Знакомство с понятием задача. 1 класс. система Занкова
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Гриценко Светлана Ивановна

Материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме "Знакомство с понятием задача" 1 класс по системе Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx88.17 КБ
Office presentation icon chto_takoe_zadacha.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА»

Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с понятием «задача», развитию умений распознавать задачи среди похожих объектов, записывать выражения по описанию; создать условия для формирования умения складывать и вычитать величины, выраженные одной меркой.

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о понятии «задача»; умеют распознавать задачи среди похожих объектов, записывать выражения по описанию, складывать и вычитать величины, выраженные одной меркой.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; « осознают причины успехов в учебе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят  простейшие модели математических понятий, отношений; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником; под руководством учителя устанавливают отношения между понятиями; дают характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; допускают существование различных точек зрения; воспринимают мнения других людей; используют простые речевые средства.

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

  1. Устный счёт + Каллиграфическая минутка

Физминутка для пальчиков

Разминка пальчиков – соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всём (безымянный) и везде (мизинец) . Здравствуй (вся ладонь)

1. Задачи в стихах. 

"Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?"( 4)

Три зайчонка, пять ежат 
Ходят вместе в детский сад. 
Посчитать мы вас попросим, 
Сколько малышей в саду? ( 8)

"Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде 
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят у наседки моей?" (5)

"Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку 
И маленькую собачонку"
- Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6 )

"Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам" 
- Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)

Ответы появляются на слайдах (4   8   5  6  3)

Дети записывают в тетради

- Какое задание можно предложить с этими числами?

- Расставьте числа в порядке возрастания.

(3  4  5  6  8)

- Является ли эта запись отрезком натурального ряда? Почему?

  1. Работа с геометрическим материалом

http://festival.1september.ru/articles/568937/img1.gif

- Из каких геометрических фигур состоит наш человечек?

3. Мотивация  учебной деятельности.

На слайде пословица: «Век живи – век учись». 

- Как понимаете эту пословицу?

(Век живи - век учись, гласит известная поговорка. На протяжении всей нашей жизни мы учимся, возможно иногда мы этого не замечаем, но сколько мы будем жить, столько будем и учиться, ведь знания безграничны, именно поэтому человек должен всегда оставаться открытым для новых знаний.)

-Значит, чему будет посвящён урок? (открытию новых знаний).

- А чтобы узнать о чём пойдёт речь, вам придётся отгадать ребус

Ребус на доске:

ЗА  Картинка 39 из 213403

        (ЗАДАЧА)

- Сформулируйте тему урока 

-Что такое задача хотите узнать? (да)

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (10 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Перед вами 4 истории:

1. Сколько пирожков осталось в тарелке?

2. Коля съел 2 пирожка.

3. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка.

4. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?

- Какая история будет являться задачей? (разные ответы детей).

- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?

( Не знаем что такое задача).

5. Выявление места и причины затруднения.

(Постановка учебной задачи). (2 мин)

Цель: Осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.

- Какую цель ставим?

(Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории).

6. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: выбор способа и средств его реализации.

- Предположите, что такое задача?

- Где мы можем уточнить? (обратимся к  словарю).

(В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения»).  Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).

Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.

(карточка со словом ВОПРОС) – на доске

7.  Реализация построенного проекта. (8 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

– Прочитайте следующую запись.

Чего больше яблок или вишен?

- Это задача? (Нет).

- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно)

- Значит в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.

Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.

(карточка со словом УСЛОВИЕ) – на доске

- Прочитайте следующую запись.

В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)

- Это задача? (нет). 

– Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).

Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу.

Физминутка 

Вернёмся к нашим историям и попробуем снова.

-Какая же история является задачей? (4-ая).

- Почему?

Вывод 3: В любой задаче есть  вопрос и условие, которые связаны по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её)

(Карточка со словом РЕШЕНИЕ) – на доске

- А чтобы решить, надо её проанализировать, понять. А поможет рисунок.

 Составим выражение. Запишем его.

5 – 2 = 3 (п.)

Назовём ответ.

Ответ: 3 пир

(Карточка со словом – ОТВЕТ)

8. Первичное закрепление. (7 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

С.34 № 84.

-Составь математический рассказ по первым трём  рисункам.

(«В кормушке было 5 воробьёв. К ним прилетели ещё 3 воробья. Теперь в кормушке 8 воробьёв»).

- А по второй серии картинок? (В кормушке было 5 снегирей. Потом прилетели ещё 3 снегиря. Сколько снегирей стало?»).

_ Чем отличаются тексты? (разные птицы и последним предложением).

- Какой же текст является задачей? (второй) Докажите. (Условие и вопрос связаны по смыслу).

Решим её. 5+3=8(с).

Ответ: 8 снегирей.

9. Работа в паре.

Задание №84 (2)

- Составьте задачу по рисунку и запишите её решение

Проверка:

Было 3 снеговика. Один растаял. Сколько снеговиков осталось?

3-1=2(с.)

Ответ: 2 снеговика.

9.  Включение в систему знаний и повторения. (3 мин)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Самостоятельная работа

Работа по карточкам (карточки трёх цветов – разный уровень)

Красный – сложный

Жёлтый – средний

Зелёный – слабый

10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите по схеме чему научились на уроке.

-Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Новые знания мне пригодятся…

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 1 класс система Л. В. Занкова

Слайд 2

Устный счёт

Слайд 3

Весёлый человечек

Слайд 4

Век живи – век учись.

Слайд 5

ЗА ЗАДАЧА

Слайд 6

Тема урока: «Что такое задача?»

Слайд 7

Сколько пирожков осталось в тарелке? Коля съел 2 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?

Слайд 8

Цели урока: Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории

Слайд 9

В толковом словаре С.И.Ожегова: Задача – это «то, что требует решения»

Слайд 10

Чего больше яблок или вишен?

Слайд 11

В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?

Слайд 12

Сколько пирожков осталось в тарелке? Коля съел 2 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?

Слайд 13

5 - 2 = 3

Слайд 14

Ответ: 3 пирожка.

Слайд 16

В кормушке было 5 воробьёв . Потом прилетели ещё 3 воробья . Теперь в кормушке 8 воробьёв . Было 5 снегирей . Прилетели ещё 3 . Сколько снегирей стало?

Слайд 17

Задача Было 5 снегирей . Прилетели ещё 3 . Сколько снегирей стало? Решение 5 + 3 = 8 (с.) Ответ: 8 снегирей .

Слайд 18

Работа в паре

Слайд 19

Было 3 снеговика. Один растаял. Сколько снеговиков осталось? 3 - 1 = 2 (с.) Ответ: 2 снеговика.

Слайд 20

Чему научились на уроке? Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я бы хотел… Новые знания мне пригодятся…

Слайд 21

Оцени себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе системы Занкова "Решение задач с недостаточными данными"

Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах преобразования текста задачи с недостаточными данными....

Развитие мыслительных операций в процессе обучения решению задач по системе Занкова Л.В.

В статье раскрыты психолого-методические основы развития логических операций у младших  школьников в процессе обучения математике, раскрывает особенности методики работы над задачами по программе...

"Данные и искомое в задаче" Математика 2 класс (система Занкова)

"Данные и искомое в задаче" Математика 2 класс (система Занкова)...

Математика. Урок по теме "Знакомство с понятием " Задача"

Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов...

Знакомство с понятием "задача"

Конспект урока математики "Знакомство с задачей"...