Главные вкладки

    Рабочая программа по углубленному изучению математики "Занимательная математика"
    рабочая программа по математике (3 класс) на тему

    Белоус Галина Леонидовна

    Рабочая программа по углубленному изучению математики "Занимательная математика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_belous_gl.doc431.5 КБ

    Предварительный просмотр:


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Пояснительная записка.
    2. Планируемые результаты освоения учебного курса.
    3. Содержание учебного курса.
    4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
    5. Приложение. Календарно-тематическое планирование.

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа по углубленному изучению математики «Занимательная математика» для 3 класса разработана на основе:

    • Закона РФ «Об образовании».
    • Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
    • Авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
    • Программы курса «Мир геометрии» О.Б. Шамсудиновой

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

    Предлагаемая программа курса «Занимательная математика» предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

    Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

         а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

         б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

         в) формирование картины мира.

    Задачи:

    Обучающие: 

    • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
    • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
    • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
    • сформировать умение учиться.
    • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
    • обучать различным приемам работы с бумагой,
    • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие: 

    • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
    • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
    • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
    • выявить и развить математические и творческие способности.

    Воспитательные: 

    • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
    • расширение коммуникативных способностей детей,
    • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

    Данная программа рассчитана для обучающихся 3 классов. Срок ее реализации – 1 год. Форма организации – дополнительные учебные занятия. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (возраст 7 – 11 лет). Курс включает 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия -45 мин.

    Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

    2.        Планируемые результаты освоения учебного курса «Секреты русского языка»

    Личностными результаты

    •        развитие любознательности, сообразительности при выполнении

    •        разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    •        развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

    •        преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

    •        любого человека;

    •        воспитание чувства справедливости, ответственности;

    •        развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

    •        мышления.

    Метапредметные результаты

    •        Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

    •        Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

    •        Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

    •        Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

    •        Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

    •        Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

    •        Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

    •        Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

    •        Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

    •        Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

    •        Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

    •        Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

    Предметные результаты

    •        Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    •        Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    •        Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

    •        Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

    •        Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

    •        Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

    •        Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    •        Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    •        Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

    (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    •        Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

    Универсальные учебные действия

    •        Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

    •        Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

    •        Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

    •        Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

    •        Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

    •        Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

    •        Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

    •        Использовать критерии для обоснования своего суждения.

    •        Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

    •        Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

    1. Обучающиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
    2. Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
    3. Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
    4. Обучающиеся должны владеть терминами, усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник.
    5. Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
    6. Учащиеся должны знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы.

    3. Содержание учебного курса «Занимательная математика»

    3 класс (68 часов)

    Данный курс состоит из двух разделов:

    I- «Занимательная математика»,

    II - «Геометрия вокруг нас».

    Формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

    Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.

    Числа. Арифметические действия. Величины (24 часа)

    Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

    Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

    Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

    Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

    Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

    Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами.

    Мир занимательных задач (22 часа)

    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

    Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

    Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

    Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Инфознайка».

    Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    Геометрическая мозаика (22 часа)

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    Углы.

    Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.

    Треугольники.

    Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.

    Четырехугольники.

    Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

    Основные методы и технологии

    Содержание курса «Занимательная математика» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.

    В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель - ученик или ученик-учитель.

    Используются следующие технологии

    • Технология разноуровневого обучения;
    • Развивающее обучение;
    • Технология обучения в сотрудничестве;
    • Коммуникативная технология.

    В работе с детьми будут использованы следующие методы:

    •  словесные,
    •  наглядные,
    •  практические,
    •  исследовательские.

    Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

    Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.

    К репродуктивным относятся:

    а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

    б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

    Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

    Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

    Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

        Виды деятельности:

    - творческие работы,

    - задания на смекалку,

    - лабиринты,

    - кроссворды,

    - логические задачи,

    - упражнения на распознавание геометрических фигур,

    - решение уравнений повышенной трудности,

    - решение нестандартных задач,

    - решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

    - выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

    - решение комбинаторных задач,

    - задачи на проценты,

    - решение задач на части повышенной трудности,

    - задачи, связанные с формулами произведения,

    - решение геометрических задач.

