Использование разнообразных форм и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках математике.
методическая разработка по математике на тему

Сигина Ирина Ивановна

Учёёба - это серьёзный труд, именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и будит мысль.Существуют различные пути активизации учебной деятельности.Для того, чтобы поддерживать в течениие всего урока внимание дете, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.Всё это требует использование разнообразных форм и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках математике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         НОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

 Тема:          «  Использование разнообразных форм и приёмов активизации  познавательной деятельности на уроках математики.»

 

                     Учитель начальных классов: Сигина Ирина Ивановна.

                                                            г.Сургут

                               

                                                               2013г.

                     

                                                           Актуальность проблемы

 В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин: - математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития в условиях неизбежного массового обучения; - элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Практически каждому человеку приходится постоянно проводить элементарные подсчеты, делать оценки, прикидки, читать графики, осмысливать статистические данные и т.д.; - математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики. Возникает необходимость кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы не заставлять насильно делать неинтересное, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую форми- рование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Реализовывать данную задачу поможет отлаженная система работы учителя и учащихся. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

« Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность и интерес»

Учёба – это серьёзный труд, именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и будит мысль .»

                                                                                                     Ш.А.Амонашвили

Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

 - проблемное изложение материала

- комментированные упражнения

-самостоятельная работа

- творческая работа детей

- формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другие способы активизации:

- игровые методы

- моделирование

- занимательность

- проведение нетрадиционных уроков.

 Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

- неустойчивое внимание

- преобладание наглядно-действенного  мышления

- повышенная двигательная активность

- стремление к игровой деятельности

- разнообразие познавательных интересов

Всё это требует творческого подхода в работе учителя. Для того , чтобы поддержать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»

                                                                                                     Ш.А.Амонашвили

Работая с детьми младшего школьного возраста , убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует познавательную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый интерес формируется разными способами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности . игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления. Живой интерес к процессу познания и помогают им усвоить любой учебный материал.

В 1-м классе в течение года на уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков в пределах десяти. Перед учителями встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной. Дети, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставляет учителей постоянно придумывать что-то новое, совершенствовать уже известное. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала — вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся. 
Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину. На первых уроках, когда дети только начинают писать цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски. 
Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из дома А в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна. 
После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. 
Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом. 
Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра "Молчанка", использование которой на уроках традиционно. Предлагаю свои варианты подобных заданий: 
Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. К изготовлению перфокарт я привлекала своих ребят-пятиклассников, которые эту работу выполняли с огромным интересом. 
На уроках использую физкультминутки. Показываю им картинки и говорю такие слова: «Мы присядем столько раз, сколько шариков у нас». «Кубики считаем, гири поднимаем», «Мы подпрыгнем столько раз, сколько ягодок у нас». 

К нам на урок приходят игровые персонажи, которые служат не только для более глубокого понимания математических понятий. 
В результате резко обогащается поисковая активность класса и обеспечивается более плавное вхождение ребенка в учебную деятельность через игровую. 
При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т. п. 
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

                               Список использованных источников:

 

1. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская энциклопедия, 1998. – 360 с. 2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь /

 Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с. 3. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 78с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обобщение опыта по теме самообразования...

«Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков»

Материал для 1-4 класса "Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков"Устойчивый познавательный интерес формируется разными средст...