Конспект урока по математике Тема: « Числа 1-20. Прямая. Отрезок. Луч»
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Бабенкова Полина Ивановна

Цели: ознакомление учащихся с понятиями:  прямая, луч, отрезок.

            учить выполнять построение с помощью линейки;

            развитие вычислительных навыков, умения решать простые задачи;

             развитие логического мышления, умения сравнивать,  анализировать;

            привитие самостоятельности,  умения работать с линейкой;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №2

Разноуровневые  коррекционно-развивающие задания

для созданных групп учащихся по классам на различных этапах урока.

Класс: 2

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд»

Этап урока: Устный счет

1 группа

I. Задачи на смекалку.

1. На яблоне росло 8 яблок, а на иве на 2 больше. Сколько яблок росло на иве?

2. Коле подарили столько значков, сколько у него было. Он пересчитал все значки, их оказалось 20. Сколько значков было у Коли сначала?

3. Выглянув на повороте из окна поезда, Оля заметила, что перед нею 5 вагонов, а за ней еще 4. Сколько вагонов в поезде?

4. У мальчика было 17 марок на тему «Космос». Он обменял 7 марок на такое же количество марок с изображением животных. Сколько марок стало у мальчика?

5. Два мальчика столкнулись в дверях и не могли разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному мальчику  10 лет, а другому 15?

II. Индивидуальные задания

1. Соедини стрелками пары карточек с одинаковыми ответами:

 

   

     

 

2. Заполни пропуск, чтобы задача решалась вычитанием.

Альбом стоит 15 рублей, а тетрадь на 10 рублей___________

Сколько стоит тетрадь?

1

2

3

4

5

20

 19

18

 17

16

3. Заполни таблицы    

                                   

+

1

2

3

4

5

10

11

12

 13

14

III. Математический диктант.

1) Запиши все однозначные числа

2) Первое слагаемое 10, второе 4. Чему равна сумма?

3) Уменьшаемое 15, вычитаемое 10. Чему равна разность?

4)Запиши число,  в котором  1 десяток и 2 единицы, 1десяток и 8 единиц, 2 десятка.

5) Увеличь на 5 число 5, 10, 15.

6) Уменьши на 3 числа 13, 10, 3.

7) Запиши правильный ответ: в числе 12 содержится

А)  2 десятка и 1 единица.

Б) 1 десяток и 2 единицы.

8) У брата было 12 яблок. Он отдал сестре 2. Сколько яблок осталось у брата?

9) Если к 10 прибавить задуманное мною число, то получится  18. Какое число я задумала?

10) Какое число надо прибавить к 10, чтобы получить 20?

Этап урока: Закрепление  изученного материла

Дидактические игры

1. «Внимание, вам почта»

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 и навыков решения задач.

Содержание игры: Учитель выдает ученикам карточки с цифрами. Диктор (учитель или ученик) объявляет: «Внимание,  внимание! Поступила срочная математическая телеграмма для _______. Прошу его зайти на почту (к столу учителя) за получением корреспонденции».

Ученик, получивший телеграмму, зачитывает текст и отвечает на него. (В телеграмме может быть пример или задача). Далее диктор объявляет, что получена срочная телеграмма для ___ и т.д.  Все ученики контролируют, правильно ли отвечают на телеграмму.

2. «Сколько палочек в другой руке?»

Цель: Закрепление знания десятичного состава числа

Содержание игры. Вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки в другую и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Класс: 2

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд»

Этап урока: Устный счет

2 группа

I. Задачи в стихах.

Жук секач говорил, рассуждая                  Семь пеночек сели в одну кормушку

Семейка моя совсем небольшая                       Десять в другую, сыто их брюшкам

Я, да девять жен, да шестеро деток        Вот и спрошу я, ребята, у вас

Сколько же надо костюмов на лето        Сколько птичек мы кормим сейчас?

День рожденья у Оксаны                    Лебеди у нас в пруду

Я принес ей три тюльпана                           Я поближе подойду

А Сережа алых роз                                       Девять черных, белых 10

Ровно 10 штук  принес.                              Кто успел их сосчитать

Вот беда, она не может                             Говорите поскорей

Сосчитать свои цветы                                Сколько было лебедей?

