Длина. Сантиметр
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Голова Лариса Михайловна

Урок математики в 1 классе по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlina._santimetr.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по учебнику

Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких

Тема: Длина. Сантиметр.

Основные цели:

  1. Обобщить представления детей о способах измерения длины.
  2. Познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей измерения длины – 1 см.

Задачи:

  1. Закрепить понятие о способах измерения длины; о необходимости пользования единой меркой измерения.
  2. Воспитывать чувство взаимопомощи при работе в парах.
  3. Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование:

  • Мультфильм «38 попугаев»
  • Полоски цветной бумаги разной длины
  • Мерки
  • Рулетка, линейка
  • Цифры

Ход урока:

  1. Орг. момент

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Вспомним правила работы на уроке. Назовите их.

(не отвлекаться, быть внимательным, слушать друг друга, работать аккуратно, быть активным)

- Без вашей помощи мне будет очень трудно.

  1. Минутка вхождения в урок

- Итак, давайте немного разогреемся. Среди песков, среди бархан идёт в пустыне караван. Устал, отстал один верблюд, узнайте, как его зовут. Для этого вам нужно вспомнить состав числа 10.

( 4 + 1, 3 + 7, 5 + 3, 4 + 5, 9 – 3, 7 – 6, 6 – 2, 8 – 6, 9 – 9, 10 – 7, 5 + 2)

-  А теперь поставим эти числа в порядке возрастания.

  1. Актуализация знаний

1) – У вас на столах полоски цветной бумаги. Что вы можете сказать об их длине?

( они разной длины)

- Определите, какая из них самая длинная?

- Как вы это определили?

( на глаз, визуально)

- А что вы можете сказать про красную и зелёную полоски?

- Как определить, какая из них длиннее?

( наложить друг на друга)

   - Действительно, это очень верный способ – наложить полоски друг на друга. А напомните мне правила наложения.

( надо соединить один край у полосок)

2) – Что вы видите на доске?

( отрезки)

- Можно ли определить на глаз, какой отрезок самый длинный?

- И мы не можем сравнить их длины путём наложения друг на друга. Возникает проблема!

- Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед нами на этом уроке?

( научиться измерять отрезки)

- Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока – ДЛИНА.

( пишу на доске Тема: Длина.)

  1. «Открытие» нового знания

1) – Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, в котором героев волнует та же проблема, что и нас.

(мультфильм «38 попугаев»)

- Из какого мультфильма данный отрывок?

- Что делали зверята?

(измеряли удава)

- Как они его измеряли?

- Почему длина удава оказывалась всё время разной?

(они использовали разные мерки)

- Сегодня мы узнаем, как просто могли они узнать длину удава, если бы знали математику.

2) - № 1

- Дан отрезок АБ. Его решили измерить с помощью мерки е и мерки а. У вас на столах такие же мерки для измерения. 1 вариант берёт мерку е, а 2 вариант берёт мерку а. Каждый своей меркой измерьте длину отрезка АБ.

( у двух детей будет индивидуальное задание)

- Чему равна длина отрезка АБ меркой е? Запишем.

( АБ = 6 е )

- Чему равна длина отрезка АБ меркой а? Запишем.

( АБ = 3 а )

- Что вы заметили?

( Числа получились разные, хотя мы измеряли один и тот же отрезок)

- Почему так получилось?

( Так получилось потому, что мерки для измерения отрезка тоже были разные)

3) – А теперь проверим  работу ребят. … я дала мерку л, и она отложила её 7 раз на прямой. У неё получился отрезок.

- А … я дала мерку м, и она отложила её на прямой 3 раза. И у неё тоже получился отрезок.

- Можете ли вы сказать, у кого из них отрезок длиннее? Почему?

(Нет, так как мы ничего не знаем о мерках л и м)

- Сделайте вывод, можно ли сравнивать отрезки, если мерки разные?

(Если мерки разные, то отрезки сравнивать нельзя)

4) – У героев мультфильма не было учебника математики, а у нас  ведь есть, и мы поищем решение нашей учебной задачи в учебнике.

- Что нарисовано на полях?

(рулетка, линейки)

- Каким инструментом пользуются в школе?

(линейкой)

- Для чего предназначена линейка?

