Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц .

Педагогические цели: продолжить работу над решением задач; создать условия для развития навыков устного счёта; закрепления знаний состава изученных чисел;  развивать внимание, наблюдательность; прививать интерес и любовь к математике.

Планируемые результаты (предметные): уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий; решать простые задачи: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, «увеличить (уменьшить) на …»

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать последовательность действий;

Коммуникативные: анализировать информацию; передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами); уметь слушать одноклассников и учителя, вступать с ними в диалог.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные: проявляют познавательный интерес, принятие образа «хорошего ученика».

Ход урока

Этапы занятия

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности

обучающихся

Планируемые результаты(личностные, метапредметные, предметные)

1

Мотива

ционно-организационный момент

Создание эмоционального настроя на изучение нового материала:

Доброе утро, ребята!

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

-Ну тогда вы легко отгадаете мою загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится:

Грусть - тоска ее боится. (улыбка)

- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры. Я желаю всем хорошего настроения.

- каким бы вы хотели видеть наш урок? (веселым, интересным, познавательным)

- я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для нас всех.

Эмоциональный настрой

Личностные: 

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

2

Этап актуали

зации субъект

ного опыта учащих

ся

Организация фронтальной деятельности учащихся:

Логическая разминка.

Ребята, какой праздник приближается? (Новый год).

- Поднимите руку, кто любит этот праздник.

-Почему вы его любите?

- Кто приносит детям подарки?

- Дедушка Мороз старенький, ему стало трудно всем саму разносить подарки, поэтому у него много помощников.

- Один из таких помощников пришёл к нам в гости на урок, отгадайте, кто он:

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной,

У ворот стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель…

Правильно – снеговик. 9 (слайд 1 )

- Ребята , Снеговик решил проверить, чему вы уже научились, покажем ему наши знания?

Игра молчанка  (учащиеся дают ответы с помощью цифрового веера)

(Слайды 2- 10)

  1. . Сколько дней в неделе?
  2. . Два щенка-баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей? (5)

  1. . Ёжик по грибы пошёл.
    Десять рыжиков нашёл.
    Восемь положил в корзинку,
    Остальные же - на спинку.
    Сколько рыжиков везешь
    На своих иголках, еж? (2).
  2. .    На прогулку из яслей
    Вышло десять малышей.
    Пять из них на травку сели,
    Остальные - на качели.
    Сколько ребят село на качели. (5).

5. Сколько нужно прибавить к 3, чтобы получить 5?

6.Из какого числа  надо вычесть 4, чтобы получить 6?

7.На  сколько надо увеличить 5, чтобы получить 8?

8. Сколько нужно вычесть из 9, чтобы получить  9?

9.К какому числу надо прибавить 6, чтобы получить 7?

Игра «Какое число спряталось за елочкой» (самооценка)

Дети смотрят презентацию и слушают учителя

Отвечают на вопросы, осуществляют анализ объектов, используя наглядный материал для решения  учебной задачи.

Личностные: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные: 

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Предметные: 

- нахождение неизвестного слагаемого.

3

Этап изучения новых знаний и способов деятель

ности.

Самоопределение к деятельности.

Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему. 

- Работа над составными частями задачи.

- Из скольких и каких частей состоит задача?

Учитель:

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.

Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)

Учитель:

  1. В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке)

Учитель:

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке)

Учитель:

  1. В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?

Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах)

Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?

Ученики:(Решать задачи)

Учитель:  А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.

Увеличьте

Уменьшите

5 на 1 (6)

2 на 3 (5)

4 на 1 (5)

7 на 0 (7)

У: Что общего у этих примеров?

(Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)

5 на 2 (3)

8 на 1 (7)

6 на 2 (4)

9 на 0 (9)

У: Что общего у этих примеров?

(Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.

Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше)

Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?

Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается)

Дети смотрят презентацию и слушают учителя

Отвечают на вопросы, осуществляют анализ объектов, используя наглядный материал для решения  учебной задачи.

Читают задачу хором с  учителем, называют части задачи.

Личностные: 

- интерес к новому опыту;

Познавательные: 

- анализ и выделение существенной информации;

Коммуникативные:

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение следовать пунктам алгоритма;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

Предметные: 

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;

- умение различать условие задачи, вопрос; 

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради;

 

Физ

культминутка

Осуществляют профилактику утомления

Регулятивные: 

- умение осуществлять  пошаговый  контроль своих действий с ориентацией на действия  учителя

4

Этап первич

ной провер

ки понима

ния изученного

1 

2.Практическая работа

- Ребята, а вы уже нарядили ёлку на Новый год?