Кто ребята ей поможет?

В киоске школьница Людмила                      За машинку села Мила

Тетрадей 20 штук купила        И обновки куклам сшила

В пяти тетрадях уж писала        Восемь юбочек льняных

А сколько их не начинала?        Десять блузочек цветных

        И конечно, куклы рады

         Сосчитайте их наряды

II. Математический диктант (задания одинаковые с первой группой)

III. Игра «Цепочка»

             +                 +        +                          -                  =

  5      

            -                     -        +               -                =

        +        +        -                  +        =

        

Этап урока: Закрепление  изученного материла

Дидактические игры

1. «Десантники»

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд.

Содержание игры. Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунки парашютистов, под ними пишет примеры на сложение и вычитание  без перехода через десяток в пределах 20 и говорит детям: «Десантники получили задание приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадайтесь, куда должен приземлиться каждый десантник. Учитель поочередно вызывает учеников, они показывают путь движения каждого десантника. Все другие выполняют роль командиров и летчиков, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры».

        

       10+8               15-10                    20-5        13+4                   12+7

5            6           1 0             15                       17               18              19      20

Класс: 2

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд»

Этап урока: Устный счет

3 группа

I. Индивидуальные задания

1. Закрасьте  цветок.

12

Этапы  работы

Класс

      Группа

Коррекционно-развивающие задания и упражнения

1

2

3

Устный счет

2

Задачи на смекалку (сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд)

Задачи в стихах (сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд)                



Индивидуальные задания по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»  («Закрасьте цветок», «Молчанка»)

«Математический диктант»

(сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд)

«Запиши соседей чисел», «Заполни пустые окошечки»

Индивидуальные задания «Соедини стрелками пары карточек с одинаковыми ответами»

Реши примеры «Цепочкой» (начинать с учащихся 3 группы)

Закрепление

изученного

материла

2

Дидактические игры

Игра «Внимание, вам почта!» (закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода  через разряд  и навыков в решении задач)

Игра «Десантники» (закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода  через разряд)

Игра «Стук-стук»

(закрепление знания нумерации чисел в пределах 20)

Устный счет

3

Индивидуальные задания «Реши круговые примеры»

(сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд)

«Математическая шифровка»

(единицы длины: метр)

Задачи в стихах (сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд)                

«Математический диктант»

(Десятичный состав двузначных чисел)

«Вставь пропущенные числа» (нумерация чисел в пределах 100)

«Найди закономерность и вычеркни лишнее число»  (нумерация чисел в пределах 100)

«Запиши числа в порядке возрастания, убывания» «Увеличь, уменьши данное число на несколько десятков»

Занимательный геометрический материал (прямой угол, квадрат, прямоугольник)

Закрепление

изученного

материла

3

Самостоятельная работа

(Задания с последующим усложнением по теме « Сложение и вычитание в пределах  100 без перехода через разряд. Устные  вычисления»)

Дидактические игры

«Кто больше и вернее составит примеров»

«Какое число я задумала», «Кто больше составит чисел»

«Назови число»

Устный счет

4

 «Арифметический диктант»

(закрепление  знания  таблицы умножения)

«Выбери правильный ответ»

Дидактические игры

«Не скажу»        

«Игра в школу»

«Замени»

(закрепить понимание взаимосвязи между двумя математическими действиями сложением и умножением)

Игра «Веселый счет» (начинать с простых примеров для учащихся 3 группы)

(закрепление  знания таблицы умножения)

Закрепление  изученного материала

4

«Не вычисляя значения выражений, поставьте знаки сравнения»

«В каждой тройке чисел запишите пропущенный множитель или произведение»

«Задачи в стихах» (умножение и деление числе 3,4,5)

Индивидуальные задания

(закрепление  знания таблицы умножения)

«Найдите значение выражения и прочитайте получившееся слово»

«Вставь знаки арифметических действий, так, чтобы получилось верное равенство»

«Вставь пропущенные числа»

Самостоятельная работа

(Задания с последующим усложнением по теме «Умножение и деление в пределах 100»)



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Самостоятельная работа (Задания с последующим усложнением).

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд»

Дес.

Ед.

       3

7

 

2

1.  Составь по таблице примеры и реши их.

Дес.

Ед.

