.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Проверь  себя.

Самостоятельно выполните его. ( Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.)

- Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика.

.Он может быть: синим - « Я - молодец! Справился сам»;

Зеленым - « Я - молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

Желтым  - « Я,вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.