Главные вкладки

    Рабочая программа по математике (2 класс) на тему:
    Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"

    Саая Стелла Эрес-ооловна

    Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа курса внеурочной деятельности

    «Занимательная математика».

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа  внеурочной деятельности  по математике для 1-4  классов составлена в соответствии с нормативными документами:

    1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
    2.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
    3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.

    Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  

    Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

    Задачи курса:

    1. Познавательные:

    - формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

    - формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

    1. Развивающие:

    - развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

    - пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

    - творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

    - развивать математическую речь;

    1. Воспитательные:

    - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

            Срок реализации курса – 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.

            Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

    2. Общая характеристика учебного предмета

            Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

            Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

    Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

    Принципы программы:

    •   Актуальность

    Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

    •   Научность

        Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    •   Системность

    Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

    •  Практическая направленность

    Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    • Обеспечение мотивации

    Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    •   Реалистичность 
    •   Курс ориентационный

    Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

    Предполагаемые результаты:

    Занятия курса должны помочь учащимся:

    • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    • формировать творческое мышление;
    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

    Основные виды деятельности учащихся:

    •  решение занимательных задач;
    •  оформление математических газет;
    •  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
    •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    •  проектная деятельность
    •  самостоятельная работа;
    •  работа в парах, в группах;
    •  творческие работы

    Методы проведения занятий

    • Словесные
    • Наглядные
    • Практические
    • Исследовательские

    Формы проведения занятий

    • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
    • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
    • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
    • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

    Основные принципы распределения учебного материала:

    •  от простого к сложному;
    •  увеличение объёма материала;
    •  наращивание темпа выполнения заданий;
    •  смена различных видов деятельности;
    •  увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

    Итоговый контроль осуществляется в формах:

    • тестирование;
    •  практические работы;
    •  творческие работы учащихся;
    •  контрольные задания;
    • олимпиады, конкурсы.
    1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

    1. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).

    Личностными результатами изучения данного  курса являются:

    1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
    2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
    3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
    4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

    • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
    • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
    • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
    • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
    • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
    • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
    • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
    • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
    • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
    • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

    5. Содержание учебного предмета.

    Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

    Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

    Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

    Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

    Творческие задания (10 ч).  Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

    Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.

    Распределение учебных часов по разделам программы:

    Тема

    Количество часов

    1

    Сравнение, обобщение, классификация.

    5

    2

    Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

    3

    3

    Логические задания.

    9

    4

    Комбинаторика и конструкции.

    5

    5

    Творческие задания.

    10

    6

    Диагностика.

    2

    6. Тематическое планирование

    Темы занятий

    Форма проведения занятия

    Количество часов

    Дата проведения

    Теоретических

    Практических

    план

    фактич.

    1

     Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

    диагностика

    1

    2

    Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

    КВН

    1

    3

    Математические фокусы со спичками

    Игры со спичками (палочками)

    1

    4

    Математические лабиринты. Числовые треугольники.

    Работа в парах

    1

    5-6

    Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

    Творческие задания

    1

    7-8

    Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

    Игра-путешествие

    1

    9

    Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

    Работы в группах

    1

    10

    Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»

    Математические игры

    1

    11-12

    Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

    Работы в группах

    1

    13

    Чтение изографов. Словесные лабиринты.

    Математические игры

    1

    14-15

    Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.

    Математические игры

    Творческие задания

    1

    16

    Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

    Работа в парах

    1

    17-18

    Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

    Математические игры

    1

    19-20

    Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

    Математические игры

    Конкурс математических газет

    1

    1

    21-22

    Занимательная геометрия.

    Головоломки со спичками. Графический диктант.

    Конкурс знатоков

    1

    1

    23-24

    Логические задачи. Шарады. 

    Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

    Соревнования

    1

    25-26

    Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

    Блиц-турнир по решению задач

    1

    27

    Оригами. Изучение свойств квадрата.

    Практикум

    1

    28-29

    Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

    Викторина

    1

    30

    Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

    Работа в парах

    1

    31

    Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

    Конкурсно-игровая программа

    1

    32

    Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

    Соревнование

    1

    33

    Задачи в стихах. Ребусы.

    Блиц-турнир

    1

    34

    Конкурс эрудитов.

    Конкурс

    1

    7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    - технические и электронные средства обучения:

      Мультимедийный  компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

     Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;

    http://college.ru/matematika/

    http://school-collection.edu.ru

    http:// http://www.openclass.ru/node/234008

    http://fcior.edu.ru/

    Наглядные средства обучения:

    1.Комплекты карточек с числами.

    2.  «Математический веер» с цифрами и знаками.

    3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

    4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.

    5.Набор «Геометрические тела».

    6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

    7.Таблицы для начальной школы.  Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.

    Учебная и справочная литература:

    внеурочной деятельности «Занимательная математика»

    • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
    • Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
    • Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
    • Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;
    • Журналы «Начальная школа».
    • Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
    • Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
    • Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;
    • Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
    • Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
    • Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
    • Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
    • Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993

    .

    8. Планируемые результаты освоения программы курса

    внеурочной деятельности «Занимательная математика» к концу 2 класса:

    К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

    - решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

    - решать словесные и картинные ребусы;

    - заполнять магические квадраты размером 3х3;

    - находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

    - проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

    - объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

    - решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

    - уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

    Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

    осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

    осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

    установка на безопасный здоровый образ жизни;

    Метапредметными результатами являются:

    способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

    способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

    способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

    владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

    умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

    умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    Приложение

    Творческие работы:

    1. Выпуск математических газет.
    2. Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.
    3. Геометрический словарь.
    4. Узоры симметрии.
    5. История чисел.
    6. Поделки «Оригами»

    Темы проектов:

    1. Старинные единицы измерения.
    2. Знаменитые математики.
    3. Геометрия вокруг нас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

    Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

    Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» для 1-2 классов по ФГОС

    Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...

    Программа курса внеурочной деятельности «Живая математика»

    Программа курса внеурочной деятельности для одаренных детей с использованием ИКТ "Живая математика"...

    "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

    Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

    Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"

    Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"  - 2 класс...

    рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

    Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...