Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»

Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; формировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; учить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); подготовка к умножению; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты:

·                Предметные: умение соотносить реальные  предметы и их элементы с изученными геометрическими  фигурами; сопоставление геометрических фигур треугольника и квадрата, выполнять чертёж квадрата и прямоугольника;  работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат, знакомство с алгоритмом нахождения геометрических фигур прямоугольника и квадрата., познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника через практическую работу с геометрическими фигурами

·                Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник «математика» Моро М. И. 2кл (2 ч), учебная презентация, раздаточный материал (геометрические фигуры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5._kvadrat.doc338.5 КБ
Office presentation icon kvadrat.ppt578 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Математики

Выполнила студентка 43 группы

Ф.И. Потапова Екатерина

Проверил: Мирошниченко Е.С. 

Отметка: ________________

Дата: 24. 02. 16

Челябинск, 2016

Предмет: математика

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»

Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; формировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; учить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); подготовка к умножению; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение соотносить реальные  предметы и их элементы с изученными геометрическими  фигурами; сопоставление геометрических фигур треугольника и квадрата, выполнять чертёж квадрата и прямоугольника;  работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат, знакомство с алгоритмом нахождения геометрических фигур прямоугольника и квадрата., познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника через практическую работу с геометрическими фигурами
  • Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник «математика» Моро М. И. 2кл (2 ч), учебная презентация, раздаточный материал (геометрические фигуры)

 

Этап урока

t, мин

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

1 мин

– Ребята, улыбнитесь  друг другу, мне, ведь с маленькой удачи начинается большой успех! Присаживайтесь.

-Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату: «24 февраля. Классная работа»

 Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс

Р:  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Л: Самоопределение.

Актуализация опорных знаний

.

4 мин

А теперь представим это число (24) в виде одинаковых слагаемых…

12+12

3+3+3+3+3+3+3+3

8+8+8+8

Как получили число 12

4 на 3 или 4+4+4+4

Заменим сложение одинаковых слагаемых умножением.

12•2

3•8

8•4

Как определили нужный рисунок? по 2 взяли 7 раз

Представляют число (24) в виде суммы одинаковых слагаемых

Заменяют сумму одинаковых слагаемых действием умножения

Подбирают данному выражению соответствующий рисунок

К.: планиро-

вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

П.: структуриро

вание знаний, осознанное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия.

Постановка учебной задачи

Решение частных задач

1 мин

10 мин

Фигуры на доске

Какие фигуры здесь изображены?

Что вы знаете о прямоугольнике?

Предположите тему урока?

-  Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи:

1. Мы узнаем свойства противоположных сторон прямоугольника

2. Познакомиться со свойствами квадрата

3. Учиться чертить квадрат  в тетради

4. Учиться  решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата)

Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.) 

   Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". 

  Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
- Узнали, дети?
( Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

 Квадрат спрашивает у Прямоугольника: 
– А мы не родственники с тобой? 
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники.

- Давайте поможем фигурам найти такие признаки

- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что-то интересное заметите у прямоугольника? Обратите внимание на стороны прямоугольника.

- А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга.

– Почему они так называются? (Противоположны, лежат против друг друга).

- А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые? (Они равны по длине).

- Как называются те стороны, которые длиннее? (Длина).

- А те стороны, которые короче? (Ширина).

Примеры предметов прямоугольной формы (тетрадь, рамка для фотографий, телефон).

Начертим прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см в тетради

– Почему даны только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны?

- Чему же равны две другие стороны?  Как узнали?

(правило, т.к. противоположные стороны равны). Назовите это правило.

Какие инструменты нам пригодятся, для  того, что бы начертить прямоугольник?

Как мы будем чертить? (по клеточкам) Начинаем отмерять по линейке от 0.

Учитель на доске, уч-ки в тетради.

Назовём прямоугольника ABCD

- Так о каком свойстве сторон прямоугольника мы сегодня говорим?

- Найдите периметр вашего прямоугольника. Вспомним, что такое периметр? (сумма длин всех сторон).

Что для этого нужно взять?

Запишите решение Р=3+3+5+5=16 (см) 

На партах у вас лежит геометрическая фигура, что это? (квадрат)

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны)

Что вы знаете о квадрате? (у квадрата противоположные стороны равны)

Докажем это свойство квадрата опытным путём.

