Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика"
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Шакирова Альфинур Халимовна
Данная рабочая программа составлена для 1 класса по внеурочной деятельности "Весёлая математика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolaya_matematika_1_klass.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Программа составлена  на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 06.10. 2009г.,

2.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2821-10.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Просвещение, 2011 г.;  

5.Учебный план МБОУ «Сатышевская СОШ им. Ш.З.Зиннурова»  на 2015-2016 учебный год

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть внеурочная деятелҗность «Весёлая  математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  

Цели: Дать  материал  для  умственной  гимнастики ,   тренировки  сообразительности  и  находчивости.

Задачи: Отрабатывать  арифметический  и  геометрический    навык. Подготовить  ум для  более  «серьезной  работы».

         Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.     Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  учеников   разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  кружка,  поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данный кружок включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочки  или  другие  предметы  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу. На  данном  кружке  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.    В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.

         Программа  «Весёлая   математика»  рассчитана   на  ребят  7-8  лет,  срок  реализации  1  год..  Формировать  у  них  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  умении  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  -  интересную  деятельность,  необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности.

                     Общая характеристика курса .

Курс  «Весёлая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –

это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

 «Весёлая математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).   Некоторые математические игры и задания могут принимать форму командами.

   Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности , не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

^ Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

^ Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

^ Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

^ Предметные УУД:

Обучающийся научится находить:

- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1
1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
- Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Обучающийся получит возможность научиться:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
-Использовать критерии для обоснования своего суждения
-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол.час

Характеристика деятельности

Дата

план

факт

                                     Математика – это интересно.

1

Вводное занятие.

1

2

 Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3

В стране волшебных цифр.

1

Выполнение различных задании с цифрами, выполнение аппликации из цифр.

4

Аппликация из цифр.

1

5

1

устный счёт

6

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

1

Выполнение заданий тренажёра

 « Занимательная математика»

7

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

1

Использовать представленную информацию для получения новых знаний

8

Математические ребусы

1

Выполнять задания творческого и поискового  характера.

9

Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус

10

Практикум «Подумай и реши».

1

Тестовые задания

11

Решение нестандартных задач.

1

Игра « Муха» ( Муха перемещается по командам «вверх» , «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки)

                                Математические горки

12

Путешествие точки. Построение рисунка(на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор.

1

работа с алгоритмом

13

Рисуем по клеточкам ракету.

1

Выполнять задания творческого и поискового  характера

14

Рисуем по клеточкам рыбку

1

Выполнять задания творческого характера, применять знания  и способы действий.

15

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять знания  и способы действий.

                                         Волшебная линейка.

16

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

1

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

17

Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Выполнять задания творческого и поискового  характера

18

Праздник числа10. Игры « Задумай число», «Отгадай задуманное число».

1

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять знания  и способы действий.

19

 Игра «Весёлый счёт».

1

Разноуровневые игры. Найти ,показать и назвать числа по порядку (от1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

20

Конструирование  предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы.

1

Моделировать разнообразное расположение объектов.

                                              Весёлая геометрия

21

 Геометрические фигуры.

1

Презентация по теме. Отгадывание математических кроссвордов

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Выполнение аппликации из геометрических фигур.

Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование игрушек из цилиндра и конуса. Создание кратковременного моно – проекта из геометрических фигур и тел.

22

Аппликация из геометрических фигур.

1

23

Объёмные  геометрические фигуры.

1

24

Круг, окружность.

1

25

Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море».

1

26

Моделирование из объёмных геометрических фигур. Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса».

1

                                                Математические игры и головоломки.

27

«Математический калейдоскоп».

1

Логические задачи, ребусы, примеры

28

Шифровки.  «Зашифруй имя сказочного героя»

1

Задания на расшифровку и зашифровку. Творческая работа

29-30

Танграм: древняя

Китайская головоломка.

2

 

 

Составление картинки с заданным разбиением на части.

Составление картинки без  заданного разбиения  на части. Проверка выполнения работы.

 

31-32

Головоломка.  Колумбово яйцо

2

 33

Лабиринты. Занимательные  головоломки.

1

Всего: 33 ч.

Используемая  литература:

  1. И учеба, игра : математика. Т.И.Барабанина, И.В.Елкина.
  2. Дидактические материалы по математике. 1 класс Н.Г.Уткина
  3. Р.К.Шәехова ”Иҗат баскычлары”
  4. Х.Хәликов “ Зиһен ачкычлары”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...