«Использование игровых моментов на уроках в начальной школе»
материал по математике (4 класс) на тему

Липецкая  Светлана  Владимировна

Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых моментов на уроках в начальной школе»

Учитель начальных классов ГБОУ школы № 502 Кировского  района Санкт- Петербурга  Липецкая  С.В.

        Каждый период в жизни и развитии ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. Под ведущей деятельностью понимается  деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

        Сущность игры, как одного из основных видов деятельности ребёнка, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенно взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей деятельности. Игра есть средство познания действительности и рассматривается,  как:                           1) особое отношение личности к окружающему миру;                                                                       2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается, как его субъективная деятельность;                                                                                                                 3) социально заданный ребёнку и усвоенный вид деятельности (или отношение к миру);                                                                                                                                      4) особое содержание усвоения;                                                                                                                                                5) деятельность в процессе, которой происходит развитие психики ребёнка;                                                            6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

        К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

        Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, получаемых на уроке и во внеурочное время.

        Игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания по средствам игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

        Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения, как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами,  интеллект.

        Кроме того, игра как свободная деятельность,  доставляет ребёнку релаксирующее его чувство волеизъявления. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребёнку не только отдохнуть, снять чувство давящей напряжённости, но и научить отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.

        Игра не только сугубо детская деятельность. Это  занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов.

        Ценность игры в психолого - педагогическом контексте очевидна. В практике начального образования при условиях адекватного отношения к взрослой игре и разумного использования мощного психолого - педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования.

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

        Присутствие игры в младшем школьном возрасте должно быть осмысленно соотнесено с другими видами деятельности, целесообразно спланировано и использовано в течение дня.

Существует несколько видов игр:

1. Дидактическая игра.

Цель  –  облегчить переход к учебным задачам.

В дидактической игре можно выделить следующие функции:

- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

- формирование психических новообразований;

- формирование собственно учебной деятельности ребёнка;

- формирование общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей

2. Сюжетно – ролевая игра.

Этот вид игры имеет преимущества и недостатки.

Преимущества игры:

        Помогает ребёнку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, даёт возможность поупражняться в различных типах поведения, учить людей контролировать чувства и эмоции.

Недостатки игры:

Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения; на игру уходит много времени; игра зависит от личных особенностей наставника и ученика; столкновения людей во время игры могут включить механизмы отторжения и защиты,  игра может выглядеть слишком захватывающей или слишком легкомысленной.

Игры, используемые на уроках обучения грамоте.

Кто в домике живёт?

Оборудование: набор предметных картинок, домик с окошками и кармашком для их вкладывания.

Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки и назвать изображённых на них животных. Далее он рассказывает, что в домике могут жить только те животные, в названии которых есть звук [с] (как вариант –Л, Н, Р и т. д.). Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик.

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

Ловля магнитных букв.

Оборудование: набор пластмассовых магнитных букв, карточки с буквами, удочка.

Педагог предлагает детям по очереди забрасывать удочки, пытаясь «поймать» буквы, которые они затем совмещают с буквами, написанными на карточках. Если магнитная буква совпадает с написанной, её оставляют на карточке, если же нет – снимают. Выигрывает тот игрок, который первым заполняет свою карточку магнитными буквами.

Эта игра в буквы поможет ребёнку узнать и запомнить написание букв алфавита.

Пора идти за покупками.

Оборудование: комплект пластмассовых букв, игрушки.

Правила игры: положите буквы в пакет, игроки по очереди вытаскивают буквы и называют их. Затем нужно подумать, что можно «купить на эту букву», выбрав предметы, названия которых начинаются с неё.

Твёрдый – мягкий

Дети делятся на две команды. Каждая из них придумывает себе название: у одной команды оно начинается на мягкий согласный звук, у другой – на твёрдый.

Первая команда называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, вторая команда – на твёрдый. За каждое правильное названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Сложи буквы.

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три-пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

1-й вариант. Каждому ряду учеников даётся набор букв – на каждого ребёнка по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которое они держат в руках.

2-й вариант. Педагог даёт карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.

Теремок.

Оборудование: набор букв, теремок

Правила игры: у каждого игрока согласный звук. Дети по очереди подходят к теремку, в нём живут гласные звуки и инсценируя сказку «Теремок» прочитывают слоги.

Эта игра поможет освоить слоговой тип чтения.

Первая буква.

        В этой игре нужно назвать больше слов, начинающих с заглавной буквы (звука). Участники делятся на две команды. Ведущий (учитель или ученик) объясняет правила игры и называет какую-нибудь букву (звук), а команды по очереди перечисляют предметы, находящиеся в классной комнате, названия которых начинаются с этой буквы (звука). Выигрывает та команда, игроки которой назвали больше слов.

"Секретное письмо".

Начертите в воздухе контуры буквы или даже слова. Пусть ребёнок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание дети пишут по очереди.

Игры, используемые на уроках математики.