    4. Тематическое планирование учебного курса

    «Занимательная математика»

    3 класс (68 часов)

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Числа. Арифметические действия. Величины

    24 ч

    Мир занимательных задач

    22 ч

    Геометрическая мозаика

    22 ч

    Всего:

    68 ч

    5.Приложение к программе.

    Календарно-тематическое планирование

    3 класс (68 часов)

    Тема

    Кол-во часов

    Содержание занятий

    Дата

    Примечание

    План

    Факт

    1-2

    Математика – это интересно

    2

    Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

    3-4

    Танграм: древняя китайская

    головоломка.

    2

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

    5

    Путешествие точки.

    1

    Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы.

    Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

    6

    «Спичечный» конструктор

    1

    Построение конструкции по заданному образцу.

    7

    Волшебная линейка

    1

    Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

    возникновения линейки.

    8

    Праздник числа 10

    1

    Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

    Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

    9

    Конструирование многоугольников из деталей

    танграма

    1

    Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

    Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

    10

    Игра-соревнование

    «Веселый счёт»

    1

    Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

    Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

    11

    Игры с шахматными фигурами.

    1

    Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

    12

    Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

    1

    Загадки о геометрических инструментах.

    Практическая работа с линейкой.

    13

    «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

    1

    Игра «Мы – точки»

    14

    Весёлая геометрия

    1

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    15

    Математические

    игры

    1

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

    16

    Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

    1

    Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

    17

    Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

    1

    Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

    18

    Отрезки. Сравнение отрезков. Единицы длины.

    1

    Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

    19

    Ломаная линия. Длина ломаной.

    1

    Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

    20

    Ломаная линия. Длина ломаной.

    1

    Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

    21

    Решение задач на развитие пространственных представлений.

    1

    Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком».

    22

    Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

    1

    Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

    23

    Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

    1

    Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.

    24

    Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

    1

    Сказка. Практические задания.

    25

    Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

    1

    Сказка. Игра «Одним росчерком».

    26

    Многоугольники.

    1

    Коллективная работа.

    27

    Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

    1

    Сказка. Задания Незнайки.

    28

    «В городе треугольников». Треугольник.

    1

    Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

    29

    Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

    1

    Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

    30

    Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

    1

    Сказка. Разучивание песенки. Практические задания.

    31

    Треугольник. Виды треугольников.

    1

    Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.

    32

    «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

    1

    Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Аппликация из  четырёхугольников.

    33

    Квадрат.

    1

    Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

    34

    Геометрический КВН.

    1

    Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

    35-36

    Задачи-смекалки.

    2

    Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

    37

    Прятки с фигурами

    2

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

    38-39

    Математические игры

    2

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

    «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

    40-41

    Числовые головоломки

    2

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    42-43

    Математическая карусель.

    2

    Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

    44

    Уголки

    1

    Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

    45

    Игра в магазин.

    Монеты.

    1

    Сложение и вычитание в пределах 20.

    46-47

    Задачи – ловушки

    2

    Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)

    48-49

    Логические задачи

    2

    Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)

    50-51

    Задачи для самых умных

    2

    Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

    52-53

    Учимся отгадывать ребусы.

    2

    Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)

    54

    Математическое путешествие.

    1

    Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

    1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –

    вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

    1-й раунд: 10 – 3 = 7    7 + 2 = 9

     9 – 3 = 6       6 + 5 = 11

    2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

    55-56

    Математические игры

    2

    «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

    57-58

    Секреты задач

    2

    Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

    59-60

    Числовые головоломки

    2

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    61-62

    Математические игры

    2

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

    «Вычитание в пределах 20».

    63-64

    Математическая карусель.

    2

    Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

    головоломки. Занимательные задачи.

    65-66

    Математические фокусы

    2

    Защита проекта

    67-68

    Проект «Математика вокруг нас»

    2

    Защита проекта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

    Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

    Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

    Рабочая программа по курсу "Изучение филологии"

    Программа для работы кружка по русскому языку для 2 класса....

    Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

    Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» .

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»....

    Рабочая программа по дополнительному изучению русского языка 4 класс

    Рабочая программа по дополнительному изучению русского языка 1  класс ( Для Республики Татарстан)1 час в неделю, 34 часа в год...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»

    Рабочая программа по внеурочной деятельностипо математике "Занимательная математика"...