(для измерения длины; для того, чтобы прочертить прямую линию)

5) - № 3

- У Пети был отрезок КМ. Он решил его измерить. Как он это сделал?

(при помощи линейки)

- Похожа ли линейка на числовой отрезок? Чем?

(она прямая, на ней отложены одинаковые мерки и стоят числа по порядку)

- Давайте посмотрим, как мальчик измерял отрезок. Он приложил линейку к отрезку. Какое число стоит напротив точки К?

- Значит, надо совместить один конец отрезка с начало отсчёта на линейке с числом 0.

- Какое число совпадает с другим концом отрезка?

- Значит, число, с которым совпадает другой конец отрезка, покажет, сколько мерок поместилось в нашем отрезке.

6) - № 4

- Измерьте с помощью линейки длину отрезка ВК

- Сколько мерок в отрезке ВК? (спросить несколько человек) 

- Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а измерения получились одинаковые. Почему?

(На линейке отмечены одинаковые мерки, одинаковые единичные отрезки)

 

7) – Проверим своё предположение по учебнику. Читаем текст под знаком «!»

- Чтобы не получилось так, как у героев мультфильма, люди договорились для измерения длины брать одинаковую мерку. Вы были правы, у нас у всех на линейке отложены одинаковые единичные отрезки.

- А как называется единичный отрезок на ваших линейках?

(Пишу в тему: Сантиметр (см))

- Найдите на ваших линейках 3 см, 5 см, 7 см. Посмотрите, верно ли нашёл ваш сосед?

Физкультминутка

8) – Попробуем начертить отрезок длиной 4 см с помощью линейки в тетради.

- Чем мы чертим? Взяли карандаш.

- Отступим в сторону 2 клетки и поставим точку. Это начало отрезка. Совместим данную точку с цифрой 0 на линейке. Линейку надо держать посередине, чтобы линейка не сдвигалась. Найдём на линейке цифру 4, над ней мы поставим точку – это конец отрезка. У нас появилось две точки, которые мы соединим по линейке прямой линией.

- Чем мы пишем? Взяли ручки.

- Подпишем 4 см.

- Дадим имя отрезку ЛМ.

  1. Первичное закрепление

1) – А теперь попробуем самостоятельно начертить отрезок длиной 7 см.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа.

2) - № 6 (в учебнике)

- Вывод: мы смогли сравнить длины отрезков, потому что мы измеряли их одинаковыми мерками – см.

 

  1. Первичный контроль ( знаковый диктант: «+»-правильное утверждение,

«--«-неправильное утверждение)

- Всегда можно наложением определить, какой отрезок длиннее.

- Если мерки разные, то отрезки сравнивать нельзя.

- Линейка – это инструмент для измерения длины.

- Для измерения отрезка надо начало отрезка совместить с цифрой 1 на линейке.

- Для измерения отрезков можно пользоваться только деревянными линейками.

- Единичные отрезки на линейке называются сантиметрами.

( - + + - - + )

 

  1. Самостоятельная работа

- № 7, № 8.

- Сколько отрезков вы видите на чертеже?

- Что нам известно?

- Что надо узнать?

- Нам надо узнать часть или целое?

- Каким действием будем находить?

  1. Итог

- Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока?

(научиться измерять, сравнивать длины отрезков)

- У вас на столах полоски разного цвета. Выберите полоску понравившегося цвета.

- Если вы научились измерять и строить отрезки при помощи линейки, то приложите свою полоску к этой прямой. А если вам пока ещё тяжело, сложно это делать, то приложите свою полоску к этой прямой.

_________________________________________

_________________________________________

- Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Длина. Сантиметр"

План-конспект с приложением слайдов презентации для проведения урока по математике в 1 классе "Длина. Сантиметр". ОС "Школа 2100"...

Урок математики в 1 классе "Длина. Сантиметр"

Представлен план-конспект со слайдами презентации для проведения урока математики (ОС "Школа 2100") в 1 классе....

Открытый урок по математике. Тема: «Длина. Сантиметр »

Открытый урок по математике.Тема: «Длина. Сантиметр » с презентацией и методическим обоснованием....

План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".

Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...

Единицы измерения длины. Сантиметр.

Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога.              Обучить учащихся построению  монологическог...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...