Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена на основе примерной программы под редакцией В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва «Просвещение» 2004г.(приложение к приказу министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_2_klass_8_vida.docx34.54 КБ
Файл annotatsiya_k_matem_8_vida.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик

Саратовского района  Саратовской области

Рассмотрено

На заседании заседания ШМО

Протокол №___ от ________2016 г

руководитель ШМО_________                  

     /Иноземцева А.В../

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР_____________

Иноземцева Е.Г.

___________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы: _______

                  Л. Н. Промкина

Приказ  №    ___                           от ____  _________2016

Адаптированная рабочая программа

для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

курса

«Математика»

2 класс

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель программы:

учитель начальных классов

Комарова Екатерина Витальевна

Составитель /Разработчик   программы

Комарова Екатерина Витальевна,

Учитель начальных классов

п.Красный Текстильщик

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена на основе примерной программы под редакцией В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва «Просвещение» 2004г.(приложение к приказу министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065)

Адресат

Индивидуальная образовательная программа разработана для ученика 2  класса Марменкова Константина,  обучающегося по  адаптированной образовательной программе   для детей с ОВЗ             (умственная отсталость, ДЦП правосторонний гемипарез, дизартрия, ЗПР симптоматическая эпилепсия, эпилепсия с моноклиническими приступами) VIII вид. У учащегося сниженная активность мыслительных процессов, опосредствованная смысловая память слабо развита, не может сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Константин очень быстро забывает учебный материал. Словарный запас беден, недостаточное овладение значением слов. низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

Данная программа ставит своей задачей вовлечение ребёнка в длительный коррекционно – диагностический процесс, для более точного определения коррекционного воздействия и разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы.

Цели и задачи

  • Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Специфика  программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств

      Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии

Описание места учебного предмета в учебном плане

На учебный предмет «Математика» отводится 3 часа  в неделю, 105 часов в год.

Срок реализации программы:  2016 – 2017 учебный год

Основные содержательные линии курса

  • «Числа и величины»
  • «Арифметические действия»,
  • «Текстовые задачи»
  • «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
  • «Геометрические величины»
  • «Работа с данными»

Новый раздел «Работа с данными» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.

Содержание программы

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.

Таблица сложения.

Арифметические действия с числами 0 и 1.

Взаимосвязь арифметических действий.

Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

     Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)

     Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений.

     Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).

Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)

 Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Таблица: чтение и заполнение таблицы.

Требования к результатам

Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования  математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию' с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные результаты:  у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий;

накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием.  

 В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности  или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

     Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

     В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков.

Используется индивидуальная работа.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Методы обучения:  наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение, работа с учебником, дидактические игры.

  Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.

Уроки   проводятся с применением таких современных образовательных технологий,  как:

  1. Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
  2. Игровые технологии асширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
  3. Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
  1. Проблемное обучение (например, отгадывание темы урока) – создание в учебной деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Ожидаемые результаты обучения во втором классе:

К концу обучения во 2ом классе  обучающиеся должны:

  • Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 10
  • Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10
  • Записывать и сравнивать числа  в пределах 10
  • Знать названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания
  • Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок)
  • Решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного
  • Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
  • Строить отрезок заданной длины

Условные сокращения

УОНЗ  - урок   новых знаний

УОУР -  урок  отработки умений и рефлексии

УРК - урок  развивающего контроля

                  СР – самостоятельная  работа

ФО -  фронтальный  контроль

Календарно-тематическое планирование уроков математики

во 2 классе 8 вид

Тема урока

Кол-во

часов

Тип  урока

Форма контроля

Дата проведения

план

факт

1 четверть 27 часов    Повторение 9 часов

1

Понятие: выше-ниже, толстый-тонкий.

1

уонз

фо

2

Счёт предметов в пределах 10.

1

уоур

3

Порядковый счёт.

1

уоур

4

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

1

уоур

5

Предыдущее и последующее число.

1

уоур

ср

6

Состав чисел в пределах 10.

1

уоур

7

Отрезок. Сравнение по длине.

1

уоур

Фо

8

Сравнение чисел

1

уоур

фо

9

Самостоятельная работа

1

урк

ср

Числа от 10 до 20 18 часов

10

Числа 11,12, 13.

1

уонз

фо

11

Счёт в пределах 11,12, 13.

1

уоур

12

Предшествующее и последующее число.

1

уоур

фо

13

Числа 14,15, 16.

1

уоур

14

Счёт в пределах 14,15, 16.

1

уоур

15

Предшествующее и последующее число.

1

уоур

16

Числа 17,18,19

1

уоур

17

Счёт в пределах 17,18,19

1

уоур

18

Числа 10,20

1

уоур

19

Счёт  пределах 10,20.  Предшествующее и последующее число.

1

уоур

20

Мера длины:  дм.

1

уонз

фо

21

Мера длины:  дм.

