программа математического кружка
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Пояснительная записка,общая характеристика, описание ценностных ориентиров, содержание кружка, предметные, метапредметные,листностные результаты освоения кружка, тематическое планирование с определением основных видов внеучебной деятельности,календарно-тематическое планирование кружка "Математика,логика,информатика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskogo_kruzhka.docx83 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цели и задачи программы:

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Основная цель кружка состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, кружок призван решать следующие задачи:

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

Общая характеристика кружка

  1. В нем рассматриваются числовой концентр от 1 до 1000 и дробные числа (доли), устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000, умножение и деление в пределах 100, в том числе и внетабличные случаи и деление с остатком, устные и письменные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число, нахождение доли от числа и числа по доле.
  2. Рассматриваются  величины: скорость, расстояние, зависимость между величинами скорость, время, расстояние; формула движения; новые единицы измерения известных величин и соотношения между ними.
  3. Предлагаются простые и составные текстовые задачи: а) на нахождение доли числа и числа по доле; б) на пропедевтику функциональной зависимости (задачи с пропорциональными величинами), в том числе простые задачи на движение; в) задачи с альтернативным условием; г) задачи, представляющие собой некоторые жизненные ситуации.
  4. Содержится большое количество заданий геометрического содержания: рассматриваются элементы параллелепипеда (куба), формула его объема, различные виды треугольников, изменение положения плоских фигур на плоскости.
  5. В соответствии с новой образовательной линией «Элементы стохастики» рассматривается дерево выбора, вводится понятие случайного эксперимента и связанных с ним понятий «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно». Производится чтение и запись информации с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
  6. Согласно новой образовательной линии «Занимательные и нестандартные задачи» рассматриваются уникурсальные кривые, понятия множества, элемента множества, подмножества, пересечения и объединения множеств, высказывания с кванторами общности и существования, способы решения задач на переправы, переливания, взвешивания.

Система педагогических принципов

Концепция предлагаемого курса математики основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А.А. Леонтьевым:

  1. Принцип обучения деятельности.
  2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.
  3. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
  4. Принцип целостности содержания образования.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Занятия проводятся 1раз в неделю в 3 классе-35 часов.

                                                                               Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения кружка в целом ограничиваются ценностью истины, однако кружок предлагает расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ),  и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами кружка и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения кружка в 3-м классе  является формирование следующих умений: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами кружка в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения занимательного материала.

 Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Читать вслух и про себя тексты дидактического материала и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения .Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами кружка в 3-м классе являются

использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).

Содержание кружка

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Величины и их измерение.

Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение нестандартных текстовых задач.

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

Занимательные и нестандартные задачи.

.огические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

Итоговое повторение.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности

Всего часов

Количество часов

Оценочный материал

теоретические

Практические/указать с учетом специфики предмета: зачёты, контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные, диктанты, работы по развитию речи, др. 1.

1

Сложение и вычитание чисел

 Актуализировать знания о натуральном ряде чисел.

Повторить порядок действия в выражениях.

4

2

2

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний  учащихся Воронеж « Метода»

2014г

2

Умножение и деление чисел

Алгоритм устных приёмов умножения и деления двузначных чисел

4

2

2

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний  учащихся Воронеж « Метода»

2014г

3

Правила и приёмы быстрого счёта в разных видах занимательного материала

Сравнение разных приемов вычислений в разных видах занимательных заданий. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия,

10

5

5

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний  учащихся Воронеж « Метода»

2014г

4

Решение нестандартных задач

Решать нестандартные задачи Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.

9

5

4

5

Преобразование геометрических фигур.

Обнаружение моделей  геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире. Создание представления о пересечении геометрических фигур, решение задач, сравнение. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.

2

1

1

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний  учащихся Воронеж « Метода»

2014г

6

Доли .

Читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле;

2

1

1

Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования

7

Единицы измерения

. Знакомство с календарём, читать и записывать данные календаря римскими цифрами, решение задач, выполнять вычисления. Познакомиться с новой единицей времени, решать задачи.

2

1

1

Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования

Москва Балссс 2015

8

Линейные и столбчатые диаграммы

Читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм

1

1

9

Решение задач на движение

Решать  задачи на движение. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.

1

1

Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования

Москва Балссс 2015

Итого:

35

19

16

                              Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1.Л.А.Дендюк «Решение задач Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких  Математика. Дидактический материал/ - М. :Баласс, 2011. - (Образовательная система «Школа 2100»),

2Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких .– М.: Баласс, 2011. -(Образовательная система «Школа 2100»).

3Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.(Образовательная система «Школа 2100»).

