Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Уласевич Ирина Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" предназначена для 3 класса. разработана на основе авторской программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_mat.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы Е.Э Кочуровой «Занимательная математика» (сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.)

   «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения задний дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

  Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому включены подвижные математические игры. 

Цели программы: развивать математический образ мышления учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • расширять знания учащихся в области математики;
  • учить делать обобщения и выводы, обосновывать собственные мысли;
  • учить правильно применять математическую терминологию
  • развивать математический кругозор детей;
  • развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • развивать  умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • воспитывать  интерес учащихся к занятиям математикой;
  • прививать навыки самостоятельной работы.
  • развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
  • решать задачи повышенного уровня сложности; 
  • формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
  •  устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
  •  создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

   Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельностью: соответствует курсу «Математика» и не требует от ученика дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержится полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

   Ценностными ориентирами содержания кружка являются:

- формирование умения рассуждать кА компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией.

Содержание курса

Курс рассчитан на 68 часов в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 45 минут.

Введение (2 ч.)

Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».

Математические действия (16ч.)

Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.

Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.

Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.

Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.

Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.

Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.

Геометрическая мозаика (16ч.)

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.

Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.

Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Форма организации обучения— конструирование.

Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»

Измерение величин. (16ч.)

Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.  

Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах.  Задачи  на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.

Единица измерения площади: см2.  Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника  с помощью умножения.

Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.

Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).

Мир занимательных задач (16 ч.)

Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.

Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Знакомство с компьютерными математическими играми.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения  задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.

Итоговое занятие (2 ч.)

В результате обучения по данной программе ученик научится:

- Работать с разными источниками информации;

- Пользоваться изученной терминологией;

- Выполнять инструкции при решении учебных задач;

- Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;

- Сравнивать, анализировать полученную информацию;

- Рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

- Составлять простейшие ребусы, кроссворды;

- Работать в группе, в паре;

- Определять последовательность осуществления логических операций.

Получит возможность научиться:

- Сравнивать, обобщать полученную информацию;

- Находить разные способы решения задач;

- Различать и вычерчивать геометрические фигуры;

- Планировать исследовательские проекты, собирать и представлять полученную информацию;

Занятия на факультативе должны помочь учащимся:

- Усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;

- Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- Формировать творческое мышление;

- Способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

- Успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

 Формы организации обучения:

- игры,

- игры – соревнования,

- математические пирамиды,

- моделирование, конструирование,

- конкурсы,

- олимпиады,

- математические путешествия,

- кроссворды, ребусы, шарады.

Виды деятельности учащихся

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.

- решение занимательных задач.

- поиск информации для проекта, защита проекта.

- творческая работа.

- самостоятельная работа.

- работа в парах, в группах.

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

Планируемые результаты

Личностные

- формирование уважительного отношения к иному мнению

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

- формирование умения понимать причины успеха,неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Предметные

- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

По

плану

По факту

1

Вводное занятие. «Математика – царица наук».

2

2

Конкурс эрудитов «Звездный час».

2

3

Экскурсия в компьютерный класс.

2

4

Компьютерные математические игры.

2

5

Числа – великаны и действия с ними.

4

6

Изучаем с интересом таблицу умножения.

4

7

Решение задач с помощью умножения.

2

8

Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами.

2

9

Геометрические фигуры на плоскости.

2

10

Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма.

2

11

Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники.

2

12

Квадрат. Магичес -кие квадраты и их тайны.

2

13

Симметрия фигур.

2

14

Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия».

2

15

Проект «Симметрия нашей жизни».

2

16

Познавательная игра «Семь верст…». Игра «Узнай свой рост».

2

17

Старинные русские меры длины.

2

18

Вычисление площади фигур.

2

19

Старинные единицы веса.

2

20

Определяем время по часам. Измеряем время

2

21

Из истории часов. «Живые часы»

2

22

Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах.

2

23

Это интересно. Старинная русская нумерация.

2

24

Числовые выражения со скобками.

2

25

Решение задач. Задачи – смекалки.

2

26

Математические горки.

2

27

Решаем задачи на клетчатой бумаге.

2

28

Решение задач повышенной трудности. Секреты задач.

2

29

Числа – великаны и действия с ними.

2

30

Умножаем на однозначное число. Делим на однозначное число.

2

31

Школьный тур олимпиады. Международная игра «Кенгуру»

2

32

Газета любознательных.      Путешествие по стране Точечных наук.

2

Итого

68

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва. Издательский цент «Вентана – Граф». 2014
  2. Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). Е.В. Языканова. Москва. Экзамен. 2010г.
  3. Нестандартные задачи по математике. Т.П. Быкова. Москва. Экзамен. 2010г.
  4. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. РОСТ. 2011г.
  5. Олимпиадные задания. Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Учитель. 2011г.
  6. Развиваем способности детей. Н.К. Винокурова Росмэн-Пресс. 2013г.

Интернет ресурсы.

  1. http: // www.vneuroka. ru/ mathematics. php – образовательные проекты портала «Вне урока»: математика. Математические игры.
  2. http: // konkurs – kenguru. ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»
  3. http: // 4 stupeni. ru/ stady – клуб учителей начальной школы, 4 ступени
  4. http: // www.develop-kinder.com – «Сократ» - развивающие игры и конкурсы
  5. http: // puzzle – ru. blogspot. com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...