«Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса»
статья по математике (1 класс) на тему

Горина Елена Валерьевна

   В статье рассматриваются вопросы развития визуального мышления младших школьников в процессе формирования представления о величине «масса». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса».

    В статье рассматриваются вопросы развития визуального мышления младших школьников в процессе формирования представления о величине «масса». Предложена методика формирования понятия «масса», которая способствует развитию визуального мышления. Ключевые слова: визуальное мышление, образное мышление, модель, величина, единицы величины. Мышление ребёнка, только пришедшего в школу, имеет непосредственный, целостный и образный характер. Современным школьникам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым им требованиям. Необходимо преодолеть это несоответствие, перекинуть своеобразный мостик между возможностями ребёнка воспринимать окружающий мир через образ и необходимостью развивать теоретическое мышление. Таким мостиком может стать опора на визуальное мышление. «Визуальное мышление – это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих знание видимым».

       Необходимо «опредметить», визуализировать изучаемые понятия, передать их суть в наглядной форме. Образное мышление – это единая система форм отражения, которые осуществляются средствами нагляднодейственного, нагляднообразного и визуального мышления. Нагляднодейственное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов и реальное преобразование в процессе действий с ними. Этот вид мышления характеризуется следующими особенностями. Вопервых, оно совершается только в данной наглядной ситуации, при непосредственном восприятии предметов и, вовторых, в процессе материального действия с ними. Средствами решения задачи являются собственные движения человека, при их помощи пробуются разные варианты решения. Эти пробы и служат способом поиска ответа. Если проба не приводит к желаемому результату, то апробируется другой способ решения, и так до тех пор, пока необходимый результат не будет достигнут.

     При наглядно-действенном мышлении происходит формирование первичного образа, определяются его существенные свойства. Нагляднообразное мышление опирается на представления и образы.               В представлениях, которыми оперирует нагляднообразное мышление, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. В отличие  от наглядно-действенного в  наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Наглядно-образное мышление направлено на обобщение первичных образов и построение из них концептуальных моделей. Устанавливаются логические связи между элементами объекта. Структура таких связей и становится образноконцептуальной моделью.

        Средствами визуального мышления производится дальнейшее преобразование концептуальных моделей. Визуальный образ максимально абстрактен и показывает обобщённые отношения между концептуальными моделями и их элементами. Сформированные в процессе нагляднопрактического и нагляднообразного мышления «образы вещей» и «образы связей вещей» превращаются в «образы действий» с ними. Наивысшее абстрагирование образа по отношению к объекту отражения происходит при визуальном мышлении. Оно обладает относительной независимостью от материальных объектов, практики, чувственного опыта и осуществляет функцию посредника между внешним восприятием окружающего мира и абстрактнологическим освоением действительности.

       Рассмотрим, как можно развивать визуальное мышление при формировании понятия «масса». В начальной школе учащиеся знакомятся со скалярными величинами: длиной, массой, площадью. Все скалярные величины непрерывны. Простейшим графическим наглядным образом непрерывности величины является отрезок. Введение отрезка как модели для обозначения величины ни как не комментировалось учителем. В заданиях такой подход предъявлен как само собой разумеющийся образец работы и используется без пояснений. С понятием «масса» учащиеся встречались в быту. Дети, взяв в руки предмет, могли определить, лёгкий он или тяжёлый, установить отношения «легче», «тяжелее», «одинаковые». С подобных заданий необходимо начинать знакомство с величиной «масса».

           Каждому ученику предлагаются для сравнения по массе два предмета: яблоко и орех.

Учитель : Сравните, какой предмет тяжелее (легче). Понять различия этих предметов по массе учащиеся смогут, взяв их в руки.   Дети высказывают предположение, что яблоко тяжелее ореха.

         Таким образом, понятие «масса» учитель вводит, опираясь на ощущения детей.

Учитель: Вы познакомитесь ещё с одним свойством предметов, которое называется «масса».

          Вместо слов  тяжелее, легче можно употреблять слова больше, меньше: масса одного предмета больше или меньше массы другого. Результаты сравнения покажем отрезками. Для моделирования массы яблока начертим отрезок длиннее, чем для моделирования массы ореха, потому что масса яблока больше. Обозначим в записи буквами Я и О массы яблока и ореха. Запишите результат сравнения масс яблока и ореха в виде неравенства

            Однако не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки. Если предметы имеют приблизительно одинаковые массы, то сравнить их      с помощью ощущений   затруднительно. В этом случае можно использовать чашечные весы. Учитель знакомит учащихся  с весами, рассказывает об их устройстве, зарисовывает схематическое изображение. Внимание учащихся следует обратить на положение стрелок, когда на чашках весов нет никаких предметов, а затем пронаблюдать, как изменится положение стрелок, когда на чашки весов будут положены предметы. Учащиеся заранее могут высказать предположение о том, как изменится положение стрелок.

        Затем учащиеся с помощью весов сравнивают массы.                               На демонстрационном столе стоят игрушки: зайчик, грузовичок, мячик и кукла. На доске смоделированы массы предметов при помощи отрезков. Аналогичные модели есть у каждого ребёнка на листе индивидуальных заданий. Дети по очереди должны выбрать игрушки, отношения масс которых соответствует предложенным моделям Я и О. Результаты сравнения объясняются учащимися и записываются в лист заданий.

          Например, ученик, выбирая зайчика и куклу, говорит: «Массы зайчика и куклы равны. Эти массы можно показать равными отрезками. Результат сравнения запишу так: З = К». Другой ребёнок, выбрав эти же предметы, может предположить, что массы зайчика и куклы   не равны. Устранить это противоречие можно, проверив правильность сравнения масс при помощи весов. Выполняя предложенные им задания, учащиеся, опираются на наглядно-действенное мышление. Формируются первичные представления о понятии «масса предмета». Результаты выполнения заданий фиксируются не только вербально, но и визуально – учащиеся составляют модели отношений «иметь разные массы», «иметь равные массы». Первичные представления о величине «масса предмета» обобщаются.

      Начинает формироваться концептуальная модель понятия «масса» предмета. Для дальнейшего процесса обобщения необходимо перейти от практических действий сравнения масс предметов к заданиям с опорой     на иллюстрации. Иллюстрации сами по себе уже несут обобщённое представление о предметах, чьи массы необходимо сравнить.

        При таком знакомстве с величиной «масса» учащиеся, опираясь на наглядно-образное мышление, переходят к мышлению визуальному. Когда ребёнок оперирует предметной картинкой, он опирается на нагляднообразное мышление. При оперировании условным, графическим представлением величины опора идёт на визуальное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"...

Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....