Возьми их в руки, и сложите противоположные стороны квадрата вместе.

- Измерьте его стороны при помощи линейки.

- Чему они равны?

- Какой вывод можно сделать? (Противоположные стороны

квадрата равны).

Примеры предметов квадратной формы?

- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)

Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)

- Выполним чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)

- Как? (у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стороны квадрата также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см)

- Найдите периметр вашего квадрата.

Что для этого нужно взять? (Число 4 взять 4раза.)

Запишите решение Р=4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см) 

Грамотно отвечать на вопросы.

Определять тему урока.

Слушают, анализируют, участвуют в диалоге

Наблюдение над геометрическими фигурами

Анализ фигур по внешним признакам

Воспроизведение ранее изученного материала

Связь формы бытовых предметов и формы, геометрических фигур

Чертёж прямоугольника с заданной характеристикой

Нахождение периметра

Наблюдение над геометрическими фигурами

Анализ фигур по внешним признакам

Проведение опыта «перегибания» с геометрической фигурой - квадрат

Связь формы бытовых предметов и формы геометрических фигу;

Чертёж квадрата с заданной характеристикой

Нахождение периметра квадрата

К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

П.: самостоя-тельное выделение и формулирование познавательной цели.

К.: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное построение речевого высказывания.

Р: сохранять учебную задачу.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

П: формирование обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений);

Р: связь теории с практикой и жизнью;

П: осознавать познавательную задачу

К: владеть диалогической формой коммуникации;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной

Физминутка

1

мин

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся. Когда  на слайде будет появляться квадрат -  вы приседаете, прямоугольник – хлопаете в ладоши.

Выполнять физические упражнения.

Решение частных задач

15 мин

Я приготовила для вас ещё одну геометрическую фигуру. Что это за фигура? (треугольник)

Что вы знаете о треугольнике?

Возьмите пальчиком за прямой угол

Остальные углы, какие? Острые

- Откройте свои учебники на 34 стр. № 1. Прочитайте задание.

- Как с помощью треугольника мы будем выполнять это задание? (прикладывать треугольник к внутренней стороне фигур).

- Кто уже проверил и готов ответить? Все ли эти четырёхугольники – прямоугольники? Докажите.

Найдите  среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны и выпишите их номера себе в тетрадь. Под какими номерами?

-  Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который  мы сделали в ходе нашего исследования?

- Кто может дать определение квадрату, не глядя в учебник?

Наблюдение над геометрической фигурой

Анализ фигуры

Практическая, устная работа по учебнику, с. 34 № 1

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

Домашнее задание

1 мин

- Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.34 №3, № 4

Записывать домашнее задание.

 

Итог урока.

2 мин

- Давайте подведем итоги урока.

- Вспомните название темы урока?

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?

- Какие утверждения правильны?

На доске:

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

-Правильные – 1 и 3 утверждения.

-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?

Что у них общего? (у фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

  •   Ответим на вопрос, который мы ставили в начале урока, являются ли прямоугольник и квадрат родственниками?

Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

Анализировать урок.

Обобщать изученное.

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Рефлексия

(по содержанию)

1 мин

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам показалось трудным?

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выбери рисунок, которому соответствует данное выражение

Слайд 2

Квадрат длина Ширина

Слайд 3

Любой квадрат – это прямоугольник. Любой прямоугольник – это квадрат. Любой четырёхугольник – это многоугольник. Выбери правильные утверждения

Слайд 4

Квадрат длина Ширина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «What’s the time?» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 2, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация + правило + карточки)

Тема: «What’s the time?». Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:Практические:- отработать звук [t];- ввести и первично закрепить речевые структуры: at 7 am; at 9 pm; it’s a quarter; it’...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Подготовка к умножению" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Подготовка к умножению»Цели деятельности учителя: формировать представление о конкретном смысле действия умножения; способствовать ознакомлению с соответствующей математическо...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Домашние опастности. Пожар" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Наша дружная семья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Периметр прямоугольника" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2Тема урока: «Периметр прямоугольника»Цели урока: познакомить с разными способами нахождения периметра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачиПла...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Наша дружная семья» и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...