Проект урока математики (УМК «Школа России», 1 класс). Тема:литр
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Системно – деятельностный подход  на уроке математики  «Литр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bordzelovskaya_t.v._urok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Системно – деятельностный подход  на уроке математики  «Литр»

(УМК  «Школа России», 1класс)

                                                                                  Выполнила:  Бордзеловская Т.В.,

 учитель начальных классов,

                                                                            МБОУ «СОШ № 31»

                                         

                                                                            Новокузнецк, 2015

Оглавление

1.Введение…………………….……………………………………………………...3

2.Основная часть. Проект урока математики  «Литр»……...……………………..5

3.Заключение………………………………………………………………………..10

4.Список литературы…………………………………………………………….....11                                                                                    

  1. Введение

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.  Деятельностный  аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека,  группы, себя,  другого мнения, отношения, фактов.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. 

Функция учителя при системно-деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

В моей творческой разработке представлен  проект урока математики для 1 –го  класса, УМК «Школа России»,  по теме «Литр». Целью моей творческой разработки стало желание   овладеть   технологией системно-деятельностного метода обучения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

   

II. Проект урока математики (УМК «Школа России», 1 класс)

Тема:  литр

Цели:        

 образовательная: 

- создать условия для нахождения новой величины – ёмкости и её измерением с помощью литра;

 развивающие:

- актуализировать знания разных единиц измерения длины, массы; развивать умение выражать своё мнение и аргументировано его отстаивать; умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

воспитательные: 

- воспитывать  уважительное отношение к мнению товарищей; интерес к предмету.

Тип урока: открытия новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Повторение величин и единиц измерения.

 Фронтальный опрос.

- Прочитайте слова. (Слова записаны на карточках).

килограмм       масса        сантиметр       грамм

метр           литр           дециметр               длина

- На какие 2 группы можно разбить эти слова? (Единицы измерения и величины).

- Распределите на 2 группы эти слова.

На доске запись:

Единицы измерения                   Величины

сантиметр                                      длина

дециметр                                    

метр                                               масса

килограмм

грамм         

        

Итог:

- Что помогло выполнить задание? (Имеющиеся знания).

- Что знаете? (Знаем, что величины – это то, что можно измерить. Знаем единицы измерения длины и единицы измерения массы).

- А  в чём ваши мнения разошлись? ( Одни считают, что литр – это единица измерения, а другие – величина).

- Почему возникло такое противоречие? (Не хватает знаний).

- Давайте отметим это незнание вопросительным знаком.

III. Открытие новых знаний.

1. Диалог.

- Кому из вас доводилось видеть, как продают квас или молоко из бочки?

- В какие ёмкости наливают жидкость? (Стакан, банка, кастрюля, ведро, канистра, бочка).

2. Создание проблемной ситуации.

Работа в группах.

- Что вы видите на столе? (Вода в кувшине, в кастрюле, в миске).

- Как вы думаете, где больше воды, а где меньше? Почему?

- Как проверить? (Измерить количество воды в каждой ёмкости).

- 1 группа измеряет количество воды в кувшине (литровой банкой).

- 2 группа измеряет количество воды в кастрюле (пол – литровой банкой).

- 3 группа измеряет количество воды в миске (кружечкой).

3. Самостоятельная работа в группах.

- Давайте проверим результаты ваших измерений. (Учитель записывает результаты на доску).

На доске запись:

1 группа – 1 мерка

2 группа – 2 мерки

3 группа – 7 мерок

- Где же больше воды? (В миске).

- Почему? (Там 7 мерок).

- Все согласны? (Нет. У 3 группы самая маленькая мерка, а у 1 группы самая большая мерка).

- Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

- Молодцы! А может быть кто – нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости? (Литр).

- Правильно! Вместимость этой банки (показываю) 1 литр. Ребята 3 группы, аккуратно перелейте воду из мисочки в эту банку.

- Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы? (Воды сразу было одинаковое количество на каждом столе, только мы не смогли её сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было).        

IV. Первичное воспроизведение новых знаний.

Вывод: вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. Измеряют вместимость сосудов литрами. (Показ различных сосудов литровой ёмкости – стеклянную банку, кружку, бутылку).

