Точка.Прямая.Луч.Отрезок
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ситкова Елена Викторовна

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka.pryamaya.luch_.otrezok.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Предмет: математика

Класс:1 класс

УМК « Школа России»

Учебник: Моро М.И. Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях (Часть1) - М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: « Точка. Прямая и кривая линии. Луч.  Отрезок.»

Цель: Организовать практическую деятельность по распознаванию различных видов линий.

Планируемые результаты

Личностные

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; проявлять интерес к учебному материалу;
  • давать оценку своей работе  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Предметные 

-считать различные объекты,

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, кривая линия, прямая, отрезок, луч);

-находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

-чертить прямую, отрезок, луч  с помощью  линейки.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

 Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично- поисковый

Оборудование.     Учебник: «Математика» 1 класс, М.Моро и др, компьютер,  проектор,  презентация в  Power Point, линейки, шерстяные нитки (красные, желтые, синие), ножницы, у каждого ученика набор геометрических фигур , на каждом столе пластилин, лист формата А4.

Список используемой литературы:

  1. «Математика», учебник для 1 класса, М. И. Моро, М.: Просвещение, 2011
  2. «Математика», методическое пособие к комплекту «Математика» для 1 класса, Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, М.: Просвещение, 2011

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы работы

примечание

1.Организационый момент

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Словесный метод

Прием: чтение стихотворения

Фронтальная

Слайд 1

2.Актуализация знаний.

3.Самоопределение к деятельности.

4. Физкультминутка

5.Работа над новой темой.

6.Физкультминутка

7.Практическая работа.

8.Закрепление.

9.Рефлексия.

10. Итог урока.

Устный счет.

Задачи в стихах

1.В шкафу на полочке 4 книги.
Я прочитала одну из них.
А сколько книг ещё читать?
Вы это можете
 сказать?

Покажите ответ на веере цифр

2.На дереве три яблока,
Одно сорвать ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать,
Сколько же останется?

3.Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

2.Игра     «Заселяем домики»

3.Игра « Найди девятого»

Из каких геометрических  фигур состоят кошечки?

А что мы еще видим на мордочках  у кошек?

Как они изображены?

А на туловище что еще есть у каждой кошки?

Какие это линии?

Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую  страну Геометрию. Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат, прямые и кривые  линии. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями страны Геометрии. Жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям  жителями этой страну. Посмотрите, какие это были линии?

-На что похожи прямые линии?

-  На что похожи кривые линии?

Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

Ребята, чем отличается прямая линия от луча?

- Правильно. Давайте дальше путешествовать вместе с Точкой. Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

- Ребята, скоро ли конец луча?

Точка расстроилась, - Тогда я поверну назад, - сказала она.

Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой.

- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны, конец, с другой стороны конец.

- Ребята, как  называется это новая геометрическая фигура?

- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой линии.

- Отрезок! – с удовольствием повторила Точка.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой?

Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.

Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии?  

-Кто назовет тему урока?

- Кто догадался, чему мы будем учиться в стране Геометрии?

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Ручки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Точка предлагает нам смоделировать наши линии из сказки.

- Что вы узнали о прямой линии?

Возьмите в руки красную нитку и изобразите прямую линию.

- Что узнали о луче?

Возьмите в руки желтую нитку и смоделируйте  луч.

Как смоделировать  начало луча с помощью пластилина?

- Что узнали об отрезке?

Как нам смоделировать отрезок из синей нитки?

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь

Вслед за ней

Пробежаться глазками.

А сейчас будем учиться правильно чертить отрезок, прямую, луч. Что нам для этого понадобится?

(У детей на партах лежат листы формата А4, работа будет вестись по четкому алгоритму)

- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах. Я на доске, а вы на листах карандашом поставьте точку – это начало отрезка, к точке приложите линейку, как я. Поставьте вторую точку над цифрой 5. Соедините точки прямой линией.

- Что у нас получилось?

