Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе
учебно-методический материал по математике на тему

Базарнова Екатерина Николаевна

Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе

Чтобы научить ребенка работе над текстовой задачей, учитель может использовать различные приемы обучения, соответствующие совершенствованию логического мышления и творческих способностей детей.

Рассмотрим несколько конкретных примеров работы над задачей.

Прием, основанный на предложенных объектах, сюжете, вспомогательной модели .

Данный прием рассчитан на учащихся второго-третьего классов.

На доске заранее вывешиваются карточки с объектами «овощи», «свекла», «морковь», «картофель», а также вспомогательная модель задачи.

Учитель дает учащимся следующие команды:

– Выберите слова, характеризующие сюжет задачи. (Школьники вырастили овощи.)

        – Где выращивают школьники овощи? (На пришкольном участке).

– Какое слово из предложенных объектов, записанных в столбце, общее? (Овощи.)

– Соотнесите предложенные объекты со схемой, указав количественные характеристики. (Целое – овощи. Количество овощей неизвестно. Части: свекла – 20 кг, морковь – 12 кг, картофель – 8 кг).

– Сформулируйте текст задачи. (Школьники вырастили на пришкольном участке 20 кг свеклы, 12 кг моркови и 8 кг картофеля. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?)

– О какой величине говорится в задаче? (О массе.)

– Как иначе можно сформулировать требование? (Какова масса собранного урожая?)

Далее учитель предлагает ученикам самостоятельно решить эту задачу в  рабочих тетрадях.

20 + 12 + 8 = 40 (кг)

Ответ: 40 кг урожая собрали школьники.

Затем совместно с учителем дети проверяют правильность решения предложенной задачи. В качестве способа проверки могут выступать сравнение своего решения с выполненным на закрытой части доски, чтение решения вслух

Прием составления задачи по предложенной программе действий. 

Данный  прием развивает коммуникативные способности ребенка, способность неординарно мыслить, и рассчитан на учащихся не младше второго класса.

На доске вывешиваются схемы (см. рисунок №8). Учитель предлагает учащимся составить по данной схеме задачу, а затем решить ее.

Дети составляют задачу: «Миша решил 3 уравнения и 7 примеров. На сколько больше примеров, чем уравнений, решил Миша? На сколько меньше уравнений, чем примеров, решил Миша?»

Решение:

7 – 3 = 4 (шт.)

Ответ: на 4 примера больше, чем уравнений, решил Миша.

Учитель спрашивает одного из учеников, как решить эту задачу и что в итоге получится. Остальные дети делают проверку.

Рис. №8 Схема для составления текстовой задачи

Алогичная работа проводится со следующей  схемой (см. рисунок №9).

 

Рис. №9 Схема для составления текстовой задачи

«Миша нарисовал 2 рисунка, а Маша 4. Сколько всего рисунков нарисовали дети? На сколько рисунков больше нарисовала Маша, чем Миша?»

Решение:

  1. 2 + 4 = 6 (шт.) – нарисовали вместе.
  2. 4 – 2 = 2 (шт.) – Маша нарисовала больше Миши.

Ответ: 6 рисунков, на 2 рисунка.

Прием составления задачи на основе нескольких задач, содержащих один сюжет и часть общих объектов с их количественными характеристиками.

Цель данного приема состоит в том, чтобы учить школьников выделять основные структурные компоненты задачи (условие и требование). Подобрав специальным образом численные данные, учитель может использовать этот прием в любом классе начальной школы.

Задача 1. В школьную библиотеку привезли новые учебники. В первый день библиотекари расставили 210 учебников по русскому языку, во второй – 135 учебников по математике. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?

Задача 2. В школьную библиотеку привезли учебники. В первый день библиотекари расставили по полкам 210 учебников по русскому языку, во второй – 63 учебника по чтению. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?

Задача 3. В школьную библиотеку привезли учебники. В первый день библиотекари расставили по полкам 97 учебников по английскому языку, во второй – 63 учебника по чтению. Сколько расставили библиотекари по полкам за два дня?

Учитель дает следующие команды детям:

– Прочитайте задачи.

