Табличное умножение и деление с числом 9.
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Печейкина Екатерина Алексеевна

Технологическая карта урока математики в 3 классе  по теме "Табличное умножение и деление с числом 9" и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  в 3 «Г» классе

УМК:  «Школа России»

Предмет: Математика

Учитель: Печейкина Екатерина Алексеевна

Дата: 16.11.2015г.

Учебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова

Тема: Таблица умножения и деления с числом 9.

Тип: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

образовательные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; формировать понятие о таблице умножения и деления с числом  9; формировать способность решать задачи с использованием таблицы умножения; закреплять переместительное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, совершенствовать вычислительные навыки, умение вычислять площадь прямоугольника;

развивающие: развитие логического мышления, воображения; развитие коммуникативных качеств, речи обучающихся;

воспитывающие: формирование  умения общаться, устойчивого интереса к занятиям математикой.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.                                                                                                                                                                 

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с цифрами, раздаточный геометрический материал, цветные карандаши, учебник «Математика» 3 класс, 1 часть М.И.Моро, М.А.Бантова.

Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности.

(3 мин.)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

С добрым утром начат день, и работать нам не лень! Начинаем урок!

Тему урока узнаете после математической разминки.

  • Сколько будет трижды три?
  • Сколько хвостов у 9 котят?
  • Сколько недель в 63 днях?
  • Как можно из 6 сделать 9?
  • Какое число будет главным на уроке?

Сегодня мы побываем в волшебном мире математики. Составим и выучим таблицу умножения с числом 9. Каждый из вас попробует себя в роли волшебника.

(слайд 1)

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Помогают сформулировать тему урока.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(5 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

1. Продолжите ряд чисел (3 числа): (слайд 2)

  • 10, 12, 14, …

- Как называются эти числа?

  • 5, 15, 25, …

Как называются эти числа?

  • 9, 18, 27, …

- Подчеркните нечетные числа зеленым карандашом, четные – красным.

- Что можете сказать об этих числах?

- Назовите число десятков и единиц в нечетных числах.

 2. Кто знает всю таблицу умножения с числом 9? Расскажите (2 человека).

- Вы, наверное, заметили, что дети начинают таблицу умножения с различных случаев.

Почему?

Называют числа.

16, 18. 20

Четные числа.

25, 35, 45.

Нечетные числа.

36, 45, 54.

Это числа, кратные числу 9.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Локализация индивидуальных затруднений

(6 мин.)

Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

1. Работа в группах.

Предлагаю объединиться в команды и хорошо поработать.

- Как вы думаете, с какого случая начнем составление таблицы умножения на 9?

(слайд 3)

- Почему не будем записывать 9∙0?  (а∙0=0)

- Почему не будем записывать 9∙1?  (а∙1=а)

- Почему начнем записывать в тетради со случая 9*9?

2. Запись в тетради

9*9=81      81:9=9

- Трудно ли запомнить таблицу умножения?

- Математика – наука сложная, но интересная и волшебная.

Повторение случаев умножения с числом 1 и 0.

Записывают табличные случаи умножения и деления с числом 9.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(4 мин.)

Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

1. Игра «Волшебство».

- Наступило долгожданное мгновенье.

Вы готовы к волшебству?

- Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков.

- Сейчас ваши пальчики превратятся в счетные машинки (слайд 4)

Чтобы умножить 9 на число, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев справа и слева от него. Число пальцев справа показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы).

(Учитель показывает, как быстро выучить таблицу умножения на 9  на пальцах).

2. Игра

- Я буду называть разные числа. Если услышите число, кратное 9, хлопайте.

12, 9, 15, 22, 21, 27, 81

Знакомятся с алгоритмом.

Индивидуальная практическая работа по овладению таблицей умножения с числом 9.

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические – формулирование проблемы.

5. Реализация построенного проекта.

(4 мин.)

Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.  

1. Работа по учебнику.

№1 (1, 2 ст.), с.65 (с проверкой)

2. Составить равенства с числами 8, 9, 72.

8∙ 9=72      72:8=7

9∙ 8=72      72:9=8

3. Проверка по эталону (слайд 5).

Решают самостоятельно в тетрадях. Взаимопроверка.]

Проверка по эталону на слайде.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.Физкультминутка.

(1 мин.)

1. Гимнастика для глаз.

2. Гимнастика для пальчиков.

