Главные вкладки

    конспект урока для 1 класса. Тема: «Единица измерения длины. Сантиметр»
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Матвиенко Любовь Николаевна

    На уроке дети знакомятся с новой единицей измерения "сантиметр", учатся измерять, чертить отрезки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока для 1 класса29.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «НОВОГРЕМЯЧЕНСКАЯ СОШ»

                    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    ПО МАТЕМАТИКЕ

    В 1 КЛАССЕ

    ТЕМА: «Единица измерения длины. Сантиметр»

                                                         

                                                          Подготовила и провела

                                                         учитель начальных классов:

                                   Матвиенко Л.Н.

                                             2014 – 2015 г

    Тема: Единица измерения длины. Сантиметр.

    Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

    Задачи урока: ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины; научить измерять отрезки, используя линейку; развивать практические,  интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; закреплять знания учащихся о составе чисел первого десятка; развивать навыки рефлексии; создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся; воспитывать любовь к математике; продолжать учить работать в паре, в группах.

    Планируемые результаты:

    предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

    метапредметные:

    познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;

    регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

    коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

    личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

    Оборудование для учащихся:  «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; разные мерки; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1.

    Оборудование для учителя: карточка «сантиметр (см) », большая линейка с делениями, презентация.

    ХОД УРОКА

    Слайд 1. Титульный (общая информация об уроке)

    1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

    (Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

    Приветствие  гостей.

    Сегодня математика у нас,

    Должны мы хорошенько поработать,

    Чтоб гости, посмотрев на нас,

    Все удивились: «Вот так класс!»    

                                                                                                                                        Слайд 2. К нам на урок  пришли герои известного вам мультфильма. Назовите его. Назовите  героев.
    Они приготовили для вас интересные задания. Вы готовы?
                                                                                                    Слайд 3. – Вот девиз нашего урока:                                                                                       Мы – умные!
    Мы – дружные!
    Мы – внимательные!
    Мы – старательные!
    В первом классе учимся!
    Всё у нас получится.

    2. Актуализация знаний.                                                                                             Слайд 4.  Удав очень любит считать.                                                                            – Посчитайте от 1 до 10 и обратно (хором);                                                                    - От 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (парами).                                                                                                                                                                                                                                                                    

    Работа с « веерами»                                                                                                   - Какое число идёт при счете сразу за числом  5, 9.                                                 - Какое число идёт при счёте перед числом 2, 8.                                                        - Покажи соседей числа 2, 7.                                                                                         - Покажи число, которое на 1 больше, чем 8.                                                             - Покажи число, которое на 1 меньше, чем 7.                                                                                                             Слайд 5.                                                                                                                               – Каких чисел нет в этом ряду?
    – В каком порядке записаны эти числа?
                                                                          Слайд 6 - 17.                                                                                                                            – Попугай нарисовал свой портрет. Угадайте, какие цветные краски он будет использовать.                                                                                                                 Слайд 18.                                                                                                                           – Посмотрите на геометрическую фигуру у Мартышки и скажите, что изменилось.

    3. Физминутка про мартышек.

    4. Постановка учебной задачи.                                                                                       – Кого измеряли  зверята в мультфильме?
    – Как они это делали?
    – Почему у них получались разные результаты?                                                    – Что же у них получилось?
     Слайд 19. 

    -  В чём проблема удава?

    - Он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат.
    Решением этой проблемы мы и займёмся.

    - Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок.

    Слайд 20. 

    1. Познакомиться с единицами измерения длины.
    2. Научиться измерять отрезки.
    3. Научиться сравнивать отрезки.

    - Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения.                                                                            Слайд 21.

    Историческая справка.  В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
    Пядь – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.                                                                                          Дюйм – голландское название большого пальца. Длина, которого была равна 2см 54 мм.                                                                                                                             Локоть - расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома.                                                                             1 фут – стопа ноги.                                                                                                         Сажень – расстояние на вытянутые руки.                                                                           - Это всё мерки.
    - И так выдвигаем предположение
    : если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.