1

уоур

22

Увеличение числа на несколько единиц.

1

уонз

фо

23

Увеличение числа на несколько единиц.

1

уоур

24

Увеличение чис ла на несколько единиц.

1

уоур

25

Увеличение чис ла на несколько единиц.

1

уоур

26

Увеличение чис ла на несколько единиц.

1

уоур

27

Контрольная работа

1

урк

пр

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток . 21 час

28

Повторение

1

уоур

фо

29

Повторение

1

30

Луч

1

Уонз

фо

31

Луч

1

уоур

32

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

фо

33

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

34

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

35

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

36

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уоур

37

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уоур

38

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уоур

39

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

40

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уоур

41

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

42

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уоур

43

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уонз

44

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уонз

45

Углы. Прямой, тупой, острый угол.

1

уонз

фо

46

Сложение и вычитание при из мерении длины

1

уонз

47

Сложение и вычитание при из мерении длины

1

Уоур

48

Сложение и вычитание при из мерении длины

1

уоур

49

Самостоятельная работа

1

урк

пр

Сложение и вычитание чисел  31 ч

50

Сложение и вычитание при измерении длины

1

УОНЗ

фо

51

Сложение и вычитание при измерении длины

1

Уонз

фо

52

Сложение и вычитание при измерении длины

1

уоур

фо

53

Меры времени

1

уонз

фо

54

Меры времени

1

уоур

фо

55

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уонз

фо

56

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уонз

фо

57

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

Уоур

58

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

уоур

59

Углы. Прямой, тупой, острый угол.

1

уонз

фо

60

Углы. Прямой, тупой, острый угол.

1

уоур

61

Решение арифметических задач.

1

уонз

фо

62

Решение арифметических задач.

1

Уоур

63

Решение арифметических задач.

1

уоур

64

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

уонз

фо

65

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

Уонз

66

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

Уоур

67

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

уоур

68

Прибавление  6

1

уонз

фо

69

Прибавление  6

1

уоур

фо

70

Прибавление 7

1

уонз

фо

71

Прибавление 7

1

уоур

фо

72

Прибавление 7

1

уоур

73

Прибавление 8

1

уонз

74

Прибавление 8

1

уоур

75

Прибавление 8

1

уоур

76

Прибавление 9

1

уонз

77

Прибавление 9

1

уоур

фо

78

Прибавление 9

1

уоур

фо

79

Прибавление 9

1

уоур

фо

80

Контрольная работа

1

урк

пр

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток  24 час

81

Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник.

1

уонз

фо

82

Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник.

1

уоур

фо

83

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

уонз

фо

фо

84

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

уоур

85

Вычитание 5

1

уонз

86

Вычитание 5

1

уоур

87

Вычитание 5

1

уоур

88

Вычитание 6

1

уонз

89

Вычитание 6

1

Уоур

90

Вычитание 6

1

уоур

91

Вычитание 7

1

уонз

92

Вычитание 7

1

уоур

93

Вычитание 7

1

уоур

94

Вычитание 8

1

уонз

95

Вычитание 8

1

уоур

96

Вычитание 9

1

уонз

97

Вычитание 9

1

уоур

фо

98

Треугольники

1

уонз

фо

99

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

уонз

фо

100

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

1

уоур

фо

101

Контрольная работа.

1

УРК

пр

102

Работа над ошибками

1

УОУР

фо

103

Повторение

1

УОУР

ср

104

Повторение

1

УОУР

фо

105

Повторение

1

УОУР

фо

        Список используемой литературы

1. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида подготовительный и 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение,  2001. - 149 с.

 2. Колесникова, Е.В.  «Я считаю до десяти»: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 19 с.

3.Колесникова, Е.В. «Я считаю до двадцати»: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 -19    

 4. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П.  Коррекционная педагогика в начальном образовании / В.А. Лапшин,  В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.

 5. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов  дефектологических факультетов педвузов. — 4-е изд., переработанное  / — М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.

6. Настольная книга педагога-дефектолога /  Т. Б. Епифанцева. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 458с.

 7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высших педагогических  учебных заведений / Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

8. Строганова,  Л.В  Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками / Л.В Строганова. -  М.: Педагогическое общество России,  2007. – 112 с.

9. Хилько, А.А.  Математика 1 /  А.А.  Хилько. - М.: Филиал издательства «Просвещение», 2005.- 111 с.



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по математике, составленной на основе основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» и примерной программы под редакцией В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва «Просвещение» 2004г.(приложение к приказу министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования.

Название

математика

Используемый УМК

Колесникова, Е.В.  «Я считаю до десяти»: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 19 с.

Колесникова, Е.В. «Я считаю до двадцати»: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 -19    

Класс

2

Количество часов

105

Цель курса

Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Структура курса

«Числа и величины» «Арифметические действия»,

«Текстовые задачи» «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины»         «Работа с данными»