4А.Б. Акпаева « Сборник задач и упражнений» 3 класс

                      5Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе»

                      6Гейдман «Подготовка к математической олимпиаде

                      7Я.И.Перельман « Вторая сотня головоломок»

                      8Л.Лонг « Загадочная геометрия»

                      9Л.А.Дендюк «Решение задач»

                                        Календарно-тематическое планирование кружка «Логика, информатика, математика».

№ п/п

р

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды  деятельности

Форма текущего контроля

Оценочный материал

Средства обучения

Дата

предметные

Метапред

метные

Личностные

план

факт

производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи); осуществлять проверку вычислений; представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100; производить вычисления с именованными числами; решать уравнения,

1

1

Как люди научились считать Сложение и вычитание чисел

1

Рассказ  детям о том, как люди научились считать,

знакомство с историей возникновения счета.

.

Письменные и устные вычисления в соответствии с алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел

П. Пошагово контролировать выполняемые действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать её.

Р. Постановка познавательной задачи. К. Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выявлять свои проблемы, планировать способы их решения, оценивать результат работы.

Повторить порядок действия в выражениях, решать задачи, уравнения

иллюстрация, дидактический материал

2

2

Из истории развития счёта игра «Весёлый калейдоскоп»Умножение и деление чисел

1

Доклад детей о происхождении счета.

Табличные случаи умножения и деления. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

 решать стохастические и комбинаторные задачи, в том числе задачи, решаемые с помощью «дерева выбора»; задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины 2 способами: методом приведения к единице и через отношения заданных величин;

П. сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия; алгоритм сложения и вычитания, умножения и деления чисел

Р. осуществлять проверку вычислений; представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100

К. Уметь

договариваться о распределении

функции и ролей в

совместной

деятельности.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Прогнозирование хода решения задачи, выполнение заданий на сравнение

комбинированный

турнир

дидактический материал

Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.75-78

А.Б. Акпаева « Сборник задач и упражнений» 3 класс стр. 18-22

3

3

Правила и приёмы быстрого счёта. Конкурс «Кто быстрее сосчитает»

1

Знакомство с правилами и приёмами быстрого счета.

.Решение задач на нахождение четвертой пропорциональной величины

Знать: что сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия; алгоритм сложения и вычитания, умножения и деления чисел

сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100

П. производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи). Р. знать: что сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия

К. слушать и

вступать в диалог.

Выявлять свои проблемы, планировать способы их решения, оценивать результат работы.

Блицтурнир

Повторить табличные случаи умножения и деления, повторить правила действий с именованными числами, решать задачи

4

4

Знакомство с  Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. Дерево выбора.

1

Презентация о жизни и деятельности Архимеда.

. Решение жизненной задачи средствами математики

задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины 2 способами: методом приведения к единице и через отношения заданных величин;

П.решать стохастические и комбинаторные задачи, в том числе задачи, решаемые с помощью «дерева выбора»;

Р. Постановка

учебной задачи.

Формирование

умения работать в

паре

К. слушать и

вступать в диалог.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенной работы

Составление слайдов для презентации

Интернет

5

5

Числовые мозаики

1

Рассказ  о числовых мозаиках.

Отработка умения в решении головоломок с числами.

Творческие, занимательные задания.

сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100

П.производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи); осуществлять проверку вычислений; Р.представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100;

К. Формирование

умения работать в

паре, умение

слушать и

вступать в диалог.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Прогнозирование результатов вычисления, решения задачи

Составление мозаик

карточки и диск с головоломками, карта путешествия на остров Веселый счет, картина корабля, ребусы, роботы – жители острова, изготовленные учащимися, интерактивная доска, магнитофон.

6

6

Преобразование геометрических фигур. Параллелепипед и куб

1

Беседа о геометрических фигурах,

.

Элементы прямоугольного параллелепипеда

П.знать: единицы измерения объема  (литр, см3,  дм3,  м3); формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

Р.применять формулу при нахождении различных объемов; вычислять объем  параллелепипеда

К. Формирование

умения работать в

паре, умение

слушать и

вступать в диалог.

Познакомиться с элементами прямоугольного параллелепипеда, решать текстовые задачи

Обнаружение моделей  геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире

геометрические фигуры,

ДМ

Раздаточный материал

7

7

Преобразование геометрических фигур. Объем  прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр .Кубический дециметр. Кубический метр

1

.Единицы измерения объема

Формула нахождения объема прямоугольного параллелепипеда

П.знать: единицы измерения объема  (литр, см3,  дм3,  м3); формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

Р.уметь: применять формулу при нахождении различных объемов; вычислять объем  параллелепипеда

К. Формирование

умения работать в

паре, умение

слушать и

вступать в диалог.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Прогнозирование результатов вычисления, решения задачи

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

геометрические фигуры,

ДМ

Раздаточный материал

8

8

Талантливая женщина математик С.В. Ковалевская. Игра «Задумай число Сочетательное свойство умножения

1

Доклад учащихся  о жизни и деятельности С.В. Ковалевской.