- Давайте повторим этапы построения отрезка.

- Что мы делали вначале?

- Что делали потом?

- Как действовали дольше?

- Что сделали в конце?

- Молодцы! Давайте выполним чертеж отрезка самостоятельно.

- Что мы сейчас учились делать?

- Подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки?

- Правильно. А кривую можно провести через две точки?

- А еще одну можно провести?

- А еще?  

- Какой вывод можно сделать?

- Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую через эту точку?

- А еще?

- Какой вывод можно сделать?

А через две точки сколько можно провести прямых линий?

Обведи на карточки прямые линии в красный кружок, луч - в желтый, отрезок – в синий, кривые линии – в зеленый круг.

Поменяйтесь карточками и проверти карточку соседа. Оцени с помощью смайликов работу: веселый смайлик нарисуйте, если все верно; 1-3 ошибки – печальный смайлик,4 и больше- грустный смайлик.

Проверка (2,8- прямые,3,7- луч,4,6 – отрезок, 1,9- кривые)

Оцени работу с помощью «Светофора»  зеленый цвет- отлично, я все понял; желтый –не все в работе удалось, красный – многое  не понял.

С какими новыми геометрическими фигурами мы сегодня познакомились?

-Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какая фигура является королевой Геометрии?

- Какая фигура получится из двух точек и прямой?

3 книги. (Показывают цифры из набора)

2 яблока.

5 ромашек.

Круга, треугольника, квадрата,

прямоугольника.

Усики.

В виде черточек, линей.

Хвостик.

Кривые,

закругленные.

Прямые и кривые.

Похожи на натянутые веревочки.

На веревочки, которые не натянули.

У луча есть начало, а у прямой нет начала.

У луча нет конца, но есть начало.

Отрезок.

У него есть концы.

Точка, прямая линия, кривая линия, луч, отрезок.

 Точка. Прямые и кривые линии. Отрезок. Луч

Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.

Она не имеет ни начала , ни конца. Она бесконечная.

Дети берут нитку и натягивают ее между пальцами.

У него есть начало, но нет конца.

Дети берут пластилин, отрывают кусочек пластилина, делают точку и прикрепляют к началу желтой нити.

У него есть и начало и конец.

Нужно сделать две точки из пластилина и отметить на нити начало и конец.

Дети следят за движениями учителя.

Карандаш и линейка.

.

Отрезок

Ставили точку.

Прикладывали линейку.

Ставили вторую точку на цифре 5.

Соединили точки прямой линией.

Чертить отрезок.

Дети пробуют, делают вывод, что нельзя.

Да, чертят кривую.

 Да, можно.

Да.

Через две точки можно провести только одну прямую и много кривых.

Да.

Да.

Через одну точку можно провести много прямых.

Одну.

        

Прямые и кривые линии, луч, отрезок.

Прямая линия.

Точка.

Отрезок.

Наглядный метод

Технический прием: слайд на презентации

Фронтальная

Логический метод: анализ, вывод

Логический метод

Прием: сравнение

Фронтальная

Словесный метод

Прием художественный: сказка

Фронтальная

Пратический метод

Наглядный прием: использование слайда, художественный - сказка

Фронтальная

Логический прием : прогнозирование.

Фронтальная

Практический метод: моделирование.

Индивидуальная.

Практический метод

Прием: изображение отрезка, работа по алгоритму.

Индивидуальная, фронтальная.

Частично-поисковый метод - эксперимент

Прием: синтез, вывод

Практический метод - упражнение метод

Технический прием: карточка, Организационный –взаимопроверка.

Индивидуально-парная форма.

Рефлексия

Прием: самооценивание,  контроль.Индивидуальная

Словесный метод – беседа.

Логический прием: анализ, вывод.

Фронтальная.

Слайд 2-5

 ( по щелчку появляется ответ задачи.)

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд13.

Слайд14.

Слайд15.

Слайд 16.

Слайд 17

Слайд 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты