Длина. Сантиметр
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок математики в 1 классе по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlina._santimetr.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по учебнику
Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких
Тема: Длина. Сантиметр.
Основные цели:
- Обобщить представления детей о способах измерения длины.
- Познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей измерения длины – 1 см.
Задачи:
- Закрепить понятие о способах измерения длины; о необходимости пользования единой меркой измерения.
- Воспитывать чувство взаимопомощи при работе в парах.
- Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование:
- Мультфильм «38 попугаев»
- Полоски цветной бумаги разной длины
- Мерки
- Рулетка, линейка
- Цифры
Ход урока:
- Орг. момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Вспомним правила работы на уроке. Назовите их.
(не отвлекаться, быть внимательным, слушать друг друга, работать аккуратно, быть активным)
- Без вашей помощи мне будет очень трудно.
- Минутка вхождения в урок
- Итак, давайте немного разогреемся. Среди песков, среди бархан идёт в пустыне караван. Устал, отстал один верблюд, узнайте, как его зовут. Для этого вам нужно вспомнить состав числа 10.
( 4 + 1, 3 + 7, 5 + 3, 4 + 5, 9 – 3, 7 – 6, 6 – 2, 8 – 6, 9 – 9, 10 – 7, 5 + 2)
- А теперь поставим эти числа в порядке возрастания.
- Актуализация знаний
1) – У вас на столах полоски цветной бумаги. Что вы можете сказать об их длине?
( они разной длины)
- Определите, какая из них самая длинная?
- Как вы это определили?
( на глаз, визуально)
- А что вы можете сказать про красную и зелёную полоски?
- Как определить, какая из них длиннее?
( наложить друг на друга)
- Действительно, это очень верный способ – наложить полоски друг на друга. А напомните мне правила наложения.
( надо соединить один край у полосок)
2) – Что вы видите на доске?
( отрезки)
- Можно ли определить на глаз, какой отрезок самый длинный?
- И мы не можем сравнить их длины путём наложения друг на друга. Возникает проблема!
- Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед нами на этом уроке?
( научиться измерять отрезки)
- Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока – ДЛИНА.
( пишу на доске Тема: Длина.)
- «Открытие» нового знания
1) – Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, в котором героев волнует та же проблема, что и нас.
(мультфильм «38 попугаев»)
- Из какого мультфильма данный отрывок?
- Что делали зверята?
(измеряли удава)
- Как они его измеряли?
- Почему длина удава оказывалась всё время разной?
(они использовали разные мерки)
- Сегодня мы узнаем, как просто могли они узнать длину удава, если бы знали математику.
2) - № 1
- Дан отрезок АБ. Его решили измерить с помощью мерки е и мерки а. У вас на столах такие же мерки для измерения. 1 вариант берёт мерку е, а 2 вариант берёт мерку а. Каждый своей меркой измерьте длину отрезка АБ.
( у двух детей будет индивидуальное задание)
- Чему равна длина отрезка АБ меркой е? Запишем.
( АБ = 6 е )
- Чему равна длина отрезка АБ меркой а? Запишем.
( АБ = 3 а )
- Что вы заметили?
( Числа получились разные, хотя мы измеряли один и тот же отрезок)
- Почему так получилось?
( Так получилось потому, что мерки для измерения отрезка тоже были разные)
3) – А теперь проверим работу ребят. … я дала мерку л, и она отложила её 7 раз на прямой. У неё получился отрезок.
- А … я дала мерку м, и она отложила её на прямой 3 раза. И у неё тоже получился отрезок.
- Можете ли вы сказать, у кого из них отрезок длиннее? Почему?
(Нет, так как мы ничего не знаем о мерках л и м)
- Сделайте вывод, можно ли сравнивать отрезки, если мерки разные?
(Если мерки разные, то отрезки сравнивать нельзя)
4) – У героев мультфильма не было учебника математики, а у нас ведь есть, и мы поищем решение нашей учебной задачи в учебнике.
- Что нарисовано на полях?
(рулетка, линейки)
- Каким инструментом пользуются в школе?
(линейкой)
- Для чего предназначена линейка?
