Конспект урока по математике "Что такое умножение"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Ивашкина Елена Юрьевна

Конспект урока по математике "Что такое умножение" 2 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_umnozhenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики во 2 классе

Учитель Ивашкина Елена Юрьевна

УМК «Планета знаний»

Класс 2 «А»

Тема урока: «Что такое умножение»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Ресурсы урока: учебник по математике 2 ч. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова, 2011 г. под руководством И. А. Петровой, изд. Астрель с. 4-5, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура,  презентация, конструктор Лего

2. 1. Цель урока: создание условий для осознания действия умножения как суммы одинаковых слагаемых

Задачи урока:

  • Ввести новое понятие «умножение» и разъяснить его в процессе выполнения практических упражнений;
  • Совершенствовать вычислительные умения и навыки;
  • Развивать смекалку, личные качества ученика
  • Формировать положительную мотивацию к уроку, умение работать в паре и самостоятельно.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Межпредметные связи:

Музыка: видеозапись для проведения физминутки

Информатика: навыки работы на интерактивной доске (пользовательский уровень)

Окружающий мир: знания о профессиях, о животных, о теле человека, конструкции здания

Внутрипредметные связи:

Арифметические действия: взаимосвязь действий умножения и сложения, замена действия сложения на действие умножения

Числа и фигуры: виды геометрических фигур, представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых

2. 2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и ученика.

№ п/п

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность к уроку. Организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок. Организуют самоконтроль готовности к уроку.

2

Мотивация познавательной деятельности (3 мин.)

Подводит учащихся к цели урока. Настраивает учащихся на учебную деятельность.

Определяют тип и цель урока. Настраиваются на изучение нового материала.

3

Устный счет (7 мин.)

Дает задания по устному счету, инициирует пробные действия детей.

Выполняют устный счет, делают запись ответов в тетради. Проводят самопроверку результатов.

4

Актуализация необходимых знаний (5 мин.)

Повтор опорных знаний и способов действий. Предлагает учащимся задачу, организует составление модели к задаче в паре при помощи конструктора, предлагает решить задачу привычным способом действий.

В паре составляют на парте модель к задаче при помощи конструктора.

Решают задачу знакомым способом действий.

5

Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

Организует кратковременный отдых для глаз. Организует поисковую деятельность учащихся в совместной деятельности с учителем, в практической деятельности, при работе с учебником.

Закрывают на короткое время глаза.

Делают записи в тетради. Работают у доски по вызову учителя. Читают правило в учебнике.

6

Физминутка (1 мин.) Цель:

Способствовать психологической и физической разгрузке.

Организация физминутки.

Выполняют танцевальные движения под видеозапись с музыкальным сопровождением.

7

Первичная проверка понимания (7 мин.)

Управляет первичным закреплением. Проводит фронтальный контроль первичного усвоения нового знания. Создает условия для самоконтроля и самооценки.

Решают задания на новый способ действий. Работают с деталями Лего. Делают записи в тетрадях. Проводят самопроверку.

8

Первичное закрепление (6 мин.)

Способствует фиксации нового знания, применения его в практических действиях. Организует работу в парах.

Осмысляют возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации. Работают в парах. Конструируют модель.

9

Рефлексия (4 мин.)

Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке.

Фиксируют новое содержание. Соотносят цель и результат учебной деятельности. Осуществляют рефлексию способов деятельности. Осуществляют самоконтроль и самооценку деятельности.

10

Организационный момент (1 мин.)

Согласует домашнее задание (минимум — для всех, творческое — по желанию).

Определяют домашнее задание. Осмысляют личностные результаты.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке

Приёмы  и методы работы

  • словесные методы – проблемное изложение, рассказ-повествование, объяснение;
  • наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;
  • метод самостоятельной работы по решению проблемных задач;
  • метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа, рефлексия.
  • методы контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы работы: коллективная, работа в парах

Планируемые результаты

Предметные

Вычисление произведения чисел с помощью действия сложения

Понимание связи между сложением и умножением

Использование знака умножения для записи произведения чисел

Личностные

Умение проводить самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль

Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

Освоение социальной роли обучающегося

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Умение добывать информацию, самостоятельно конструировать знания.

Умение ориентироваться в системе знаний

Умение пользоваться учебником

Умение работать в паре, доказывать свою точку зрения

Умение правильно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач

Умение формировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

2.4. Текст методической разработки урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент (1 мин.)

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать. (слайд 1)

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Приветствуют учителя. Садятся и проверяют правильность посадки.

Мотивация познавательной деятельности (3 мин.)

Проверка готовности необходимых предметов к уроку.

Что вы заметили необычное? Да, я приготовила для вас сегодня на урок конструктор.

Это новое для вас, мы на уроке еще не работали с конструктором. Зачем он нам?

Детали из конструктора Лего сегодня помогут нам узнать новый секрет математики.

Какое сегодня число? День недели?

Запишите дату в тетрадь.

