Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

МОШКАЛОВА ОЛЬГА АРТУРОВНА

Презентация к уроку математики УМК «Школа России» 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_0.doc148.5 КБ
Office presentation icon chislo_0.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 1.

Тема урока: Число  и цифра  0. Сложение  и  вычитание  с  0.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (число  и  цифра 0,  место, роль, значение 0  в математике, сложение  и  вычитание  0).

 

Задачи:

Образовательные: 

Формировать представление  о числе 1, цифре 1, его месте в натуральном ряду чисел; на основе наблюдения, сравнения вывести свойства числа 0.

Воспитательные:

Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

Воспитывать уважение к товарищам.

Развивающие:

Развивать речь учащихся;

Совершенствовать мыслительные операции;

Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

Развивать навык самооценки.

Здоровьесберегающие:

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Осуществлять контроль за тем как учащихся сидят за партой во время работы.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, «веера» цифр, учебник, рабочие тетради, карточки с цифрами.  

Планируемые результаты.

Познавательные: Выявлять свойства  нуля, применять  данные  свойства  при  сложении и вычитании чисел; правильно писать цифру 0; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: Формулировать свои мысли.

Регулятивные: Формировать  действия целеполагания.

Коммуникативные: Умение  выражать свои мысли.

Основные понятия: Число  и  цифра 0, свойства числа 0.

    Ресурсы: Математика. Учебник. 1 класс. В 2-частях. (М. И. Моро, М. А. Бантова,  Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С.   В. Степанова).

Организация пространства: Фронтальная  работа, индивидуальная  работа,  работа  в  паре.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

     (слайд 1)   За окном пасмурно, а у нас  солнышко, подарите свои улыбки друг другу  и нашим гостям. Пусть в классе тоже будет солнечно и светло.

(слайд 2)

 «Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Ведь даже травинка чувствует боль!» -

Поёт добродушный кот…(Леопольд).

- Кто недавно появился у нас в классе.

- Какие слова всегда повторял кот Леопольд?

- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- А что значит жить дружно?  

- Кот Леопольд познакомит нас со своими правилами дружбы, мы будем сегодня стараться, хорошо работать, и сможем открыть важные правила для жизни.

Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе).

Говоря все хором.

- Кот Леопольд.

- Ребята, давайте жить дружно!

Отвечают.

Регулятивные (обеспечение учащимся организации их учебной деятельности).

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем).

Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

3. Физминутка.

- Внимание, Кот Леопольд принёс нам несколько заданий.

а) 6 – 3 =           8 + 1 =
   5 + 4 =           5 – 2=

4*5                   9*7

3*3                    8-2*8

б) (слайд 3)

Вот задание для всего класса состоит из нескольких вопросов.

1.  - Он просит назвать вас какое сегодня  число? (10)

- Что можете сказать об этом числе?  

- Какое число предшествует? (9)

- Какое число последующее? (11)

2. - Повторим  состав  числа   9.

- Проверяем.

в) (слайд 4)

1.Запишите число, которое обозначает, сколько ушей у двух мышей? (4)

2. Сколько хвостов у трёх котов? (3)

Сколько ушей у трех собак? (6)

4. Сколько крыльев у птицы? (2)

5. Сколько девочек у нас в классе? (5)

6. Сколько цветов в радуге? (7)

7. Сколько пяточков у поросенка? (1)

-Прочти полученные числа    4 3 6 2 5 7 1

г) - А сейчас (слайд 5) Кот Леопольд вместе с мышатами предлагает вам поиграть в игру с числами  

4 3 6 2 5 7 1

 - Вам нужно будет эти числа, расставить  в  порядке  возрастания.

- А теперь в порядке убывания.

Назовите самое большое.

Назовите самое маленькое.

д) – Мышатам очень понравилось играть в математические игры, что теперь они придумали следующее задание.

Игра «Засели домик» (слайд 6,7 )

состав чисел 9 5 7 6

 - Как получить число 9?

- А 5 это 2 и сколько?

- На сколько надо увеличить 1, чтобы получить 6?

- Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 7?

ж) Задачи в стихах:  

1.Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? 3+2=5

                            2. На берёзе 7 синичек

                            Продавали рукавички.

                            Улетело домой 5.

                            Сколько осталось продавать? 7-5=2

2. На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два. Сколько всего яблок выросло? (ответ: ни одного. На этих деревьях яблоки не растут.)

  Стимулирует  работу  обучающихся.

-Молодцы!

- Мы выполнили все задания, и кот Леопольд дарит нам первое правило дружбы. Кто его прочитает?

