Главные вкладки

    Проект урока математики (УМК «Школа России», 1 класс). Тема:литр
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Тема «Системно – деятельностный подход  на уроке математики  «Литр»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bordzelovskaya_t.v._urok.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    «Институт повышения квалификации»

    ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Тема «Системно – деятельностный подход  на уроке математики  «Литр»

    (УМК  «Школа России», 1класс)

                                                                                      Выполнила:  Бордзеловская Т.В.,

     учитель начальных классов,

                                                                                МБОУ «СОШ № 31»

                                             

                                                                                Новокузнецк, 2015

    Оглавление

    1.Введение…………………….……………………………………………………...3

    2.Основная часть. Проект урока математики  «Литр»……...……………………..5

    3.Заключение………………………………………………………………………..10

    4.Список литературы…………………………………………………………….....11                                                                                    

    1. Введение

    В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

    Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

    При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

    Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

    Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

    Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

    Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.  Деятельностный  аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

    Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека,  группы, себя,  другого мнения, отношения, фактов.

    Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. 

    Функция учителя при системно-деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

    В моей творческой разработке представлен  проект урока математики для 1 –го  класса, УМК «Школа России»,  по теме «Литр». Целью моей творческой разработки стало желание   овладеть   технологией системно-деятельностного метода обучения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

       

    II. Проект урока математики (УМК «Школа России», 1 класс)

    Тема:  литр

    Цели:        

     образовательная: 

    - создать условия для нахождения новой величины – ёмкости и её измерением с помощью литра;

     развивающие:

    - актуализировать знания разных единиц измерения длины, массы; развивать умение выражать своё мнение и аргументировано его отстаивать; умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

    воспитательные: 

    - воспитывать  уважительное отношение к мнению товарищей; интерес к предмету.

    Тип урока: открытия новых знаний.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    1. Повторение величин и единиц измерения.

     Фронтальный опрос.

    - Прочитайте слова. (Слова записаны на карточках).

    килограмм       масса        сантиметр       грамм

    метр           литр           дециметр               длина

    - На какие 2 группы можно разбить эти слова? (Единицы измерения и величины).

    - Распределите на 2 группы эти слова.

    На доске запись:

    Единицы измерения                   Величины

    сантиметр                                      длина

    дециметр                                    

    метр                                               масса

    килограмм

    грамм         

            

    Итог:

    - Что помогло выполнить задание? (Имеющиеся знания).

    - Что знаете? (Знаем, что величины – это то, что можно измерить. Знаем единицы измерения длины и единицы измерения массы).

    - А  в чём ваши мнения разошлись? ( Одни считают, что литр – это единица измерения, а другие – величина).

    - Почему возникло такое противоречие? (Не хватает знаний).

    - Давайте отметим это незнание вопросительным знаком.

    III. Открытие новых знаний.

    1. Диалог.

    - Кому из вас доводилось видеть, как продают квас или молоко из бочки?

    - В какие ёмкости наливают жидкость? (Стакан, банка, кастрюля, ведро, канистра, бочка).

    2. Создание проблемной ситуации.

    Работа в группах.

    - Что вы видите на столе? (Вода в кувшине, в кастрюле, в миске).

    - Как вы думаете, где больше воды, а где меньше? Почему?

    - Как проверить? (Измерить количество воды в каждой ёмкости).

    - 1 группа измеряет количество воды в кувшине (литровой банкой).

    - 2 группа измеряет количество воды в кастрюле (пол – литровой банкой).

    - 3 группа измеряет количество воды в миске (кружечкой).

    3. Самостоятельная работа в группах.

    - Давайте проверим результаты ваших измерений. (Учитель записывает результаты на доску).

    На доске запись:

    1 группа – 1 мерка

    2 группа – 2 мерки

    3 группа – 7 мерок

    - Где же больше воды? (В миске).

    - Почему? (Там 7 мерок).

    - Все согласны? (Нет. У 3 группы самая маленькая мерка, а у 1 группы самая большая мерка).

    - Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

    - Молодцы! А может быть кто – нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости? (Литр).

    - Правильно! Вместимость этой банки (показываю) 1 литр. Ребята 3 группы, аккуратно перелейте воду из мисочки в эту банку.

    - Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы? (Воды сразу было одинаковое количество на каждом столе, только мы не смогли её сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было).        

    IV. Первичное воспроизведение новых знаний.

    Вывод: вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. Измеряют вместимость сосудов литрами. (Показ различных сосудов литровой ёмкости – стеклянную банку, кружку, бутылку).