         

6

  2

3

Дес.

Ед.

       4

5

 

1

Дес.

Ед.

       

4

 3

5

37+2=39               +          =                        6+23=29        +        =

          

   

2. Составь примеры по таблице на сложение и вычитание

Дес.

Ед.

       9

6

 

3

Дес.

Ед.

       6

4

 

3

Дес.

Ед.

       5

3

 

2

Дес.

Ед.

       2

6

 

1

26+1 =                           53+2=                                         +      =                        +        =

26-1                                53-2=                            -     -     = =                        +                =

3. Реши примеры.

84-4=                  32-        =30                    66-        =60                         -4=50

84-80=                68-         =8                   55-        =5                           -20=3

45-5=                  96-        =90              77-        =7                            -30=

45-50=                 27-       =7                99-        =90                         -70=2

4. Из каждого числа 47,   28,  65,  39,    42,     33,     77,   91 вычти сначала все  десятки, потом все единицы.

Образец: 47-40=

        47-7=

Самостоятельная работа (Задания с последующим усложнением по теме «Умножение и деление в пределах 100»)

1. Составь и реши примеры.

Делимое

7

21

35

28

42

56

49

63

70

7

?

Делитель

?

?

?

?

?

7

7

7

7

7

5

Частное

1

3

5

7

6

?

?

?

?

?

7

2. Вычисли

7×8=                         7×6=                                  7×9=                        7×7=

    :7=8           :7=6                                      :7=9           :7=7

    : 8=7          :6=7                                      :9=7

3. Реши примеры, сравни полученные частные, вставь знак >,< или =.

63:7 ….28:7                           21:7 ….70:7                 56:7 ….49:7            

35:7 ….56:7        42:7 ….14:7        63:7 ….   56:7

4. Реши задачу.

Школа купила 4 коробки с мячами, по 5 мячей в каждой коробке. Все мячи раздали учащимся двух классов. Сколько мячей получил каждый класс?

 

Самостоятельная работа (Задания с последующим усложнением по теме «Умножение и деление в пределах 100»)

1. Составь и  реши примеры

Первое число

Второе число

Вид действия

9

27

81

5

7

9

18

54

6

9

9

9

9

4

9

6

Произведение чисел уменьши на 25

Частное чисел увеличь в 7 раз

Частное чисел увеличь на 8

Произведение чисел увеличь на 6

Произведение чисел уменьши на 9

Произведение чисел уменьши в 6 раз

Частное чисел увеличь в 7 раз

Частное чисел уменьши на 3

2. Вычисли

18:         =9                        45:         = 9                        63:        =9

54:        =9                          9:         =9                           27:        =9

81:        =9                          90:        =9        72:        =9

3. Вставь пропущенные числа

       ×        =36                          ×         =18                      ×         =20

        ×        =36                         ×         =18                     ×         =20

4.Дополни и  реши задачу.

28 пуговиц пришли к четырем одинаковым рубашкам. Сколько ….?



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Тема: « Числа 1-20. Прямая. Отрезок. Луч»

Цели: ознакомление учащихся с понятиями:  прямая, луч, отрезок.

            учить выполнять построение с помощью линейки;

            развитие вычислительных навыков, умения решать простые задачи;

        развитие логического мышления, умения сравнивать,  анализировать;

            привитие самостоятельности,  умения работать с линейкой;

Оборудование: линейки, карандаши, магнитная доска, ножницы, модели точки, прямой, луча, отрезка.

Ход урока.

  I. Организация начала урока.

Упражнение на внимание.

«Дополни до десятка число» (7, 6, 4, 3, 5)

II. Устный счет.

1.  Счет от 1 до 20 (прямой и обратный).

2. Задачи в стихах.

Девять оленей ели грибочки                      Ниночка рисует дом

Двое пошли дремать  на кочке                 очень много окон в нем

Сколько оленей осталось                                  Тут их шесть,  четыре там

 прошу я ребят посчитать                                  Посчитай все окна сам

Ежик по грибы пошел                                        пять ворон на крышу сели

Шестнадцать рыжиков нашел                           пять еще к ним прилетели

Шесть положил в корзину        Отвечайте быстро, смело

Остальные же на спину.        Сколько всех их прилетело

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж  

3. Математический  диктант (1 и 2 группы)

1) Запиши  число, в котором 1 десяток и 2 единицы, 1 десяток и 6 единиц.