1. Улыбнись другу.  (слайд 8)

- А мышата предлагают отдохнуть.

Вышли мышки как-то раз (на носочках, крадучись)

Посмотреть который час. (имитируя бинокль смотрим влево - вправо)

Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири! (имитируем движением рук сверху-вниз и садимся на корточки)

Вдруг раздался страшный звон – (учитель хлопает в ладоши)

Убежали мышки вон. (дети убегают прячутся от кота)

Вывод: Ребята, вы хотите узнать следующее правило дружбы.

Всё новое – это пока тайна, это вопрос, на который нужно найти ответ на уроке.

Индивидуальная работа у доски

- На какие группы можно разделить равенства?

Прочитать по-разному

Назвать равенство и неравенство

Активно  включаются  в  работу. Дают ответы                                

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.

                               

У  доски  работает  ученик. Остальные  работают  в  парах.

Отвечают на поставленные вопросы. Аргументируют.

Работают  в парах

Включаются  в  игру.

Дают  ответы.

1. Улыбнись другу.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).

Коммуникативные (осуществление совместной деятельности в группе)

4. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.

5. Физминутка для глаз.       

6.Первичное закрепление изученного.

7.Самостоятель -ная работа (в учебнике)

(взаимопроверка)

8. Рефлексия

 Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке. Рефлексия.

Побуждает к высказыванию своего мнения:

-Итак, начнем  с  не очень сложного  вопроса, обратимся к  числам   54321  

-Как  они  связаны  с  этими   фигурами?

img1 

- Ребята, давайте я уберу  все  многоугольники. -

- Сколько  теперь  многоугольников ?  

- Как  же обозначить  то,  чего нет?

- Правильно  число  0  обозначает  отсутствие  предметов и  обозначается  цифрой  0. 

-  Но скажу  вам  по  секрету,  что  это  не  просто  овал, а  герой  нашего  сегодняшнего  урока. На какую цифру он похож?

– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?  (Слайд 9)

Предлагает  сформулировать  тему, цель урока:

 «Число  и  цифра  0 .  ».      

Цель урока: сегодня на уроке каждый из вас научится красиво и правильно писать цифру 0, узнает о месте, роли и значении  0 в математике.

Работать будем по следующему плану:

1. Что обозначает?  

2. Место в числовом ряду?

3. “Соседи” числа 0.  

- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

Сколько лет в яйце цыплёнку,
Сколько крыльев у котёнка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…

- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

(Слайд 10)

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок), то получим странные числа.

- Где в жизни мы встречаемся со странными числами 0 в жизни?

 (01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

Давайте заглянём в наш любимый учебник (стр. 70) Он – тоже наш друг, как и Леопольд.

(Слайд 11)

http://festival.1september.ru/articles/641899/img4.jpg

– Рассмотрите картинку к задаче.
– Сколько было клубничек на 1 тарелке?
– Сколько на второй?
– Как это записать с помощью цифры?

– Сколько было ягод смородины  на 1веточке?
– Сколько на второй?
– Как это записать с помощью цифры?
– Какое равенство подходит к 1 картинке?

– Какое равенство подходит ко 2 картинке?

(Слайд 12)

– Рассмотрите другой рисунок.
– Что было, что изменилось?
– Рассмотрите числовой ряд и скажите, где стоит число 0?
– Назовите соседей этого числа.

- Как  вы  думаете,  где  его место  в  натуральном  ряду?

http://festival.1september.ru/articles/641899/img5.jpg

Прежде чем перейти к работе в тетрадях, нужно дать отдохнуть глазам.

(Слайд 12)

(показ написания цифры)

- А сейчас откройте тетради.

(Слайд 13)

- Найдите задание в котором показано как пишется цифра 0. – Вам нужно будет обвести по написанному цифру 0 и через клеточку продолжить закономерность (не забываем, что прописные цифры так же, как и прописные буквы пишутся с наклоном. Цифра ноль должна касаться верхней, нижней и правой стороны клеточки. И пишем мы её чуть-чуть левее середины клеточки. 

- А для того, чтобы цифры у вас получились красивыми мы не забываем о правилах посадки при письме).                                                   

 - Мы выполнили второе задание, и кот Леопольд дарит нам следующее правило дружбы.

(Слайд 13)

2.Помоги другу в трудную минуту.

- Ребята, а вы знаете, что мышата очень любят пирожки.