- Слово «литр» сокращённо пишут так: л

- Прочитать записи: 1 л, 3 л, 5 л, 10 л. (На карточках записано).        

- А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили в начале урока. Какая проблема у вас возникла? (Не знали, в какой столбик записать слово ЛИТР).

- А сейчас вы можете решить эту проблему? (Да).

- В какой столбик вы определите слово литр? (В 1 столбик. Это единица измерения жидкости).

     - Какие же вы молодцы!

- Где вы встречались с единицей измерения жидкости? (Сок в магазине продают в пакетах по 1 литру и по 2 литра. В литровых пачках продают молоко и кефир. Минеральную воду продают в бутылках по 1 литру. На заправке продают  бензин в литрах.)

V. Первичное закрепление.

1. Решение практических задач.

1 группа. Даны две 3 – х литровых банки. В одной банке 3 л воды, а в другой 1 л. Что нужно сделать, чтобы количество воды стало в этих банках одинаковым?

а) вылить из 1 банки 2 л воды;

б) добавить во 2 банку 2 л воды;

в) из 1 банки перелить во 2 банку 1 л воды.

2 группа. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л? Как отмерить 2 л?

3 группа. Определить, сколько стаканов воды вмещается в 1 л  банку.

2. Проверка решения задач.        

VI. Контроль.

Задача. Устно. С показом ответов.

В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л? 9 л? 7 л?

Задача. Самостоятельно.

В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне?

3 + 4 = 7 (л) – в бидоне.

- Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе?

7 + 3 = 10 (л) – всего.

Задача. Самостоятельно.

Мама сварила 5 л вишнёвого варенья и 3 л клубничного. На сколько литров больше вишнёвого варенья, чем клубничного сварила мама? 

5 – 3 = 2 (л)

Ответ: на 2 литра.

VII. Рефлексия.

- Вы могли в начале урока определить, в какой столбик поместить слово литр? (Нет).

- Почему не могли? (Не хватало знаний).

- А теперь знаете, что такое литр? (Да. 1 литр – единица измерения жидкости).

VIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке? (Измерять количество жидкости в посуде; решать задачи).

- Сколько стаканов жидкости вмещает один литр? (5 стаканов).

- Как можно определить вместимость жидкости в бидон, ведро?

Молодцы! Много успели сделать сегодня на уроке, много чему научились.

 IX. Домашнее задание.

Решить задачи.

  1. В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Ваня выпил утром 2 стакана сока и вечером ещё 1 стакан. Сколько всего стаканов сока выпил Ваня? Сколько стаканов сока осталось?
  2. Мама сварила варенье и разлила его в 2 банки, по 3 л каждую. Поставь вопрос и реши задачу.
  3. В бидоне 6 л молока, а в банке на 3 л меньше. Сколько литров молока в банке?

        

III.    Заключение

        На уроке по теме «Литр»  обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Организована  исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять.  

        Это способствовало созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

        Данный урок направлен на  развитие у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

        Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса.

        Выполняемые групповые задания   способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к.  дети сам  находили и отбирали необходимую информацию, аргументировано доказывали свой выбор, делали выводы.

        На уроке уделялось внимание отработке умения решать практические задачи,  умению слаженно работать в группе. Все этапы взаимосвязаны. Происходит чередование видов деятельности. Развивающая и воспитывающая цели решались в единстве с образовательной.   Интенсивность урока была оптимальной, с учётом  психолого - возрастных  особенностей обучающихся первого класса. Ребятам было на уроке комфортно, чувствовали они себя уверенно, чётко и дружно работали в группах.   В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат. Цели достигнуты.

  1. Список использованной литературы.
  1. Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Моро М.И. [Текст] - М.: Просвещение, 2012.
  2. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения/ Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 – 98
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин – во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2009 – 41 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы: учебно – методическое пособие / Т.О. Автайкина, Н.А.Демчук; под общ. ред. канд. пед. наук Е.а.Нагрелли – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики УМК "Школа России"

Коспект урока математики "Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...

Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс

В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....