Один ученик перечисляет все необходимые предметы к уроку математики. Замечает на столе конструктор Лего.

Сегодня будет что-то интересное, новое. Урок открытия нового знания.

18 января. Среда.

Записывают.

Устный счет (7 мин.)

Для успешной работы предлагаю разминку.

Вопросы на доске, ответы будете записывать в тетрадь в одну строчку.

Сколько лап у 2 черепах? (слайд 2)

Сколько рук у 5 ребят? (слайд 3)

Сколько лапок у 3 воробьев? (слайд 4)

Сколько ножек у 2 пауков? (слайд 5)

На окошке 3 кошки, у каждой кошки по 4 ножки. Сколько всего ножек у 3 кошек? (слайд 6)

Сравните правильные ответы со своими ответами в тетради. Если все правильно, поставьте себе на полях знак «+». (слайд 7) Встаньте, у кого «+»? У кого не так? Где ошиблись?

Записывают ответы в строчку:    8 10 6 16 12

Проводят самопроверку. Оценивают правильность выполнения устного счета. Встают, если все решено верно.

Исправляют и объясняют, если есть ошибки.

Актуализация необходимых знаний (5 мин.)

Нам предстоит решить задачу. Текст задачи на экране. (слайд 8)

Прочитайте ее. О чем в ней говорится? Какой вопрос у задачи?

Нам надо составить модель к задаче. Работать будете вдвоем. Повторим правила работы в паре.

Давайте представим себе этот дом вечером. Окошки у дома светятся. Дом обычно строят вверх, а мы выложим его вверх по парте. Возьмите в коробке кубики Лего и выложите дом так, чтобы на каждом этаже были окна одного цвета.

Какие красивые дома у вас получились! Какой вопрос был в задаче?

Сосчитайте количество кубиков. Сколько получилось окошек?

А как вы считали? Запишите это выражение. Кто хочет попробовать на доске? Выходи. Остальные пусть пишут в тетради.

А кто считал по-другому? Кто хочет записать выражение? Выходи.

Запишите в тетрадь.

Читают задачу. В доме 4 этажа. На каждом этаже по 3 окна. Сколько окон в этом доме?

Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказывай вежливо.

Выкладывают в паре на партах модель дома.

Сверяются с текстом задачи на экране. «Сколько окон в этом доме?»

Считают кубики. 12 окошек.

Мы складывали по три окошка. Вызывается ученик. Записывает на доске 3 + 3 + 3 + 3 = 12. Остальные делают запись в тетради.

Поднимают руки. Вызывается ученик. Записывает на доске

4 + 4 + 4 = 12. Остальные делают запись в тетради.

Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

Посмотрите внимательно на записи. Как ребята их долго писали!

А теперь закройте ладошками глазки, отдохните. (15-20 секунд)

Откройте глаза. 3 •  4 = 12 Что заметили?

Вот  тот секрет математики. Запомните: сложение одинаковых слагаемых можно заменить одним действием — умножением. Повторите вместе.

Число 3 повторяем 4 раза, то есть 3 умножаем на 4 и получается 12. Посмотрите, между цифрами 4 и 3 стоит знак умножения. И запись стала намного короче. Бывает и такой знак умножения «х» - вы увидите его в учебнике.

Запишите выражение в тетрадь.

Так что же такое умножение? Где мы можем найти правило? Конечно, учебник нам всегда помощник.

На странице 4 у нас есть правило об умножении. Давайте его прочитаем.

Давайте потренируемся. Нам надо заменить сложение умножением. Вернёмся к нашему устному счёту. (слайд 2)

Сколько лап у двух черепах? Верно, а как вы посчитали?

А теперь будем записывать. Кто хочет попробовать на доске? Выходи. Сначала сложением, как считали, а потом заменяем на выражение умножения. Остальные пишут в тетради.

Сколько рук у 5 ребят? (слайд 3)

Кто желает выполнить на доске? Выходи.

Сколько лапок у 3 воробьев? (слайд 4)

Пишем самостоятельно. Петя, напиши на доске, что у тебя получилось.

Сколько ножек у 2 пауков? (слайд 5)

Самостоятельно.

Сколько всего ножек у 3 кошек? (слайд 6)

А теперь выполним задание из учебника на странице 5 номер 4.

Итак, какие суммы здесь мы можем заменить умножением?

Выполняем задание.

Итак, кто хочет прочитать выражения? Проверяйте свои работы.

Закрывают глаза ладонями.

Открывают глаза. Те же числа, но другой знак вместо знака «+».

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить одним действием — умножением.

Записывают выражение 3 • 4 = 12 в тетрадь.

Правило можно найти в учебнике.

Открывают учебник на странице 4.

Ученик читает правило вслух.

У двух черепах 8 лап. У каждой черепахи 4 лапки.

Выходит ученик.

4 + 4 = 8

4 • 2 = 8 Записывает один ученик на доске, остальные в тетради.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10

2 • 5 = 10 Записывает другой ученик на доске, остальные в тетради.