    5. Практическая работа.

    У вас на партах полоска и мерка. Сейчас мы работаем с полоской. Измерьте её меркой (работа в  группах).
    1 ряд измеряет солнышком
    2 ряд – мячиком

    3 ряд – машинкой.
    - Сколько раз ваша мерка помещается в отрезке?
     

    Самостоятельный поиск.

    - У каждого ряда разные результаты.
    - Значит отрезки разной длины?
    - А в чем проблема?                                                                                                             - Перед исследованием мы выдвинули предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.                                                                   – Как вы считаете, это правильно?

    - Что же должно быть одинаковым, чтобы получить точные измерения?
    - Существует ли универсальные мерки, измеряя которыми у всех будет получаться одинаковый результат?
    - Да, такие мерки существуют. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из универсальных мерок. Это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»

    - Проведём исследование.  Какой результат нам даст универсальная мерка?  

    6. Физминутка. Слайд 22. 

       

    7. Первичное закрепление знаний.

     - Какой результат нам даст универсальная мерка?                                                                               Поможет нам  важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

            Загадка:    Я люблю прямоту,

            Я сама прямая.

            Сделать ровную черту

            Вам я помогаю.

            Что-нибудь без меня

            Начертить сумей-ка.

            Угадайте-ка, друзья,

            Кто же я? - … (линейка)

    - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Измерим длину полоски. Вывод: одинаковая мерка, одинаковая длина. Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.

      Работа по учебнику. Слайд 23.

    - Откройте учебники на с.66

    Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

    - Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

    - Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

    - Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

    - Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

    - Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

    - Начертите (на листочке) без линейки отрезок длиной 1 см. С помощью линейки 3 см, 7 см. Взаимопроверка.

    Слайд 24.                                                                                                                                – А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка.
    – Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки - 4см.
    – Почему у них отрезок разной длины?
    – Кто из них правильно измерил?

    Слайд 25.                                                                                                                                     Мартышка приготовила для вас задание. Определите длину отрезков. 

    8. Проверка освоения нового знания

    Слайд 26. Работа в тетради.                                                                                               - Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.                                                                                                            - Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.                                                                     - Продолжите узор в нижней части страницы тетради. Самостоятельная работа.                                                                                                                 Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.                                                                                           - Ребята, для чего человеку нужно знать единицы длины?   (Учитель приводит примеры из жизни: рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.) Слайд 27.

                                                                                                                                                                    9. Итог урока. Рефлексия. Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Теперь герои мультфильма  научатся измерять длину разных предметов и у них получатся одинаковые мерки. Слайд 28.

    - Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

    Слайд 29.  - Продолжите мои предложения:

    -Я понял, что…

    -Было интересно…

    -Было трудно…

    -Мне захотелось…

    -У меня получилось…

    -На следующем уроке мы…

    - Мы сегодня познакомились с единицей измерения длины – сантиметром, ответили на многие  вопросы, но длина таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках. 

    Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".

    Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...

    презентация к уроку математики по теме "Единица измерения дллины - сантиметр" (УМК "Школа России")

    Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...

    Математика 1 класс тема "Единицы измерения длины. Сантиметр."

    Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром. Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога. Обучить учащихся постро...

    Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"

    Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...

    Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")

    Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...

    План-конспект урока математики во 2 классе. Тема: "Единица измерения длины:дециметр".

    Данный материал представляет собой план-конспект урока математики во 2 классе "Единица измерения длины:дециметр". Это урок-знакомство с новым материалом....

    Презентация к уроку математики по теме: "Единицы измерения длины" 2 класс. УМК "Школа России"

    Данная презентация-тренажёр может использоваться как на уроке математики, так и на внеурочном занятии. Учащиеся наглядно представляют перевод единиц измерения длины как алгебраическим, так и графическ...