Урок математики 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Калягина Людмила Алексеевна

Урок математики в 1 классе по теме : "Состав чисел 6, 7. Вычитание вида 6 - , 7 - .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_1_klass_matematika.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Состав чисел 6, 7. Вычитание вида 6 - , 7 - .

Цель

Создать условия для формирования осознанного умения выполнять вычитание (табличные случаи

6 - , 7 - .

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся будут

- знать: состав чисел 6, 7; наименования компонентов и результата действия вычитания; приём вычитания на основе взаимосвязи между сложением и вычитанием; понятия «задача», «условие задачи», «решение задачи», «ответ»;

- уметь: выполнять вычитание вида 6 - , 7 - ; выбирать арифметическое действие при решении задачи на нахождение суммы и остатка.

Личностные: обучающиесябудут демонстрировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; осознанное желание учиться; смыслообразование.

Метапредметные: обучающиеся будут уметь

-организовывать рабочее место;

-ставить самооценку;

-формулировать цель, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

-контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

(регулятивные УУД;

-слушать и понимать речь других;

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации;

-сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

(коммуникативные УУД);

-ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, с помощью учителя;

-самостоятельно выделять познавательную цель;

-формулировать проблемы;

-строить логические цепи рассуждений,

-выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

(познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с приёмом вычитания вида 6 - , 7 - ; способствовать формированию вычислительных навыков в пределах первого десятка.

Развивающие: развивать мышление учащихся, используя приёмы сравнения, обобщения, аналогии;

развивать речь учащихся, включая в активный словарь математическую терминологию.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения фронтальной, индивидуальной работе; способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивацию учения.

Тип урока

УОНЗ - урок открытия нового знания.

Основные понятия

Компоненты вычитания: уменьшаемое – вычитаемое = разность.

Дополнительные понятия

Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ; всего, осталось.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

 

- Математика Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник 1 класс. В 2-х ч. Ч – 2, - М.: Просвещение, 2012. - Математика Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Рабочая тетрадь 1 класс. В 2-х ч. Ч – 2, - М.: Просвещение, 2012. Карточки 10смх20см, на которых написаны выражения с числами 6 и 7 на сложение и вычитание, среди которых те, что уже умеют вычислять и новые случаи.

Электронное приложение к учебнику математики М.И.Моро

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности обучающихся, настрой на работу.

-Здравствуйте ребята!

Проверьте, всё ли готово к уроку.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать

Повернитесь друг другу и улыбнитесь. С хорошим настроением начинаем урока.

Присаживайтесь.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовать рабочее место.

 Личностные: осознанное желание учиться.

Актуализация опорных знаний

Цель:

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.

-Кто знает как правильно написать цифру 6?

Каллиграфическая минутка.

  • Цифра 6 состоит из большого полуовала и

малого нижнего овала.

  • Начинаем писать полуовал немного ниже

верхнего правого угла клетки, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, и ведём руку вниз.

  • Закругляем линию, касаясь нижней стороны

клетки и ведём руку вверх.

  • Затем закругляем линию влево немного

выше центра клетки.

- Пропишите три цифры 6, подчеркните самую красивую. Эта цифра будет служить образцом. Пропишите цифру 6 ещё семь раз.

-Какое число следует за числом 6?

-Какой цифрой оно обозначается?

-Как её правильно написать?

  • Цифра 7 состоит из волнистой линии,

длинной прямой и маленькой палочки.

  • Начинаем писать волнистую линию немного

ниже середины верхней стороны клетки и доводим её до правого верхнего угла клетки.

  • Потом пишем большую палочку, доводя её

почти до середины нижней стороны клетки.

  • А затем перечёркиваем её маленькой

палочкой посередине.

- Пропишите три цифры 7, подчеркните самую красивую. Эта цифра будет служить образцом. Пропишите цифру 7 ещё семь раз.

-Вспомним компоненты сложения (вычитания)?

-Шесть.

Прописывают цифры, подчёркивают самые красивые.

-Семь.

-7.

Прописывают цифры, подчёркивают самые красивые.

7

Компоненты сложения:

1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма

Компоненты вычитания:

Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность

Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Регулятивные: самооценка.

Формулирование темы урока, постановка цели

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

-Молодцы!

-А теперь, построим новые дома.

- Что нужно для того чтобы построит дом?

-На партах у вас лежат кирпичики. Что на них написано?

-Отвечаем устно и из кирпичиков складываем «дом».