.Сочетательное свойство умножения

П.знать: свойства умножения и деления чисел.

Р.уметь: выполнять умножение и деление с  0, 1, 10, 100; использовать сочетательное свойство для рационализации вычислений; находить значение выражений в 2-4 действия; решать задачи в 2-3 действия и текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, объяснять ход решения (вычисления), последовательность

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы  деятельности и личностный смысл.

Познакомиться с сочетательным свойством умножения,

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

интернет

9

9

Точные и приближённые числа .Деление чисел.

1

Понятие о точных и приближённых числах.

Беседа «Закономерность и случайность»

Знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  одно

выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем

П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  однозначное.

Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы,

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей.

Сравнение разных приемов вычислений, решения задач

демонстрационные карточки, индивидуальные карточки для учащихся.

10

10

Кубик –рубик.

Арифметические действия над числами

1

Упражнение в выполнении арифметических действий над числами

 Приёмы  владения кубиком

изученные арифметические действия над числами.

складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000

П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  однозначное.

Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы,

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей.

Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины

Игры с кубиком -рубиком

.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 60

11

11

Зарождение календаря и пути его совершенствования. Умножение.

1

Рассказ  об истории зарождения календаря с древних времен до наших дней.

Распределительное свойство умножения относительно сложения

использовать распределительное свойство умножения относительно суммы; решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве;

П.знать: свойства умножения и деления чисел.

Р.уметь: выполнять умножение  с  0, 1, 10, 100; использовать сочетательное свойство для рационализации вычислений; находить значение выражений в 2-4 действия; решать задачи в 2-3 действия и текстовые задачи,

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, объяснять ход решения (вычисления), последовательность

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей.

Закрепить  свойство умножения относительно сложения, решение текстовых задач,

 

календарь времени

Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.189-192

12

12

Открытие нуля.

Умножение двузначного числа на однозначное

1

Сообщение учащихся  об открытии нуля.

Алгоритм внетабличного деления. Упражнение в умножении двузначного числа на однозначное

изученные арифметические действия над числами.

текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве;

П.знать:

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание.

Сравнение разных приемов вычислений, решения задач

презентация

таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  однозначное.

Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы,

13

13

Старинные меры длины (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра «Самый, самый». Подготовка к олимпиаде

1

Доклад  о происхождениим мер длины.

 Беседа о том, что их возникновение связано с практическими потребностями человека.

 Сложение, вычитание, умножение, деление чисел

П.использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы;

Р.решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; устанавливать,

К.находить значение выражений в 2-4 действия

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Ролевые игры

Парная работа

Парно-групповая работа

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

Таблица, карточки

Б.П.

14

14

Истинные и ложные высказывания

Деление

1

Беседа об истинных и ложных высказываниях Решение логических задач.

Распределительное свойство  деления относительно сложения

Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Уметь: использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы; решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее; находить значение выражений в 2-4 действия

П.использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы;

Р.решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве;

К.находить значение выражений в 2-4 действия

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание.

Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

Гейдман «Подготовка к математической олимпиаде» стр.128

15

15

Математические ребусы и игры. Весёлые разминки. Арифметические действия над числами

1

Занимательные упражнения

.Сложение, вычитание, умножение, деление чисел

П. использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы;

Р.решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве;

К.находить значение выражений в 2-4 действия

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Прогнозирование результата вычисления, решения задач

в ролевых играх

Ребусы, кубики трёх цветов: красный, зеленый, синий; геометрические фигуры: треугольник, квадрат

16

16

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).Алгоритмы деления.

1

Логические задания с числами и цифрами

Уметь: представлять любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых

П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  однозначное.

Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы,

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий.

Вывести новый алгоритм внетабличного деления, решение задач и  уравнений

Парная работа

Карточки, таблицы к задачам

17

17

Математические забавы. Решение и составление ребусов. Арифметические действия над числами

1

Сложение, вычитание, умножение, деление чисел

Уметь: выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100; решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений

П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  однозначное.

Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы,

перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов

Групповая работа

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

А.Б.Акпаева»Занимательная математика» 3класс стр.167-178

18

18

Математические фокусы Решение задач

1

Беседа о математических фокусах.

Математические фокусы.