-Мы тоже нарядим елку. Сколько красных шаров мы повесим на елку? (4)

- Сколько снежинок? (столько же)

-Составьте задачу.

(На елку повесили 4 шара, снежинок столько же. Сколько игрушек повесили на елку?)

-Что известно в задаче?

-Что значит столько же?

-Какой вопрос задачи?

-Каким действием вы решите задачу? (сложением) Почему?

-Как сделать так, чтобы снежинок стало меньше? (убрать 1)

- Сравните, чего меньше, шаров или снежинок? (снежинок)

-На сколько снежинок меньше, чем шаров? (на 1)

- Что значит « снежинок меньше»? (столько же, сколько шаров, но без 1)

-Как узнали? Каким действием решите задачу? (вычитанием) Запишите.

- На сколько шаров больше, чем снежинок? (На 1)

-Что значит «шаров больше»? (столько же, сколько снежинок и еще 1)

- Как узнали? Каким действием решим задачу? (сложением) запишите.

Вывод: если в задаче говориться «больше на…», решаем сложением, если «меньше на…»- вычитанием.

-Молодцы! Решив задачи, мы с вами нарядили нашу елочку.

3.Решение задач. (парная работа)

На каждом столе  знаки «+» и «-».

Организую решение задачи на карточках

Учащиеся самостоятельно в парах решают 1 и 2 задачи, и поднимают нужный знак.

Если задача на увеличение - «+»

                     на уменьшение  - «-».

- Прочитайте только условие задачи 

- Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько ягод стало?)

- Как будем решать задачу? (7-3)

- Какие слова помогли выбрать действие? (Стало на 3 меньше)

- Что значит «на 3 меньше»? ( Столько же , но без 3)

- Запишем решение7-3=4 (я)

- Назовите ответ (4 ягоды)

Прочитайте только условие задачи (Было 4 желудя. Стало на З больше)

- Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько желудей стало?)

- Как будем решать задачу? (4+3)

- Какие слова помогли выбрать действие? (Стало на 3 больше)

- Что значит «на 3 больше»? ( Столько же да еще 3)

- Запишем решение4+3=7 (ж.)

- Назовите ответ (7 желудей)

 

Дети обсуждают  и составляют задачу в парах.

При проверке  каждая обыгрывают

  части задачи.

Личностные: 

- использование своего жизненного опыта и опыта других людей для решения задач;

Регулятивные: 

- осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;

- умение следовать пунктам алгоритма;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Коммуникативные:

- участие в работе парами и группами;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

Предметные:

- умение различать структуру текстовой задачи;

Физ

культминут

ка

 На экран проецируется структура МИКС ФРИЗ ГРУП 

5

Этап закрепления изученного

1.Геометрический материал.

У: Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?

(Находить на рисунке геометрические фигуры)

Находят геометрические фигуры на рисунке

 Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение определять последовательность действий;

- умение следовать пунктам алгоритма, осуществление  пошагового  контроля своихдействийсориентациейна действия  учителя;

-

6

Этап подведе

ния итогов учебного занятия , рефлек

сия.

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

-        Какие математические термины вы сегодня узнали?

-        Для чего нужно уметь решать задачи?

Я сегодня узнал(а)…..

                  запомнил(а)…..

                  повторил(а)…..

Мне понравилось на уроке……

Слайд 30.

 Оцените свои знания по новой теме с помощью светофора.

(Зеленый- урок прошел удачно, я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Синий - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный- задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.)

Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Личностные: 

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

Коммуникативные: 

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

Познавательные: 

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение под руководством учителя  осуществлять  обобщение,  делать выводы (подведения под понятие).

Регулятивные:

 - умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Предметные:

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе "СКОШ VIII вида" на тему "Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц".

Цель: формирование навыка решения простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....

Урок математики "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц", самоанализ урока, УМК "Школа России", ФГОС

Урок математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц", самоанализ урока, УМК "Школа России", ФГОС.Урок изучения нового материала.Ведущий метод: частично – пои...

Технологическая карта урока математики в 1 А классе. Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."

Технологическая карта урока математики в 1 А классе.  Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."...

Презентация к уроку математики:"Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."

Презентация к уроку математики:"Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."...

Урок по математике в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц." Путешествие.

В ходе практической части дети знакомятся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....