"Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Поурочный план по требованиям ФГОС по математике для учащихся 4-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поурочный план17.99 КБ

Предварительный просмотр:

"Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число" Урок по требованиям ФГОС.

Цели урока:

   1.Формировать предметные умения: выполнять письменные приемы деления многозначного числа на однозначное число. Формировать УУД.

   2.Формулировать проблемный вопрос. Познавательные УУД.

   3.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, планировать действия. Регулятивные УУД.

Оборудование:

    -учебник стр.71-72

    -карточки с названиями островов

    -таблица «Алгоритм деления»

    - карточки с примерами на деления( с ошибками при делении уголком)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности(2 мин)

   Математику, друзья,
  Не любить никак нельзя.
  Очень строгая наука,
  Очень точная наука,
  Интересная наука – эта математика!

   -Сегодня я приглашаю вас на заочное путешествие по стране «Волшебная математика»

II. Создание проблемной ситуации(8 мин)

   - Начинаем, наша первая остановка в городе “Устные вычисления”

   В этом городе живут девочки и мальчики.
  Они считают без труда, без калькуляторов и пальчиков.
  Приглашают вас, ребята, тоже быстро посчитать.

1. Поставьте знаки:

714 * 7 = 102       824 * 8 = 103

420 * 6 = 70         468 * 1 = 468

(ответы учеников)

2. Дели двумя способами:

244 : 4     812 :7

78 :6        2844 : 6

(1 способ - делят как сумму, 2 способ – уголком)

   - Ребята, как вы думаете, нам каким способом делить удобнее? ( делить уголком)

- При решении этих примеров у вас возникла трудность? (да, делить 2844 на 6 было сложнее)

- Как вы думаете, почему? ( Потому что 2844 – многозначное число)

- Значит мы сможем определить тему нашего урока? (Деление многозначных чисел на однозначное)

-На какой вопрос будем искать ответ? (Как разделить многозначное числа на однозначное?)

-Это и будет цель нашего урока.

III. Открытие новых знаний.(15 мин)

- Вторая остановка в городе “Письменные вычисления”

Здесь все наоборот
Здесь ведут серьезный счет.
Пишут столбиком везде
На полу и на столе,
А умные ребятки счет ведут в своей тетрадке.

- Прежде чем приступить к работе, вспомним название компонентов деления.(Делимое, делитель, частое).

- При делении с остатком, о чем мы не должны забывать?( Остаток должен быть меньше делителя).

-Сначала вспомним с вами письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить деление: 986 : 2

(Ученик выполняет деление с объяснением у доски)

 -Механизм деления многозначных чисел на однозначное число не изменяется. Убедитесь в этом сами.

Работа по учебнику стр. 71.

-Всегда надо помнить о том, что остаток должен быть меньше делителя.

Теперь нам предстоит разделить 8876 : 7.

(Ведется рассуждение и одновременно составляется алгоритм деления.)

- Делю тысячи, первое неполное делимое 8, значит, в частном будет четыре цифры. 8 делю на 7 получается 1 – столько тысяч будет в частном. Умножаю 1 на 7, получу 7 тысяч. Вычту из 8 число 7, получу остаток 1. Он меньше делителя.

Получилось второе неполное делимое 18, разделю 18 на 7, получу 2 сотен в частном. Умножу 2 на 7, получу 14 сотен. Вычту 14 из 18, получу остаток 4. Сравню остаток с делителем: 4 меньше 7.

Образовалось третье неполное делимое 47, разделю 47 на 7, получу 6 десятков в частном. Умножу 6 на 7, получу 42 десятка. Вычту 42 из 47, получу остаток 5, он меньше делителя.

Образовалось четвертое неполное делимое 56, разделю его на 7, получу 8 единиц в частном. Умножу 8 на 7, получу 56 единицы. Вычту 56 из 56, получу остаток 0. Деление окончено.

(На доске вывешивается алгоритм деления.)

Выделяем неполное делимое.
Делением находим цифру частного.
Умножаем, узнаем, сколько разделили.
Вычитаем, находим остаток.
Остаток сравниваем с делителем.

Игра “Я умею делить и умею объяснять”.

Работа по учебнику № 71,№1.(пишут в тетрадях)

Физкультминутка.

Мелкие шажки − раз, два, три.
Легкие прыжки − раз, два, три.
Вот и вся зарядка − раз, два, три.
Мягкая посадка − раз, два, три.

VI Применение новых знаний(15мин).

1.Работа в группах.

-А сейчас мы с вами работаем в группах. Каждой группе задается карточка с заданиями на деление, они уже решены, но с ошибками вы выбираете выступающего, находите ошибки в  своих  заданиях, исправляете и объясняете его.

(работают в группах)

-Вы справились с заданием? В чём заключаются ошибки? (  остаток больше чем делитель и т.д.)

2.Самостоятельная работа.

-А сейчас решаем задачи по вариантам.

I вариант – масса одного гвоздя 4 г. Сколько гвоздей в ящике, если их масса 3460 г?

II вариант – 6 кг  муки рассыпали поровну в 5 пакетов. Сколько муки в каждом пакете?

Взаимопроверка работ.

Домашнее задание.

Выполнить деление столбиком по алгоритму (задание по учебнику стр.72, №7)

V.Рефлексия (5 мин)

-На какой вопрос мы сегодня искали ответ?(Как разделить многозначное число на однозначное?)

-Ответили на данный вопрос?

-Каким способом  деления мы пользовались на уроке?( деление столбиком)

-Повторяем ещё раз алгоритм деления.

-А теперь оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Я умею…

Мне было трудно…