2) Запиши число, которое получится, если 8 увеличить на 2.

3)  Запиши число, которое получится, если 15 уменьшить на 5.

 4)Запиши число, которое получится, если 18 увеличит на 2.

5) Запиши,  чему равна разность 20 и 10.

Учащиеся 3 группы выполняют индивидуальное задание.

«Запиши соседей числа»

             15                                        19        10

 

               18                                            7

III. Знакомство с новым материалом.

1. Рассказ учителя.

- Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель

точки).

- Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию

и непременно спросит: «Как эта линия называется?»

- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).

- Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду

жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!».

 Сказано-сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой прямой (учитель передвигает по этой прямой точку).

 Шла-шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»

- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту

сторону».

- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».

- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?

(Рельсы, провода).

 Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её

продолжить (учитель показывает).

2. Чертёж в тетради прямой под руководством учителя.

 

Давайте начертим прямую у себя в тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть.

А что же наша точка?

- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся  идти,

идти и идти без конца?».

- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь

ножницы»,- сказала прямая.

- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».

- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы ,

щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель

имитирует разрезание прямой).

__________________|  

                 

- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы! А

теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.

|________|_____________

- «Как интересно!»,- воскликнула точка.

- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой

стороны – конец. Как это называется?»

- «Это отрезок»,- сказали ножницы.

«Теперь ты, точка, на отрезке прямой».

-  «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка,

прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.

3. Чертеж в тетради отрезка под руководством учителя

- Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и

соедините точки прямой  линией. Получился отрезок. Начертите ещё

отрезки. (Ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на

листе).

4. Чертеж на доске отрезков

 К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.

Хором повторяют название – «отрезок».

- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но

прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо

прямой есть мой отрезок  и ещё два этих…. - не знаю как их назвать.

Тоже отрезки?

Как вы, ребята, думаете? (Нет. У отрезка 2 конца).

- Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в

другую сторону нет конца. И называется это по-другому.

- А как они называются?

- Лучами.

Это луч.                                         И это луч.

____________________|        |______________________

- А! – радостно сказала точка. – Я знаю,  почему они так называются. Они

похожи на…

 -А кто скажет на что похожи эти лучи? (солнечные лучи.)

- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут

от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.

Например, Землю, Луну или спутник.

- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.

5. Чертеж луча в тетради под руководством учителя.

-Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.

6. Физкультминутка.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником

С. 43 №3 (устно)

2. Решение задачи  №5 у доски и в тетради.

-Прочитайте задачу. О чем в ней говорится? Что нужно найти?

Какие слова выберем для краткой записи? Запишем условие, вопрос, решение, ответ.

 

V. Итог урока

- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и

лучом? (общее – все прямые).

Отрезок и луч имеют конец, только отрезок

– два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.

VI. Домашнее задание: с. 43, №7

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике . Тема "Число 10"

конспект урока по математике в 1 классе на тему "Число 10"....

Конспект урока по математике. Тема "Число и его значение". 2 класс.

Конспект урока по математике. Тема "Число и его значение". 2 класс. ...

Конспект урока по математике. Тема "Число и его значение". 2 класс.

Конспект урока по математике. Тема "Число и его значение". 2 класс. ...

Конспект урока по математике.Тема "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"

Конспект урока по математике.Тема "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"...

Конспект урока по математике. Тема: "Числа, полученные при измерении". 3 класс.

Конспект урока по математике в коррекционной школе 8 вида. 3 класс.. Тема: "Числа, полученные при измерении"....

Конспект урока по математике. Тема: "Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе". (УМК "Школа России,3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения определять общее число единиц, десятков, сотен в числе; закрепление умения сравнивать трёхзначные числа.Планируемые результатыПредметные: уметь определят...

Конспект урока по математике. Тема урока: «Состав числа 6 и 7. Вычитание вида 6-,7-» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- Формирование навыка использования приёма вычитания вида 6-,7-.Планируемые результатыПредметные:- уметь выполнять вычитание вида 6- и 7-;- знать состав чисел 6 и 7;- знать к...