(для измерения длины; для того, чтобы прочертить прямую линию)
5) - № 3
- У Пети был отрезок КМ. Он решил его измерить. Как он это сделал?
(при помощи линейки)
- Похожа ли линейка на числовой отрезок? Чем?
(она прямая, на ней отложены одинаковые мерки и стоят числа по порядку)
- Давайте посмотрим, как мальчик измерял отрезок. Он приложил линейку к отрезку. Какое число стоит напротив точки К?
- Значит, надо совместить один конец отрезка с начало отсчёта на линейке с числом 0.
- Какое число совпадает с другим концом отрезка?
- Значит, число, с которым совпадает другой конец отрезка, покажет, сколько мерок поместилось в нашем отрезке.
6) - № 4
- Измерьте с помощью линейки длину отрезка ВК
- Сколько мерок в отрезке ВК? (спросить несколько человек)
- Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а измерения получились одинаковые. Почему?
(На линейке отмечены одинаковые мерки, одинаковые единичные отрезки)
7) – Проверим своё предположение по учебнику. Читаем текст под знаком «!»
- Чтобы не получилось так, как у героев мультфильма, люди договорились для измерения длины брать одинаковую мерку. Вы были правы, у нас у всех на линейке отложены одинаковые единичные отрезки.
- А как называется единичный отрезок на ваших линейках?
(Пишу в тему: Сантиметр (см))
- Найдите на ваших линейках 3 см, 5 см, 7 см. Посмотрите, верно ли нашёл ваш сосед?
Физкультминутка
8) – Попробуем начертить отрезок длиной 4 см с помощью линейки в тетради.
- Чем мы чертим? Взяли карандаш.
- Отступим в сторону 2 клетки и поставим точку. Это начало отрезка. Совместим данную точку с цифрой 0 на линейке. Линейку надо держать посередине, чтобы линейка не сдвигалась. Найдём на линейке цифру 4, над ней мы поставим точку – это конец отрезка. У нас появилось две точки, которые мы соединим по линейке прямой линией.
- Чем мы пишем? Взяли ручки.
- Подпишем 4 см.
- Дадим имя отрезку ЛМ.
- Первичное закрепление
1) – А теперь попробуем самостоятельно начертить отрезок длиной 7 см.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа.
2) - № 6 (в учебнике)
- Вывод: мы смогли сравнить длины отрезков, потому что мы измеряли их одинаковыми мерками – см.
- Первичный контроль ( знаковый диктант: «+»-правильное утверждение,
«--«-неправильное утверждение)
- Всегда можно наложением определить, какой отрезок длиннее.
- Если мерки разные, то отрезки сравнивать нельзя.
- Линейка – это инструмент для измерения длины.
- Для измерения отрезка надо начало отрезка совместить с цифрой 1 на линейке.
- Для измерения отрезков можно пользоваться только деревянными линейками.
- Единичные отрезки на линейке называются сантиметрами.
( - + + - - + )
- Самостоятельная работа
- № 7, № 8.
- Сколько отрезков вы видите на чертеже?
- Что нам известно?
- Что надо узнать?
- Нам надо узнать часть или целое?
- Каким действием будем находить?
- Итог
- Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока?
(научиться измерять, сравнивать длины отрезков)
- У вас на столах полоски разного цвета. Выберите полоску понравившегося цвета.
- Если вы научились измерять и строить отрезки при помощи линейки, то приложите свою полоску к этой прямой. А если вам пока ещё тяжело, сложно это делать, то приложите свою полоску к этой прямой.
_________________________________________
_________________________________________
- Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе "Длина. Сантиметр"
План-конспект с приложением слайдов презентации для проведения урока по математике в 1 классе "Длина. Сантиметр". ОС "Школа 2100"...
Урок математики в 1 классе "Длина. Сантиметр"
Представлен план-конспект со слайдами презентации для проведения урока математики (ОС "Школа 2100") в 1 классе....
Открытый урок по математике. Тема: «Длина. Сантиметр »
Открытый урок по математике.Тема: «Длина. Сантиметр » с презентацией и методическим обоснованием....
План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".
Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...
Единицы измерения длины. Сантиметр.
Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога. Обучить учащихся построению монологическог...
Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...
Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Конспект урока математики по теме "Единица длины Сантиметр"...