конспект урока по математике «Знакомимся с задачей»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Щербакова Ирина Ильинична

 Тип урока: открытие новых знаний  (технология деятельностного метода)

Школа 21 века 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_zadacha.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

        План – конспект урока на тему «Знакомимся с задачей»

        Учитель начальных классов: Щербакова И.И.

        Предмет: математика

         Класс: 1«б»

       Учебник: Виноградова Н.Ф.: учебник для 1 класса в 2 частях. Часть 1. Виноградова Н.Ф.  - Вентана – Граф, 2014 .

       Рабочая тетрадь : Виноградова Н.Ф. для 1 класса  - Вентана – Граф, 2014.

         Тема урока «Знакомимся с задачей»

                Тип урока: открытие новых знаний  (технология деятельностного метода)

Цели урока

Образовательные: Формировать представление  о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Задача, условие, вопрос, решение

Межпредметные связи

Математика, чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник «Математика» 1 класс, Рудницкая В.Н.

- еженедельник (для самооценки)

- презентация «Задача»

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняя, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Под руководством учителя формулируют тему урока..

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Ребята! К нам сегодня пришли гости. Давайте подарим им свою улыбку и тепло друг-другу!

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.


− Как вы понимаете эти слова? 

Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.

Расскажите правила поведения на уроке.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Девиз нашего урока: ДРУЖНО РАБОТАЕМ, БОЛЬШЕ УЗНАЕМ! Слайд 1.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать

фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом.

Проговаривают название этапа с учителем.

Проговаривают, что повторили.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

Прочитайте  тексты. Найдите задачу! Почему? ( не хвалить за правильный ответ)

Ребята как вы думаете какая тема урока будет у нас сегодня? (Знакомство с задачей)

Какую цель ставим? (Узнать что такое ЗАДАЧА, из каких компонентов она состоит. Научиться составлять и решать задачи.)

А у кого какая цель сегодня на уроке? Ведь каждый из вас сегодня пришел зачем -то на урок?

Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача».

( Мы в жизни тоже встречаемся с задачей. Родители ставят вам задачу  - Убери за собой.- Чтобы её решить вы берете игрушки и убираете их. и т.д. выучить стих, ставите перед собой цель и выполняете её) В математике тоже есть задача, её тоже необходимо решить.  Задача это проблема, которую  нужно решить.

Возвращаемся к слайду слайд 2

Найди задачу. слайд 7

Уметь составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

 (Регулятивные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

 В каком месте возникло затруднение? (При выборе задачи).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что такое задача).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана

действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Сравните первые два текста с 3 текстом, а чем отличается 3 текст от двух первых.

  1. Можно ли назвать этот текст задачей? (нет) почему? (нет проблемы).

  1. Можно ли назвать этот текст задачей? Вот проблема- это задача? (Мы не можем ответить, нет данных- это , то что известно в задаче).
  2. А сравните этот текст с предыдущими, что вы заметили. Можно назвать этот текст задачей (да есть данные и вопрос)
  3. Значит в задаче есть условие и вопрос.

То есть задача наша состоит из условия и вопроса – это её обязательные элементы

СЛАЙД 3 уч. с.66 № 1

Физкультминутка

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и

формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и

фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует уточнение темы урока.

 Слайд 4 (5 мин)

Послушайте предложение: «Ученики писали буквы 2 минуты, а слова -4 минуты. Сколько минут ученики отвечали на вопросы?»

Назовите условие,  вопрос. - Это задача? (нет). – Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).

Вывод 2: условие и вопрос в

задаче связаны по смыслу. 

 3 мин Работа по учебнику. № 2 ( запись на доске) в паре. ( У каждого по 4 карточки со словом «ЗАДАЧА»

Сколько карточек  в задании № 2 -Найдите карточку с задачей. Если вы нашли где задача, то положите карточку со словом задача радом с ней ?

Назовите цвета рамочки с задачей.

(Задачи в красной и синей рамке.) Объясните свой выбор, используя слова «условие», «вопрос».

– Прочитайте условие первой задачи; вопрос первой задачи.

- Прочитайте условие второй  задачи; вопрос второй задачи.( Условие иногда может стоять в конце задачи)

Иметь представление о структуре задачи.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные

УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Выполняют задание на индивидуальных досках, называя цифры.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слайд 8 учебник с.66 № 3 2 мин

– Рассмотрите рисунок. Что обозначают машины в красном кольце? (Столько машин было.)

– Что обозначают машины в синем кольце? (Столько машин уехало.)

– Прочитайте текст и дополните задачу по рисунку: «На стоянке было 6 машин. Потом 2 машины уехали. Сколько машин осталось?»

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону,

самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину

  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу

 над ошибками.

Организует самооценку (методика Цукерман)

Работа в печатной тетради.( на доске стр. и номер записать)

3 мин № 1 самостоятельно ( Помощь другому, кто не успел)

3 мин Работа в группе № 2  в тетради ( отсканировать и раздать)

Деление по квадратиком разного

цвета (синий, желтый, красный, зеленый). На 4 стола поставить 4 карточки разного цвета.

Выходит 1 ученик от группы и защищает работу.

Сколько рыб у Юры, 3. Проверяем у всех 3, у Ромы 5 проверяем. Какой вопрос должен был получиться. Сколько всего? Каким действием нужно узнать (сложением) плюс это знак. Проверяем решение

3=5=8 или 5+ 3 = 8 (Молодцы те кто прибавил к большему числу.

Удобнее к большему прибавить меньшее.

Проверяем вторую часть задачи, если окуни остальные, как найти остаток? (Вычитанием) Проверяем 8-6= 2

Оцените, посмотрите, что правильно, не правильно, проконтролируйте свою работу.

Уметь оформлять решение задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в

действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Рефлексия.3 мин

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией полученной на уроке ?

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить веселое личико в тот вагончик, которое указывает на тот этап урока, который было интересно выполнять.

Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

-- Чему научились на уроке.

 - Новые знания мне пригодятся…

Похвалить детей, пожурить, может группу похвалить. Группам выдать солнышки.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомимся с задачей.

1 класс. Начальная школа ХХI века. Знакомство с частями задачи, решение задач....

Самоанализ урока по математике "Знакомимся с задачей" учителя МБОУ "Песчанинская НОШ" Бокаревой Л.В.

Дан анализ учебных возможностей учащихся, места урока в теме, разделе, курсе,цели , задач и проблем урока, учебных ситуаций....

Урок математика "Знакомимся с задачей

Знакомство с условием и вопросом задачи...

Презентация по математике по теме урока: «Знакомимся с задачей», 1 класс

Презентацию можно использовать при знакомстве учащихся с задачей в 1 классе....

Знакомимся с задачей.

Презентация предназначена для урока математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока. 1 класс УМК Начальная школа 21 век. Математика. Знакомимся с таблицей.

Конспект урока разработан с применением карточек с платформы Учи.ру.1 классУМК Начальная школа 21 век.Математика.Тема : "Знакомимся с таблицей."...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...