    - Слово «литр» сокращённо пишут так: л

    - Прочитать записи: 1 л, 3 л, 5 л, 10 л. (На карточках записано).        

    - А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили в начале урока. Какая проблема у вас возникла? (Не знали, в какой столбик записать слово ЛИТР).

    - А сейчас вы можете решить эту проблему? (Да).

    - В какой столбик вы определите слово литр? (В 1 столбик. Это единица измерения жидкости).

         - Какие же вы молодцы!

    - Где вы встречались с единицей измерения жидкости? (Сок в магазине продают в пакетах по 1 литру и по 2 литра. В литровых пачках продают молоко и кефир. Минеральную воду продают в бутылках по 1 литру. На заправке продают  бензин в литрах.)

    V. Первичное закрепление.

    1. Решение практических задач.

    1 группа. Даны две 3 – х литровых банки. В одной банке 3 л воды, а в другой 1 л. Что нужно сделать, чтобы количество воды стало в этих банках одинаковым?

    а) вылить из 1 банки 2 л воды;

    б) добавить во 2 банку 2 л воды;

    в) из 1 банки перелить во 2 банку 1 л воды.

    2 группа. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л? Как отмерить 2 л?

    3 группа. Определить, сколько стаканов воды вмещается в 1 л  банку.

    2. Проверка решения задач.        

    VI. Контроль.

    Задача. Устно. С показом ответов.

    В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л? 9 л? 7 л?

    Задача. Самостоятельно.

    В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне?

    3 + 4 = 7 (л) – в бидоне.

    - Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе?

    7 + 3 = 10 (л) – всего.

    Задача. Самостоятельно.

    Мама сварила 5 л вишнёвого варенья и 3 л клубничного. На сколько литров больше вишнёвого варенья, чем клубничного сварила мама? 

    5 – 3 = 2 (л)

    Ответ: на 2 литра.

    VII. Рефлексия.

    - Вы могли в начале урока определить, в какой столбик поместить слово литр? (Нет).

    - Почему не могли? (Не хватало знаний).

    - А теперь знаете, что такое литр? (Да. 1 литр – единица измерения жидкости).

    VIII. Итог урока.

    - Чему учились на уроке? (Измерять количество жидкости в посуде; решать задачи).

    - Сколько стаканов жидкости вмещает один литр? (5 стаканов).

    - Как можно определить вместимость жидкости в бидон, ведро?

    Молодцы! Много успели сделать сегодня на уроке, много чему научились.

     IX. Домашнее задание.

    Решить задачи.

    1. В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Ваня выпил утром 2 стакана сока и вечером ещё 1 стакан. Сколько всего стаканов сока выпил Ваня? Сколько стаканов сока осталось?
    2. Мама сварила варенье и разлила его в 2 банки, по 3 л каждую. Поставь вопрос и реши задачу.
    3. В бидоне 6 л молока, а в банке на 3 л меньше. Сколько литров молока в банке?

            

    III.    Заключение

            На уроке по теме «Литр»  обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Организована  исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять.  

            Это способствовало созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

            Данный урок направлен на  развитие у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

            Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса.

            Выполняемые групповые задания   способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к.  дети сам  находили и отбирали необходимую информацию, аргументировано доказывали свой выбор, делали выводы.

            На уроке уделялось внимание отработке умения решать практические задачи,  умению слаженно работать в группе. Все этапы взаимосвязаны. Происходит чередование видов деятельности. Развивающая и воспитывающая цели решались в единстве с образовательной.   Интенсивность урока была оптимальной, с учётом  психолого - возрастных  особенностей обучающихся первого класса. Ребятам было на уроке комфортно, чувствовали они себя уверенно, чётко и дружно работали в группах.   В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат. Цели достигнуты.

    1. Список использованной литературы.
    1. Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Моро М.И. [Текст] - М.: Просвещение, 2012.
    2. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения/ Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 – 98
    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин – во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2009 – 41 с.
    4. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы: учебно – методическое пособие / Т.О. Автайкина, Н.А.Демчук; под общ. ред. канд. пед. наук Е.а.Нагрелли – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 94 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК МАТЕМАТИКИ , УМК "ШКОЛА РОССИИ", З КЛАСС

    Тема: Деление двузначного числа на однозначное. Закрепление.Цель:- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Деление двузначного числа на однозначное»...

    Презентация к урокам математики УМК "Школа России", 1 класс, 4 четверть

    Данная презентация поможет провести устный счет на уроках математики в 4 четверти 1 класса по УМК "Школа РОссии"...

    Проект урока математики УМК "Школа России"

    Коспект урока математики "Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток"...

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"

    Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...