6+1 4-1

5-3 2+7

6-4 7-2

-Построили дома?

-Что случилось? Почему мы не достроим дом?


-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

-Какую цель поставим на уроке? (Чему мы должны научиться?)

Предположения детей.

-Примеры (выражения).

Выполняют вычисления. Складывают кирпичики.

6+1=7 4-1=3

5-3=2 2+7=9

6-4=? 7-2=?

-Нет.

-Мы не можем достроить дом, потому что не всё умеем вычислять.

-Вычитание из числа 6 и 7.

-Сегодня на уроке мы будем учиться вычитать числа из чисел 6 и 7.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание.

Изучение нового

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Откройте учебник на странице 30. Цифры 3 и 0.

Рассмотрите рисунок.

- Что вы видите?

-Сколько мишек слева? Справа? Всего? (5 + 2=7)

-Кто догадается, как не пересчитывая узнать сколько будет 7 без 2? 7-2=?

-Объясни по рисунку, как можно из 6 вычесть 5, из 7 вычесть 2, из 7 вычесть 6.

-Какие выражения на сложение помогут найти значения выражений?

Учебник с. 30, задание 1.

-Выполни вычисления. Прочитай полученные равенства, используя слова уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Физкультминутка (музыкальная)

Цель: смена деятельности на уроке.

-Мишек.

-5, 2, 7.

-5+2=7, значит 7-2=5

По аналогии дети объясняют как на основе знания состава чисел 6 и 7, как выполнить вычитание из чисел 6 и 7.

6=5+1 7=5+2 7=6+1

6-5=1 7-5=2 7-6=1

7-4=3 6-5=1 8-2=6 10-4=6

7-5=2 6-4=2 8-3=5 10-3=7

7-6=1 6-3=3 8-4=4 10 -2=8

Выполняют движения под музыку.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Первичное закрепление нового

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Учебник с. 30, задания 2, 3.

-Прочитайте задание №2.

- Это задача?

Почему?

- Задайте вопрос, соответствующий условию.

-Каким действием следует решать задачу?

-Почему?


-Запишите решение задачи.

-Ответьте на поставленный вопрос.









Задание 3.

-Рассмотри рисунок слева. Составь задачу.





-О чём говорится в задаче?

-Что известно?


-Что надо найти?

-Какое арифметическое действие поможет найти ответ на вопрос?

- Запишите и выполните действие.

- Запишите ответ.

Физкультминутка

Цель: смена деятельности на уроке.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою тори кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

-Рассмотри рисунок справа. Составь задачу.



-О чём говорится в задаче?

-Что известно?

-Что надо найти?

-Какое арифметическое действие поможет найти ответ на вопрос?

- Запишите и выполните действие.

- Запишите ответ.

-Прочитайте задание №4


- А если 2 отпилить? Три?

Читают задание.

- Нет.

- Нет вопроса.

- Сколько закладок осталось у Веры?

- Вычитанием.

-Так как Вера подарила 2 закладки, значит, у нее стало меньше закладок.

6-2 = 4 (з.)

-У Веры осталось 2 закладки.


Учащиеся составляют задачиопираясь на рисунки, решают задачи.

Задача 1. В корзине лежало 7 яблок, а на тарелке - 2 яблока. Сколько всего яблок?

-В задаче говорится о яблоках.

-Известно, что в корзине 7 яблок, а на тарелке 2.

- Сколько всего яблок?

-Сложение.

7 + 2 = 9 (яб.).

Всего 9 яблок.










Выполняют действия.









Задача 2. Всего 10 вилок. На столе 4 из них, остальные - в коробке. Сколько вилок в коробке?

-В задаче говорится о вилках.

-Всего 10 вилок, на столе 4.

-Сколько вилок в коробке?

-Вычитание.

10-4 = 6 (в.).

В коробке 6 вилок.

Читают задание. Отрезают один угол от квадрата и видят, что углов стало 5.

-6 углов, 7 углов.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Коммуникативные:

уметь сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

-Возвращаемся к домам. А теперь можем достроить дом?

-Дома готовы!

– Чему учились на уроке?

– Какое задание было для вас самым простым?

– А какое самым трудным?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

-Пожмите друг другу руки за хорошую работу. Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...

Презентация к уроку математики " Деление числа на произведение" 2 урок 4 класс Школа России

Цели: закреплять умение выполнять деление числа на произ­ведение разными способами; совершенствовать вычислительные навыки.Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деле­ние числа на...

Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс

В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....