Использование нестандартных задач на уроках математики и естествознания в начальной школе
методическая разработка по математике на тему

Кашковская Мария Владимировна

Решение задач является основным видом учебной деятельности детей в школе. Поэтому в процессе решения задач самым естественным способом можно сформировать у учащихся начальных классов элементы вариативного мышления вместе с реализацией непосредственных целей обучения математике и естествознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_nestandartnaya_zadacha.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты

использования нестандартных задач 

на уроках математики и естествознания

в начальной школе

Разработал: учитель начальных классов

Кашковская Мария Владимировна

МБОУ Школа №38

Самара


Решение задач является основным видом учебной деятельности детей в школе. Поэтому в процессе решения задач самым естественным способом можно сформировать у учащихся начальных классов элементы вариативного мышления вместе с реализацией непосредственных целей обучения математике и естествознанию.

Нестандартная задача — это задача, алгоритм решения которой школьникам неизвестен, т.е. дети не знают заблаговременно ни способов ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение.

Отличительная черта нестандартных задач в том, что они в огромной степени, чем стандартные задачи, способствуют формированию мыслительных операций, свойств мышления. В частности, каждый тип нестандартных задач в большей либо меньшей степени формирует вариативность, гибкость, абстракцию мышления, операции анализа и синтеза. Практически все нестандартные задачи в начальном образовании обладают элементы занимательности.

Цель постановки в школе нестандартных задач – научить школьников решать их самостоятельно.

Нестандартные задачи делятся на 2 категории:

1 категория. Задачи, примыкающие к школьному курсу математики и естествознания, но повышенной трудности – типа олимпиадных задач.

2 категория. Задачи типа математических развлечений.

Первая категория нестандартных задач служит служит главном образом целью для учеников с определившимся интересом к предмету; тематически эти задачи как правило связаны с тем либо другим определённым разделом школьной программы. Относящиеся сюда упражнения углубляют учебный материал, расширяют и обобщают единичные утверждения учебного курса, расширяют математический и естественнонаучный кругозор, развивают навыки в решении сложных задач.

Вторая категория нестандартных задач непосредственного отношения к школьной программе не имеет и, как правило, не предполагает значительный специальной подготовки. Это не значит, что во вторую категорию задач входят только лёгкие упражнения. Здесь есть задачи с очень трудным решением и такие задачи, решение которых до сих пор не получено.

Нестандартные задачи, предлагаемые в увлекательной форме, вносят эмоциональный момент в умственные занятия. Связанные с необходимостью постоянно применять для их решения заученные правила и приёмы, они требуют мобилизации всех накопленных знаний, приучают к поискам своеобразных, нешаблонных способов решения, обогащают искусство решения красивыми примерами, заставляют восхищаться силой разума.

Рассмотрим требования к постановке нестандартных задач. Такие задачи:

- не должны иметь уже готовых, заученных детьми алгоритмов;

- должны быть просты и доступны по содержанию всем учащимся;

- должны быть занимательными и интересными.

Каждая нестандартная задача – это маленькая проблема, которая требует от учеников повышенной умственной активности и находчивости в поисках непроторенных путей решения; а также способствует развитию логико-математического продуктивного, эвристического мышления учащихся, активизации мыслительных операций, их самостоятельности, отточенности. Работа с нестандартной задачей вырабатывает у детей ценные умственные качества: последовательность мысли, логичность, сообразительность, смекалку. То есть вариативность мышления улучшает и повышает качество подготовки учащихся.

Таким образом, можно утверждать, что нестандартные задачи являются хорошим средством развития вариативности мышления младших школьников, при решении которых у учащихся формируется умение думать, рассуждать, подбирать различные варианты решений. Эти умения являются важнейшей стороной подготовки учащихся к дальнейшей практической и теоретической деятельности.

Одну и ту же задачу можно решить разными способами. При этом можно использовать различные методические приёмы, позволяющие показать учащимся разные способы решения одной задачи:

- пояснение готовых способов решения задачи;

- разъяснение плана решения задачи;

- соотнесение пояснения с решением задачи;

- продолжение начатых вариантов решения задачи;

- нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных;

- использование записи — подсказки;

- заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Рассмотрим каждый из приемов на конкретной задаче: «На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?»

Первый прием - пояснение готовых способов решения.

Например, по предложенной выше задаче можно дать задание обосновать смысл действий в каждом из 9 способов. Совместный поиск различных способов решения  задачи  не вызовет труда у учащихся в  пояснении каждого арифметического действия.

