Урок математики "Величины. Масса. Килограмм".
план-конспект урока по математике на тему

Цели:

Учебные:

  • помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс.

Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematiki_v_1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок математики в 1-м классе по теме "Величины. Масса. Килограмм".

Тип урока: урок введения нового знания.

Цели:

Учебные:

  • помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс.

Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.

Оборудование: учебник, листы открытий,  компьютер, весы, коробки, полоски бумаги.

        Ход урока

I. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок!

-У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

- У нас с вами предстоит огромная работа. (план работы)

II. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем мы отправимся «открывать» новое, давайте все дружно закрепим  то, что мы уже знаем.

Устный счет

1. Раздаю карточки

2. Засели домик (состав числа 9).

3. □ + 1 = 3                 □ – 2 = 6                 □ + 0 = 3

5 + □ = 6                 □ – 2 = 7                 4 – □ > 0

7 + □ = 8                 7 + □ = 9                 □ – 0 = 5

Вот 8 зайчат по дорожке идут.

 За ними вдогонку двое бегут.

 Так сколько ж всего по дорожке лесной

 Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (2)

У Коли и Марины
4 мандарина.
Из них у брата 3.
А сколько у сестры?    (1)

Арифметический диктант.

Записывают ответы на досках, а учитель на доске.

Первое слагаемое – 8, второе – 1. Чему равна сумма? (9)

Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 2. Чему равна разность? (8)

5 уменьшить на 3. (2)

1 увеличить на 3. (4)

Из 6 вычесть 6. (0)

На сколько 3 меньше 6? (На 3)

Чему равна разность чисел 9 и 4? (5) Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)

Проверка диктанта.

- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. (0, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9)

- Назовите самую маленькую цифру. (0)

- Назовите самую большую цифру. (9)

- Какие цифры пропущены? (1, 6)

- Настрой на работу отличный! Но нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!

Работа в парах

– Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат полоски.

- Что мы можем про них сказать?

-Измерьте полоски.

- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)

- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)

- Что такое длина? (Это величина)

(Открывается «Величина» и «Длина» в схеме на доске)

- Почему? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).

- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)

- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)

- Какие еще меры длины вы знаете? (дециметр) (открывается на схеме)

III. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с массой.

- А как измерить этот мешочек с рисом? (показываю мешочек)

- А как измерить яблоки? (Ответы детей).

- Как  называется прибор, с помощью которого мы проверим это? (Весы)

- Весы бывают разные (слайд1)

Работа с учебником №1

- Почему одна чашечка опустилась вниз? (слайд2-6)

- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса! (Открывается слово в теме урока и словарное слово)   (Запаишем в лист открытий)!!!

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

 - Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

-Цели

-Проблема

?! – Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете?

(предположения).

- Давайте проверим ваши предположения .

№2

- Рассмотрите рисунок. Что видите? Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?

Яб. – 5 кл. (Масса яблока  равна массе 5 клубник) 

- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка – клубника)

- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина») !!!

№3

- Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках.

Яб. – 2ш. (Масса яблока равна массе двух шоколадок)

- Какая мерка в этом случае? (ШОКОЛАДКА– мерка).

Получается, что яблоко одно и то же, значит 5 кл. – 2 ш., так?

Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки?

(Нет, мы измеряли разными мерками!)

- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.

3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм.

(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)

- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)

- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).

- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)

- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?

- Сокращенно записывают - кг.

- Посмотрите на нашу тему. А слово «килограмм» можно добавить? (Да)

- Посмотрите, есть  гири (слайд)

- Для некоторых весов гири не нужны, они сами показывают массу. (взвешивание)

-Где встречали гири?

№5

IV. Первичное закрепление.

-Ребята, посмотрите еще раз на доску и скажите, что узнали о массе? О килограмме?

Давайте прочитаем в листе открытий что узнали нового. !!!

- Вот как много мы сегодня с вами «открыли»! А как думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?

- Возьмите лист самооценки и отметьте как вы усвоили материал.

- Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода)

V. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.

(Возвращаемся к схеме)

- А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?

- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.

- Ребята, вам понравился наш урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?

- Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» 1 в класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.

- Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.

- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!

  • 1. Когда гусь стоит на двух лапках, он весит 6 килограммов. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну лапку?
  • 2. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм гвоздей?

  • Мы узнали на уроке,
  • Что такое «килограмм».
  • Килограммы помогают,
  • Что угодно взвесить нам.
  • Можем мы узнать, на сколько
  • Тяжелее кит слона,
  • Сколько весит кот мой Васька,
  • Я и ты, он и она…

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Масса. Килограмм. 1 класс. "Школа России"

Урок математики. Программа "Школа России". 1 класс. Тема: "Масса. Килограмм." На уроке дети знакомятся с величиной "Масса" и единицей измерения массы килограммом, различными видами весов. Закрепляются...

Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")

Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления  о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...

Интегрированный урок по теме "Масса Килограмм"

Знакомство с единицей измерения массы - килограмм...

Математика. 1 класс. Урок 78. Величины. Масса. Килограмм - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_78_velichiny_massa_kilogramm/2013-02-05-171  Урок 78. Величины. Масса. Килограмм В презентации отображены:...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм»

Технологическая карта урокаматематики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм.»Дидактическая задача. Создать условия для  ознакомления  учащихся с новой величиной – массой и ее единиц...

урок математики "Масса, килограмм,грамм"

конспект урока математики 3 класс  по теме "Масса. Килограмм. Грамм" УМК "Начальная школа 21 века"....