– Что общего в данных задачах? (Сюжет, требование).

        – Что можно сказать об объектах и количественных характеристиках задач? (Часть объектов и их количественные характеристики в первой и второй задачах, а также во второй и третьей задачах одинаковые).

– Сформулируйте текст одной задачи, используя все объекты и их количественные характеристики. (В школьную библиотеку привезли новые учебники. Из них в первый день расставили по полкам 210 учебников по русскому языку и 97 по английскому языку, во второй – 135 учебников по математике и 63 учебника по чтению. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?)

Прием обучения составлению задач по предложенному решению с подробным пояснением.

Цель данного приема состоит в том, чтобы учить детей соотносить текстовую задачу с предложенным решением.

На доске дано решение этой задачи.

1)  3 + 15 = 18 – концертов дал детский хор в городе и в санатории.

2) 30 – 18 = 12 – концертов дал детский хор в сельских клубах

Учитель задает детям вопросы:

– Известно ли нам, где давал концерты детский хор? (В городе, санатории, сельских клубах.)

– Известно ли нам, сколько концертов дал хор в городе? (3 или 15)

– Известно ли нам, сколько концертов дал хор в санатории? (15 или 3)

– Сколько всего концертов дал хор? (30)

– Составьте задачу по первому равенству. (Детский хор дал 3 концерта в городе и 15 концертов в санатории. Сколько всего концертов дал детский хор в городе и в санатории?)

– Составьте задачу по второму равенству. (За лето детский хор дал 30 концертов. Из них 18 – в городе и санатории, а остальные в сельских клубах. Сколько концертов дал детский хор в сельских клубах?)

– Опираясь на решение задачи, сформулируйте требование задачи. (Узнать, сколько концертов дал детский хор в сельских клубах).

– Сформулируйте текст задачи, опираясь на два действия. (Детский хор дал 30 концертов. Из них 3 в городе, 15 – в санатории, а остальные – в сельских клубах. Сколько концертов дал детский хор в сельских клубах?)

Прием составления текста задачи по сюжетным рисункам с изменением действия (приложение №2).

Цель данного приема состоит в том, чтобы учить детей находить математические модели в реальной ситуации, учить переводить сюжетную ситуацию на математический язык. Подбирая соответствующие сюжеты, учитель может применить прием в любом классе начальной школы.

– По рисункам определите сюжет задачи. Как он меняется от первого рисунка ко второму? (Курица снесла яйца, из них вылупились цыплята).

– Назовите объекты задачи. (Курица, яйца, цыплята).

– С какими из них мы будем проводить вычислительные операции? (С яйцами.)

– Что вы можете сказать о количественной характеристике объектов на первом рисунке? (На первом рисунке изображены 4 яйца).

– На втором рисунке из яиц вылупились цыплята. Сколько их? (3)

– Сформулируйте требование задачи. (Сколько яиц осталось целыми?)

– Сформулируйте текст задачи. (Курица высидела 4 яйца. Через некоторое время из 3 яиц вылупились цыплята. Сколько яиц осталось целыми?)

Рассмотренные приемы работы над текстовой задачей достаточно разнообразны, однако, они рассчитаны в основном на учащихся с уровнем знаний выше среднего. У учеников, которые обладают низким или средним уровнем, эти приемы работы над текстовой задачей позволяют, с помощью учителя или других учащихся, повысить уровень их обученности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подход к решению текстовых задач в начальной школе" Мастер-класс.

Мастер-класс для учитетей  по теме "Подход к решению задач в начальной школе". Решение текстовых задач -  актуальная проблема  для группы учащихся.Статья сопровождается презентацией опы...

Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе.

Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе....

Мастер - класс «Подход к решению текстовых задач в начальной школе»

Умение решать текстовые задачи является одним из  основных показателей уровня  математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только...

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе...

Доклад"Решение текстовых задач в начальной школе"

Умение ориентироваться в тексте математической задачи - важный результат  и важное условие общего развития ребенка. И заниматься этим нужно не только на уроках математики, но и на других уроках....

Методические приемы в обучении решению текстовых задач

Тема самообразования :«Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе»....