_- Ваши пальчики хорошо потрудились, им надо отдохнуть.

Дети выполняют соответствующие движения.

Личностные: самоопределение

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(6 мин.)

Организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Первичное закрепление.

1. Составление задачи по выражению 8*9=72

- Составьте обратные задачи.

2. Решение задачи (слайд 6).

№2, с.65

Девочка – 27 м.

Мальчик – 18 м. ] по 9 м.

Сколько потребовалось клеток?

1) 27+18=45(м.) - всего

2) 45:9=5(к.) - потребовалось

Ответ: потребовалось 5 клеток.

3. Выберите из предложенных в учебнике выражений правильное.

Составляют и решают задачи изученных видов с проговариванием алгоритма вслух.

Повторяют обратные задачи.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(5 мин.)

Самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения,

индивидуальная рефлексия достижения цели.

1. Повторение правил.

- Как называются числа при умножении?

- Как называются числа при делении?

- Как найти делимое, делитель, множитель?

2. Самостоятельная работа (по вариантам)

1 вариант     х∙ 9=54

2 вариант     27:х=3

3. Проверка по эталону (2 человека работают у доски)

Повторяют компоненты и результат действия умножения и деления.

Работают самостоятельно по алгоритму.

Проверяют по эталону на доске.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

9. Включение в систему знаний и повторение.

(4 мин.)

Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1. Работа в парах (с раздаточным материалом).

- Назовите геометрические фигуры.

- Площадь какой фигуры больше? Как узнать?

2. Индивидуальная работа для мальчиков и девочек.

- Найдите площадь красного прямоугольника (девочки).

- Найдите площадь синего прямоугольника (мальчики).

- Сравните площади.

- В каких единицах измеряется площадь?

3. Головоломка.

Синий  прямоугольник разделите на квадрат и прямоугольник.

Красный прямоугольник разделите на два прямоугольника.

4. Проверка по эталону (слайд 7).

Работают в  парах с раздаточным геометрическим материалом.

Индивидуально работают мальчики и девочки.

S-7∙8=56(см²)

S=9∙6=54(см²)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

10. Домашнее задание.

 (1мин.)

Закрепление полученных на уроке знаний.

1. Выучить таблицу умножения.

2.  с.65, №1(3,4ст.),  №4.

3. Выставление оценок в течение урока и в конце урока с комментированием.

Запись задания в дневник с комментированием.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

11. Рефлексия деятельности

(1 мин.)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.

1. Игра «Математический футбол»

(Один ученик у доски – «вратарь». Он «отбивает мячи» - табличные случаи умножения и деления.)

- Кому понравился урок?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке на «Горе успеха»

(слайд 8).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс

Слайд 2

10, 12, 14, … 5, 15, 25, … 18, 27, 36, … 16, 18, 20 35, 45, 55 45, 54, 63

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 5

8 ▪ 9 = 72 9 ▪ 8 = 72 72 : 8 = 9 72 : 9 = 8

Слайд 6

Девочка – 27 м. Мальчик – 18 м. Сколько клеток потребовалось? 27+18=45(м.) – всего 45:9=5(к.) – потребовалось Ответ: потребовалось 5 клеток. по 9 м.

Слайд 8

Вершина , если всё поняли и можете объяснить другому. Середина , если вы всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому. Основание , если пока трудно решать задачи, примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по математике "Табличное умножение и деление с числами 0-6"

Цель: проверить уровень знания табличных случаев умножения и деления с числами 0-6 ; умение решать простые задачи на умножение и деление. В работу входят задания, позволяющие проверить знание кон...

Урок математики. 3 класс. УМК "Перспектива".Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание. Умножение и деление изученных случаев табличного умножения и деления. Решение задач.

Цель: проверить знания и умения, полученные при изучении раздела «Сложение и вычитание», закреплять умения решать задачи изученных видов, повторение изученных случаев табличного умножения ...

Технологическая карта урока математики "Табличное умножение и деление с числом 4", 3 класс

Тема урока «Табличное умножение и деление с числом 4»Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий для формирование вычислительных навыков умножения и д...

Технологическая карта урока математики "Табличное умножение и деление с числом 7" (3 класс)

Цель урока: составление таблицы умножения и деления с числом 7, работа над ней.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Совершенствовать у обучающихся навыки устного счёта и письменных вычис...