(Слайд 15)

1. Составьте по рисунку рассказ и выполните запись .

http://festival.1september.ru/articles/641899/img6.jpg


2. Запиши неравенства в тетрадь и поставь знаки <, >,=.
3. Рассмотри рисунки и скажи, сколько на чертеже ломаных и сколько многоугольников?
4-4=

*-9=0

7-*=0

Фронтальная проверка.                                      

- Отлично!   Сумели справиться  и  с  этим  вопросом.

- Мы выполнили третье задание, и кот Леопольд дарит нам следующее правило дружбы.

(Слайд 16)

3. Учись думать.

(Слайд 17)

Вернемся к нашему плану.

1. Что обозначает число 0?  

2. Место в числовом ряду?

3. “Соседи” числа 0.    

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке  и побуждает к высказыванию своего мнения:

- Ответили  ли  мы  на все вопросы, поставленные на уроке?

-Что вам было трудно?

-Над чем можно продолжить работу?  Для  чего  мы  этому  учились?

-  Мы ответили на все вопросы, поставленные на уроке.  

- Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой?

- И я довольна.

- Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор».

- Красный – вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли.

- Зелёный цвет – вам было интересно и всё понятно.

- Посмотрите, для автомобиля кота Леопольда зажегся зелёный сигнал (Слайд 18).

- Это значит, что всё у него будет успешно и удачно.

- А вам он дарит правила, которые вы прочитаете дома родным, вспомните наш урок и расскажите, с какой «хитрой» цифрой мы познакомились, и подготовите дома ответ на вопрос: почему я назвала ноль «хитрой» цифрой?

1.        Улыбнись своему другу.

2.        Помоги другу в трудную минуту.

3.        Учись думать.

Активно  включаются  в  работу.

Дети предполагают свои версии ответа.

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.

- Остался один овал.

Высказывают мнения.

                           

Пробуют  сформулировать  тему, цель урока.

Учатся работать коллективно

Анализируют  написание  0.

Следят глазами за движением ручки.

Коллективная  работа.

1)Записывают  на  доске  выражения.- Перед обедом на тарелке лежало 4 пирожка, за обедом их съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? 4-4=0

- Когда из числа вычитают само себя, то получается 0.

2)Когда число увеличивают на несколько единиц, то полученный результат больше или меньше этого числа?

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.

- Множество предметов, которых нет (пустое множество).

- В начале ряда перед числом 1.

- Слева от числа 0 соседа нет, а справа – число 1.

Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор. Проверяют.

Дают  ответы, доказывая  выбор.

Подводят  итоги.

Осуществляют само-оценку, формулируют конечный результат.

 

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение ).

Познавательные (умение сформулировать проблему)

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы).

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (учиться понимать точку зрения другого).

Познавательные (умение  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющие  знания).

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Личностные (участие  в диалоге,  высказывать свою точку зрения.)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).

Коммуникативные (осуществление совместной  деятельности в группе)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).

Личностные (участие  в диалоге, умение слушать и понимать других)

Личностные (учиться понимать и принимать точку зрения другого).

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение выделять и осознавать   то, что усвоено на уроке, осознание  качества и уровня усвоенного).

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               деятельности.)

                                                        Список использованной литературы

Учебник

Математика. Учебник. 1 класс. 1-часть. (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова).

Рабочие тетради:

1. Математика. Рабочая тетрадь.  1-часть. (М. И. Моро, С. И. Волкова). 

Методическое пособие

Математика. Моро М. И. Методическое пособие. (Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0. Презентация к уроку математики УМК «Школа России» 1 класс Учитель Мошкалова О.А.

Слайд 3

Ребята, давайте жить дружно!

Слайд 4

10 1 9 2 3 7 4 6 5 5 8

Слайд 5

6 4 2 7 3 5 4 3 6 2 5 7 1 1 8 9

Слайд 6

4 3 6 2 5 7 1

Слайд 7

9 1 8 «Засели домик» 5 3 2

Слайд 8

6 7 5 1 6 1 «Засели домик»

Слайд 9

Улыбнись другу .

Слайд 10

Ч исло и цифра 0 . 1. Что обозначает 0? 2. Место в числовом ряду? 3. “Соседи” числа 0.

Слайд 14

выход

Слайд 15

Помоги другу в трудную минуту.

Слайд 17

Учись думать.

Слайд 18

1. Что обозначает 0? 2. Место в числовом ряду? 3. “Соседи” числа 0.

Слайд 19

1. Улыбнись своему другу. 2. Помоги другу в трудную минуту. 3. Учись думать.

Слайд 20

Спасибо за урок!