Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Саая Стелла Эрес-ооловна

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика».

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности  по математике для 1-4  классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
  2.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
  3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.

Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  

Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

        Срок реализации курса – 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.

        Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

2. Общая характеристика учебного предмета

        Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

  •   Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  •   Научность

    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  •   Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  •  Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  •   Реалистичность 
  •   Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия курса должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  •  решение занимательных задач;
  •  оформление математических газет;
  •  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  •  проектная деятельность
  •  самостоятельная работа;
  •  работа в парах, в группах;
  •  творческие работы

Методы проведения занятий

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Исследовательские

Формы проведения занятий

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные принципы распределения учебного материала:

  •  от простого к сложному;
  •  увеличение объёма материала;
  •  наращивание темпа выполнения заданий;
  •  смена различных видов деятельности;
  •  увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  •  практические работы;
  •  творческие работы учащихся;
  •  контрольные задания;
  • олимпиады, конкурсы.
  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

5. Содержание учебного предмета.

Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Творческие задания (10 ч).  Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Тема

Количество часов

1

Сравнение, обобщение, классификация.

5

2

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

3

3

Логические задания.

9

4

Комбинаторика и конструкции.

5

5

Творческие задания.

10

6

Диагностика.

2

6. Тематическое планирование

Темы занятий

Форма проведения занятия

Количество часов

Дата проведения

Теоретических

Практических

план

фактич.

1

 Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

диагностика

1

2

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

КВН

1

3

Математические фокусы со спичками

Игры со спичками (палочками)

1

4

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

Работа в парах

1

5-6

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

Творческие задания

1

7-8

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

Игра-путешествие

1

9

Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

Работы в группах

1

10

Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»

Математические игры

1

11-12

Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

Работы в группах

1

13

Чтение изографов. Словесные лабиринты.

Математические игры

1

14-15

Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.

Математические игры

Творческие задания

1

16

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

Работа в парах

1

17-18

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

Математические игры

1

19-20

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

Математические игры

Конкурс математических газет

1

1

21-22

Занимательная геометрия.

Головоломки со спичками. Графический диктант.

Конкурс знатоков

1

1

23-24

Логические задачи. Шарады. 

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

Соревнования

1

25-26

Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

Блиц-турнир по решению задач

1

27

Оригами. Изучение свойств квадрата.

Практикум

1

28-29

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Викторина

1

30

Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

Работа в парах

1

31

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

Конкурсно-игровая программа

1

32

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Соревнование

1

33

Задачи в стихах. Ребусы.

Блиц-турнир

1

34

Конкурс эрудитов.

Конкурс

1

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

- технические и электронные средства обучения:

  Мультимедийный  компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

 Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;

http://college.ru/matematika/

http://school-collection.edu.ru

http:// http://www.openclass.ru/node/234008

http://fcior.edu.ru/

Наглядные средства обучения:

1.Комплекты карточек с числами.

2.  «Математический веер» с цифрами и знаками.

3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.

5.Набор «Геометрические тела».

6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

7.Таблицы для начальной школы.  Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.

Учебная и справочная литература:

внеурочной деятельности «Занимательная математика»

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
  • Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
  • Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
  • Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;
  • Журналы «Начальная школа».
  • Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
  • Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
  • Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;
  • Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
  • Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
  • Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
  • Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
  • Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993

.

8. Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности «Занимательная математика» к концу 2 класса:

К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты размером 3х3;

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Приложение

Творческие работы:

  1. Выпуск математических газет.
  2. Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.
  3. Геометрический словарь.
  4. Узоры симметрии.
  5. История чисел.
  6. Поделки «Оригами»

Темы проектов:

  1. Старинные единицы измерения.
  2. Знаменитые математики.
  3. Геометрия вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и логика" (3-4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Математика и логика» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Курс входит во внеурочную деятельность по нап...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование" составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с авторской программой учебного предмета «Математика». М...