.Решение задач в 1-2 действия

П. выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100;

Р.решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; К.находить значение выражений (со скобками)

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

Прогнозирование результатов вычисления, решения задачи

через дидактические игры

Презентация  ЦОР

А.Б.Акпаева « Занимательная математика» 3 класс стр.203-208

19

19

Китайская головоломка «Танграм»

1

Беседа « История  танграма», наблюдение за  фигурами, из которых состоит танграм.

Составление фигуры из танграма; Решение задач в 1-2 действия

Уметь: выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100; решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений

 решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений

решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений

П. алгоритм поиска неизвестного делимого, если известны делитель и частное; общие принципы измерения величин.

Р. решать задачи на пропорциональное деление; устанавливать, является ли данная прямая уникурсальной, и обводить ее;

К.выполнять арифметические действия в выражениях

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий.

Конструирование

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения)

Интернет

20

20

Математические кроссворды Решение задач

1

 Решение математических кроссвордов.

Составление  и разгадывание кроссвордов.

Решение задач в 1-2 действия

П. алгоритм поиска неизвестного делимого, если известны делитель и частное; общие принципы измерения величин.

Р. решать задачи

К.выполнять арифметические действия в выражениях

Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке

Планирование хода решения задачи,

Я.И.Перельман « Вторая сотня головоломок» стр.158

21

21

Подготовка к школьной олимпиаде.

Арифметические действия над числами

1

Решение задач в 1-2 действия

Сложение, вычитание, умножение, деление чисел

П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на  однозначное.

Р.уметь: выполнять деление чисел

К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы,

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий.

Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 55

22

22

Математические горки. Наглядная алгебра. Игра «У кого, какая цифра»

1

Деление с остатком практическим (с помощью рисунка) и аналитическим (через подбор наибольшего возможного делимого) способами

Уметь: читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим  и аналитическим способами; выполнять проверку деления с остатком; решать задачи в 2 действия; находить значение выражений (со скобками и без них)

П. знать: таблицу деления; алгоритм деления Р выполнять проверку деления ; решать задачи в 2 действия; К.находить значение выражений (со скобками и без них)

Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера

Дидактические игры

Презентация

Цветовые кружки, гномики

23

23

Графическое моделирование

1

Беседа о графическом моделировании.

Гграфическое моделирование объёмных фигур.

.Сложение, вычитание, умножение, деление чисел. Табличные случаи арифметических действий

Знать: решение задач в 2-3 действия. Уметь:определение порядка выполнения действий и нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

П. читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим  и аналитическим способами; Р.выполнять проверку деления с остатком; решать задачи в 2 действия; К.находить значение выражений (со скобками и без них)

Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке

Решение уравнений,   решение задач на нахождение площади. Операции с числами

Практикум

конструирование

Л.Лонг « Загадочная геометрия» стр.231

24

24

Доли . Нахождение доли числа Сравнение долей.

1

Понятие «доля». Чтение и запись долей

Уметь: читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; решать выражения в 2-4 действия; выполнять письменно умножение и деление в пределах 100

П. читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; Р.решать выражения в 2-4 действия; К.выполнять письменно умножение и деление в пределах 100

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи

конструирование

презентация

25

25

Проектная работа

Нахождение числа по доле

1

Алгоритм нахождения числа по его доле

П. читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; Р.решать выражения в 2-4 действия; К.выполнять письменно умножение и деление в пределах 100

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Алгоритм нахождения числа по его доле, решение задач, уравнений

Групповая работа

текст, таблица, схема

26

26

Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

1

Беседа о старинных мерах в пословицах.

Соотношения между единицами измерения длины

Задачи с пропорциональными величинами. Определение величин по двум разностям

Знать: как образуется каждая следующая счетная единица

Уметь: сравнивать единицы

; выражать данную величину в изученных единицах измерения;

определять время с точностью до минуты; решать задачи арифметическими способами; находить значение выражений в 2-4 действия

П.как образуется каждая следующая счетная единица

Р. сравнивать единицы по их числовым значениям; выражать данную величину в изученных единицах измерения; К.находить значение выражений в 2-4 действия

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе

Г.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 60

27

27

Единица времени минута Единица времени секунда Сутки. Неделя Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

Единица измерения минута как доля часа

П.как образуется каждая следующая счетная единица времени.

Р. сравнивать единицы времени по их числовым значениям; выражать данную величину в изученных единицах измерения; К.находить значение выражений в 2-4 действия

Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи

через дифференцированную работу

.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 75

28

28

Линейные и столбчатые диаграммы

1

Понятия «линейная диаграмма», «столбчатая диаграмма»

Уметь: читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм

П. читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; Р.решать выражения в 2-4 действия; К.выполнять письменно умножение и деление в пределах 100

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий

Учиться читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм, выполнять деление с остатком

презентация

29

29

Задачи смекалки Счет сотнями. Тысяча.