«Что на свете одно»

Попросите  детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи по размерам»

На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

«Четыре строчки»

Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,

Раз, два, три, четыре

Мы опять в своей квартире,

Собираемся играть,

Но пора ложиться спать.

Все стихотворения детей записываются в альбом: «Стихи о цифре четыре».

«Белоснежка и семь гномов»

Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:

Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?

Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?

Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.

Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом. Когда набирается семь гномов, каждый из них должен сказать комплимент Белоснежке.

«Составляем римские цифры»

Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

«Задача с нолем»

Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?

Решение: 4 – 4 = 0»

«Пропавшие часы»

Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

Творческое задание «Смешные имена месяцев»

Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.

«Назови дни недели»

-дать понятие о последовательности дней недели.

Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели в обратном порядке.

«Построим домик»

-закрепление нумерации чисел первого десятка.

Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.

«Курочка и цыплята»

-формирование навыков счета.

Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.

«Вышла курочка гулять,

Свежей травки поклевать».

«Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

Не ходите далеко.


«Угадай загадки Буратино»

- различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.

Учитель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:

-Что можно нарисовать из круга? (яблоко, арбуз. Мяч и т.д.)

-Что можно нарисовать из квадрата? (портфель, ящик, печенье.)

-Что можно нарисовать из треугольника? (елочку, парусную лодку и т.д.)

«Теремок»

Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все жили под одной крышей.

«Составь круговые примеры»

-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.

Числа – перебежчики.

-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По

Например: 2+8=10 7+1=8 5+4=9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.

8+2=10 1+7=8 4+5=9

«Звездное небо»

На плакате изображено « звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их тучкой, затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?» Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.

«Веселый счет»

Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».

«Маятник»

-учить детей приему прибавления и вычитания по 1.

Учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Что отсчитывает маятник? (Время).

Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.Учитель пишет на доске примеры вида 5+2= , 7-3= ,6+4= , 9-3= , и т.д. Учащиеся покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1=6, прибавили1», наклоняясь вправо, продолжают: « 6 да 1=7, прибавили2». Учитель спрашивает: «Сколько всего прибавили?» (2) и т.д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.

«Белка и грибы»

-усвоение состава чисел.

Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?

Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?

«Математическая рыбалка»

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра «Аквариум».

«Лесная школа»

-закрепление таблицы сложения.

Вот так чудо из чудес,

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок.

Волк учитель очень строг.

Кто какой пример решал?

Кто, ребята, отгадал?

Обратная связь. Дети должны по ответу вспомнить пример табличного сложения и вычитания числа 4. Например, ответ:2, пример 6-4;

«Магазин»

-развивать вычислительные умения.

1-в. В роли продавца учитель или ученик. На столе учителя товары: карандаши, ручки, тетради, открытки. У детей карточки с числами. Учитель сообщает цены товаров, а учащиеся готовят карточки с числами. Например, ручка стоит 80 тенге. Какими монетами можно за нее заплатить?

2-в. На красочном плакате или доске размещаются рисунки игрушек, под ними записаны примеры. Чтобы «купить» игрушку, надо решить пример.

«Парашютисты»

-отрабатывать навыки счета.

На доске рисунки парашютов с записанными на них примерами. 80-20; 40+30; т.д. Под рисунками квадраты с заполненными ответами: 60,70.и т.д. Учитель предлагает детям помочь парашютистам приземлиться в заданном квадрате.

«Молчанка»

Учитель показывает на числовые данные и знаки действий, учащиеся молча составляют на сложение или вычитание и показывают ответ на карточках. примеры

Обоснование использования игровых моментов на уроках в 1 классе «Эпоха детства» – так называл Д.Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанных периода в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На их рубеже (в 6–7 лет) у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена определяющих Эго развитие видов деятельности – игровая деятельность уступает место учебной. Конечно же, это не значит, что в школе дети перестают играть. Игры продолжают занимать одно из значительных мест в жизнедеятельности ребенка (особенно проблемного).

Желание играть и учиться мирно сосуществует у детей на протяжении всего младшего школьного возраста. Ш.А. Амонашвили утверждает, что именно эта потребность в играх реализует не только разнообразные впечатления и знания, но и открывает возможность педагогам и родителям для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников.

Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он (в идеале) быстро включится в учебную деятельность, либо к тому, что он растеряется перед непосильными задачами, утратит веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению.

Современные ученые-педагоги считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько инструментом для обобщения опыта ребенка, средством пробуждения у школьников умения мыслить, желания познать мир. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Игру традиционно связывают с детством. Ребенок переступает порог школы, и с этого момента учеба занимает большую часть времени, теоретически становится ведущей деятельностью вплоть до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем характер ее таков, что позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей младшего школьного возраста.

Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

В играх-путешествиях ненавязчиво обобщается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игровые приемы , которые учителя используют  на уроках в начальной школе....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

«Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе»

В.А.Сухомлинский писал: «...Нельзя требовать от ребенка невозможного. Любая программа по любому предмету - это определенный уровень, круг знаний, но не живой ребенок. К этому уровню, к этому кру...