1 способ

1) 12-2=10(кн.)

2) 10:2=5(кн.)

3) 5+2=7(кн.)

2 способ

1) 12-2=10 (кн.)

2) 10:2=5 (кн.)

3) 12-5=7 (кн.)

3 способ

1) 12+2=14 (кн.)

2) 14:2=7 (кн.)

3) 7-2 =5 (кн.)

4 способ

1) 12+2=14 (кн.)

2) 14:2=7 (кн.)

3) 7-2 =5 (кн.)

5 способ

1) 12:2=6 (кн.)

2) 2:2=1 (кн.)

3) 6-1=5 (кн.)

4) 12-5=7 (кн.)

6 способ

1) 12:2=6 (кн.)

2) 2:2=1 (кн.)

3) 6-1=5 (кн.)

4) 6+1=7 (кн.)

7 способ

1) 12:2=6 (кн.)

2) 2:2=1 (кн.)

3) 6-1=5 (кн.)

4) 5+2=7 (кн.)

8 способ

1) 12:2=6 (кн.)

2) 2:2=1 (кн.)

3) 6+1=7 (кн.)

4) 12-7=5 (кн.)

9 способ

1) 12:2=6 (кн.)

2) 2:2=1 (кн.)

3) 6+1=7 (кн.)

4) 7-2=5 (кн.)

Второй прием – разъяснение плана решения задачи.  

Учащимся предлагается план решения в различных формах: повелительной, вопросительной и т.д. На основе плана решения необходимо составить арифметические действия к каждому способу.

Третий прием – прием соотнесения пояснения с решением.

Учащимся предлагаются несколько планов и способов решения. Нужно сопоставить план и способ решения. Желательно, чтобы количество арифметических действий в каждом способе было одинаковое.

1 способ

1) книги первой полки, взятые 2 раза

2) книги на первой полке

3) книги на второй полке

2 способ

1) книги второй полки, взятые 2 раза

2) книги на второй полке

3) книги на первой полке

1 способ

1)12+2=14 (кн.)

2)14:2=7 (кн.)

3)7-2=5 (кн.)

2 способ

1) 12-2=10 (кн.)

2) 10:2=5 (кн.)

3) 12-5=7 (кн.)

3 способ

1) 12+2=14 (кн.)

2) 14:2=7 (кн.)

3) 12-7=5 (кн.)

4 способ

1) 12-2=10 (кн.)

2) 10:2=5 (кн.)

3) 5+2=7 (кн.)

Четвертый прием - продолжение начатого способа решения.

Учащимся предлагается часть решения задачи, которую они должны пояснить, затем самостоятельно дополнить вариант суждения.

Пятый прием – нахождение «ложного» способа решения.

Предлагаются различные математические записи без пояснения арифметических действий, так как возможны варианты, где в ответе на требование задачи численные значения совпадают, а пояснения к ним - различны. Учащиеся должны найти неверное решение и доказать, что оно ложно.

Шестой приём – решение задачи с использованием записи-подсказки.

1 способ

1) …-…=… (кн.) – удвоенные книги первой полки

2) … : …=… (кн.) - книги на первой полке

3) …+…=… (кн.) – книги на второй полке

Остальные способы аналогично

Седьмой приём - заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Учащимся предлагается заполнить схемы выражений, записанных к данной задаче.

Первая схема

(…-…) : …=…

(…-…) : …+…=…

Вторая схема

(…+…) : …=…

(…-…) : …-…=…

Третья схема

(… : …)-(… : …)=…

(… : …)+(… : …)=…

Решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для развития вариативности мышления.

Таким образом, приведенные приемы работы по развитию вариативности мышления существенно помогают и ребенку, и учителю при осуществлении учебного процесса. Задания для развития вариативности мышления позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нест...

Нестандартные задачи на уроках математики в 3-м классе

Предлагаемый вашему вниманию материал является продолжением аналогичных задач для 1-го класса (см. № 41/2001) и для 2-го класса (см. № 12/2002)....

Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе

 Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий ур...

нестандартные задачи на уроках математики

Этот материал поможет учителю начальных класов в подготовке к урокам математики. Сделает их более познавательными и интересными....

Нестандартные задачи на уроках математики во 2-м классе

УМК "Школа 21 века"Тема самообразования на 2011-2012 уч.гг...

Нестандартные задачи на уроках математики в начальной школе

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плох...

нестандартные задачи на уроках математики

нестандартные задачи на уроках математики...