1

Чтение и запись круглых трехзначных чисел

Знать: название и последовательность чисел в пределах 100; как образуется каждая следующая счетная единица; соотношения между кубическим сантиметром, дециметром, метром.

Уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; считать сотнями; представлять числа в виде разрядных слагаемых; производить действия сложения и вычитания трехзначных чисел, когда один из компонентов является разрядным слагаемым; умножать и делить на 100; находить значения выражений в 2-4 действия; решать задачи и уравнения изученных видов

П. название и последовательность чисел в пределах 100;

Р. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; К.находить значения выражений в 2-4 действия;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Учиться использовать новую счётную единицу «сотня», решать задачи, выполнять операции с числами

Работа с таблицей.

.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 85

30

30

Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат» Умножение числа 100. Умножение и деление на 100.

1

Рассказ о скорости, времени, расстоянии.

Решение задач на движение.

.Алгоритм умножения числа 100, умножение и деление на 100

П.добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.)

Р. читать, записывать и сравнивать числа в пределах

К. решать задачи и уравнения изученных видов

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи

Работа с иллюстрациями, чертежами

Л.Г.Петерсон « Математика» 3 класс стр.263-281

31

31

Старинные занимательные задачи .Единицы длины. Миллиметр Центнер.

1

Беседа о старинных занимательных задачах.

Решение старинных занимательных задач.

 Единица измерения длины –миллиметр.

П.соотношения между кубическим сантиметром, дециметром, метром.

Р. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; находить значения выражений в 2-4 действия; К.решать задачи и уравнения изученных видов

Принимать и осваивать социальную роль ученика. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл

Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе

Презентация

Тексты старинных задач, иллюстрация

32

32

Математический КВН Решение задач повышенной трудности Пересечение геометрических фигур

1

 Задачи повышенной трудности.

 

Плоская геометрическая фигура как часть плоскости. Понятие «пересечение»

Уметь: выделять из множества фигур плоские и объемные; узнавать и называть объемные и плоские фигуры

Уметь: выделять из множества фигур плоские и объемные; узнавать и называть объемные и плоские фигуры

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия.

Создание представления о пересечении геометрических фигур, решение задач несколькими способами, сравнение

Плоские и объемные геометрические фигуры

33

33

Группы предметов. Множество. Элемент множества Способы задания множеств. Подмножество

1

Понятие «множество», «подмножество», «элемент множества». Упражнение в классификации и группировке объектов

Знать: понятия «группы предметов», «множество», «подмножество», «элемент множества».

Уметь: устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов

Знать: определение понятий «множество», «подмножество»; способы задания множеств.

Уметь: читать и понимать высказывания с квантором общности; графические модели в виде диаграмм Эйлера-Венна; решать задачи

различать способ и результат действия.

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия.

Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи

Составление слайдов  для презентации

Л.А.Дендюк «Решение задач

34

34

Выпуск математической газеты. Составление заданий для теста. Высказывания со словами все, не все, каждый, никакие, любой

1

Выпуск математической  газеты, Высказывания с квантором общности. Упражнение в чтении высказываний с квантором общности. Решение задач с использованием понятий  «множество», «подмножество», «пересечение множеств».

П.определение понятий «множество», «подмножество»; с

Р.способы задания множеств,

читать и понимать высказывания с квантором общности; К.графические модели в виде диаграмм Эйлера-Венна;

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия.

Закреплять представления о понятиях «множество», «элемент множества», учиться читать высказывания с кванторами общности.

Л.А.Дендюк «Решение задач

Л.Г.Петерсон « Математика» 3 класс стр.281-295

35

35

Тест

1

Решение задач в 2-3 действия, нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

П. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Р. решать задачи арифметическим способом; К.вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи

тест

В.Т. Голубь,Тематический контроль знаний  учащихся Воронеж « Метода»

2014

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка

Данная  программа  позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной  программы, расширит...

программа математического кружка 1 класс по ФГООС

Программа математического кружка разработана в соответсвии ФГООС НОО. Цель развивать математический образ мышления, расширять математический кругозор учащихся в различных областях элементарной математ...

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....

Программа математического кружка «Занимательная математика»

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Программа математического кружка "Увлекательная математика"

   Программа кружка  предназначена для работы с  одарёнными детьми,  школьникам с устойчивым интересом к математическим   исследованиям и открытиям....

Программа математического кружка

Дополнительная образовательная программа естественно - научной направленности «Занимательная математика»...