2 + 2 + 2 = 6

2 • 3 = 6

Петя пишет на доске, остальные проверяют.

8 + 8 = 16

8 • 2 = 16 Самостоятельно пишут в тетради.

4 + 4 + 4 = 12

4 • 3 = 12 Самостоятельно пишут в тетради.

Находят задание в учебнике. Один ученик читает вслух задание.

Только те, в которых одинаковые слагаемые.

Выполняют задание самостоятельно.

Вызывается ученик. Читает вслух выписанные выражения. Остальные проверяют. Исправляют, если ошиблись.

Физминутка (1 мин.)

Ребята, пора немного отдохнуть. Встаем.

Повторяют танец с видеозаписи под музыку.

Первичная проверка понимания (7 мин.)

Итак, в конце урока мы будем строить из Лего фигуру. Для этого научимся выбирать детали.

Посмотрите на кирпичики Лего. У них есть на верхней стороне круглые крепления, с помощью которых детали соединяются между собой. Будем называть их «шипами».

Посмотрите на этот кирпичик. Что видите?

Давайте составим выражение умножения, для того, чтобы узнать, сколько «шипов» у этого кирпичика. Запишем.

А как заменить сложением? Тоже запишем.

Проверьте себя, посчитайте количество «шипов».

А если взять вот такой?

Предлагаю вам следующий кирпичик.

И еще вот такая деталь.

У него два ряда шипов, в каждом ряду по 5 «шипов». Количество «шипов» в ряду одинаковое.

5 • 2 = 10

5 + 5 = 10 Самостоятельно записывают в тетрадь.

Самопроверка.

У этого кирпичика два ряда по 6 «шипов». Получается

6 • 2 = 12

6 + 6 = 12 Самостоятельно записывают в тетрадь.

Самопроверка.

Здесь три ряда, в каждом ряду по 6 «шипов». Получается

6 • 3 = 18

6 + 6 + 6 = 18 Самостоятельно записывают в тетрадь.

Самопроверка.

На ней два ряда, в каждом ряду по 7 «шипов». Получается

7 • 2 = 14

7 + 7 = 14 Самостоятельно записывают в тетрадь.

Самопроверка.

Первичное закрепление (6 мин.)

А теперь начинаем строить.

На экране записаны выражения умножения. Результат обозначает количество шипов на детали. А справа записано, сколько этих деталей надо взять. Ваша задача выбрать необходимые детали и построить пирамиду вместе с товарищем. (слайд 9)

А теперь давайте проверим. Пары, поднимите руки, если пирамида получилась. Если не получилась, то почему?

Работают в паре. Выбирают необходимые детали, конструируют пирамиду.

Поднимают руки, у кого получилась пирамида. Если не получилась, объясняют почему.

Рефлексия (4 мин.)

Итак, какой секрет математики вы узнали?

Что нового было на уроке?

Какую профессию вы осваивали?

Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте вопросы. (слайд 10)

1. Понял ли ты, как заменять сложение умножением?

2. Оцени свою работу в паре.

3. Сможешь ли ты самостоятельно без помощи выполнить такое-же задание дома?

Если ваш ответ «да», то нарисуйте зеленый кружок. Если ответ «нет», то нарисуйте красный кружок. У вас должно получится три кружка.

Мы узнали, что такое умножение. Узнали, что сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

Мы узнали, каким знаком обозначать умножение. Узнали, что...(варианты ответов детей)

 Строитель, инженер, каменщик.

Ребята оценивают результат своей работы на уроке в конце классной работы в тетради.

Организационный момент (1 мин.)

Ребята, домашнее задание к следующему уроку вы получите из учебника. Страница 4 номер 3 — это обязательное задание для всех, а кто хочет, может еще дополнительно сделать задание повышенного уровня на странице 5 номер 8.

 Записывают домашнее задание в дневник.

Список литературы

Учебная литература:

1. «Математика 2 класс», 2 часть, авторы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова, издательство АСТ «Астрель», 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой» АСТ «Астрель», 2012 г.

     2.«Новое качество урока в начальной школе. Алгоритм проектирования» Ю. И. Глаголева, И. В. Казанцева, М. В. Бойкина, изд. Каро 2016 г.

Список Интернет-ресурсов

https://www.youtube.com/watch?v=0OzABZ8BPi4

https://www.google.ru/imghp?hl=ru&ei=fvkMWO6RLsbX6ASetbGYAw&ved=0EKouCAIoAQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (1) (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (2) (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 3; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 3 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  закрепление умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 3; закреплять навыки решения задач на умножение и деление.Планируе...

Конспект урока по математике «1Табличное умножение и деление.Умножение числа 2 и на 2» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:знакомство с таблицей умножения числа и составление таблицы умножения на 2, пользуясь переместительным знаком умножения.Планируемые результаты:Предметные:- знатьтабличные слу...

Конспект урока по математике "1Табличное умножение и деление.Умножение числа 3 и на 3" (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения числа 3 и на 3; составление таблицы умножения числа 3 и на 3.Планируемые результатыПр...