Методическая разработка технологической карты урока по ФГОС.
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Лепехина Ирина Ивановна

Технологическая  карта  урока математики  в 3 классе по УМС "Начальная школа 21 века"(из  опыта  работы  учителя) .Тема урока: «Умножение вида 23∙14». Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Предмет: математика.

Класс: 3.

Учебник: Математика(Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 /  В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2012.).

Тема урока: «Умножение вида 23∙14».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (умножение двузначных чисел).

Задачи:

Образовательные

формировать:

-  представления о способах умножения двузначного числа на двузначное число;

- умения решать задачи на основе нового способа умножения;

- интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные УУД).

Развивающие

– развивать речь (использование математической терминологии), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

 развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками  (регулятивные УУД);

- развивать  логические  умения, память, внимание  (познавательные УУД).

Воспитательные

– воспитывать аккуратность;

– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения (коммуникативные УУД).

Методы обучения: системно-деятельностный метод, технология проблемного обучения,  технология диалога, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, классно-коллективная, работа в парах.

Средства обучения: для  обучающихся - учебник «Математика», 3 класс (Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 /  В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2012.);тетради  на  печатной  основе (ТП).

Для  учителя: учебник «Математика», 3 класс (Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 /  В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2012.); компьютер, проектор; тематическая презентация.

Сценарий  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности

Цель:  включить учащихся в учебную деятельность.

Слайд с высказывание  гения  науки: «Математику уже  за  то любить  следует, что она  ум  в  порядок  приводит» (М.В.Ломоносов).(http://aphorism-citation.ru)

-Вы согласны с авторами  этих строк? Есть желающие поспорить?

Чтобы урок   проходил  результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны  открыть новые  знания.

Слайд с условием задачи.

- Предлагаю решить логическую задачу:

«Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками».(matematika/2014/10/21/umnozhenie-dvuznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe)

 - Как будем рассуждать?

Таня                         1 место

Арина                      2 место

Валя                        3 место

Чтение высказывания, обсуждение смысла высказывания.

- Здесь удобно использовать граф.

В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть  либо 1- е,  либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали  3место.  Таня заняла не 1 место, и не 3место, значит – 2место. Остаётся 1-е  место для Арины.

-самоопределение(Л)

-смыслообразование(Л)

-целеполагание (П)

--анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация(П)

-использование знако-символических средств  (П)

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; 2) зафиксировать индивидуальное затруднение  в  деятельности.  

1.Арифметический диктант

 а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)

 б) Найдите  сумму чисел 18 и 36. (54)

 в) Найдите произведение чисел 7  и 3 (21)

 г) Первый  множитель- 3, второй  на  2  единицы  больше  первого. Чему равно  произведение  чисел? (15)

 д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

-Какие  числа  получили?

 2.-На какие  группы их  можно разбить?

 

-Числа  второй  группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

 3.Слайд.

-Предлагаю вам соединить  числовые   выражения   парами и доказать  правильность своего выбора.

                                                           

(40+5)∙2

(31+13)∙3              30∙2+6∙2    

31∙3+13∙3

(30+6)∙2

40∙2+5∙2

-Какие  знания  помогли  справиться  с  заданием?

-Какое свойство использовали?

- Запишите закономерность  в  общем  виде.

4.-Используя  эти  знания,  вычислите: 36∙2, 5∙16, 24∙4, 13∙3,18∙3, 2∙45, 5∙17,26∙3, 28∙15.

-Давайте  проверим.

5.Фиксирование  возникшего  затруднения.

-У нас  получились разные ответы и некоторые из вас не смогли найти значение числового выражения. Что можно об этом сказать?

-Какой способ  решения вы предлагаете?

  -Всегда ли удобен такой способ вычисления?

Проверка с опорой на эталон:36,54,21,15,32.

-Двузначные числа.

1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)

 2 группа - 21, 15 (двузначные, нечётные)

21=20+1

 15=10+5

Ответ:

(40+5)∙2

(31+13)∙3              30∙2+6∙2

31∙3+13∙3

(30+6)∙2

40∙2+5∙2

- Умножение суммы на число.

-Распределительное  свойство  умножения  относительно  сложения.

(а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с  

Устная классно-коллективная работа.

-Встретились с новым заданием,  которое не изучали, нет  способа решения.

28∙(10+5)=28∙10+28∙5=280+140=420

-анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация (П)

-подведение под понятие(П)

-определение основной и второстепенной информации(П)

-постановка и формулирование проблемы (П)

-структурирование знаний (П)

-подведение под понятие (П)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

-выполнение пробного учебного действия(Р)

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)

3.Постановка учебной задачи.

Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

-Вы смогли зафиксировать своё затруднение.

– Какова  цель урока?

-Какова тема урока?

-Научиться умножать двузначные числа.

-Умножение двузначного числа на двузначное.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация (П)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

-подведение под понятие(П)

-постановка и формулирование проблемы(П)

-умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность (Р)

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К)

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на двузначное.

-Где мы можем найти информацию о новом способе вычисления?

1.Работа по учебнику - стр. 122.

-Что нового узнали?

- Как мы будем действовать?

2.-Предлагаю построить  алгоритм  вычисления. 

Слайд.

1.Записываем  в  столбик: десятки  под  десятками, единицы под единицами.

 2.Умножаем на  число единиц.

 3.Записываем первое  неполное  произведение.

 4.Умножаем на число десятков.

 5.Записываем  второе  неполное  произведение.

6.Складываем.

 7.Читаем  конечный результат.

-В учебнике.

Самостоятельная работа в парах.

Учащиеся разбирают действия сказочных героев Волка и Зайца.

-смыслообразование (Л)

-анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П)

-волевая саморегуляция (Р)

-познавательная инициатива (Р)

-выдвижение  гипотез  и их обоснование (П)

-моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы)(П)

-установление причинно-следственных связей (П)

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной  самоорганизации (П)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

-построение логической степи рассуждений(П)

-доказательство(П)

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

-осознание ответственности за общее дело(Л)

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К)

-учёт  разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

-использование критериев для обоснования своего суждения (К)

-достижение договорённости и согласование общего решения (К)

-разрешение конфликтов (К)

5.Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

Работа с комментированием с опорой  на алгоритм вычисления.

 Работа по учебнику-стр.123 № 3 (1 и 2 столбик)

 

Работа в парах.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П)

-извлечение из математических текстов необходимой информации (П)

-подведение под понятие (П)

-установление причинно-следственных связей(П)

-выполнение действий по алгоритму(Р)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К)

-построение логической цепи рассуждений(П)

-доказательство(П)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К)

-учёт  разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

-использование критериев для обоснования своего суждения (К)

-осознание ответственности за общее дело(Л)

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Физминутка.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

Самостоятельная работа по вариантам с проверкой по эталону.

Работа по карточкам.

1 вариант.    

24∙38=

22∙44=

13∙26=

2 вариант

18∙17=

51∙16=

14∙39=

Учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают  свою работу (+  или-):

+ верно;

- допустил  ошибку.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П)

-извлечение из математических текстов необходимой информации (П)

-подведение под понятие (П)

-выполнение действий по алгоритму(Р)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-использование критериев для обоснования своего суждения (К)

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных способов действий.

1.- Ученье везде найдёт примененье! Переходим к решению задачи.

  Работа по карточкам.

- Прочитайте условие  задачи. Как можно записать задачу кратко?

«Для  уроков  технологии  необходимо  приобрести  набор  цветной  бумаги  по  34  рубля  и  клеевой  карандаш  по  12  рублей  за  каждый . Сколько  необходимо  денег, чтобы  обеспечить  22  третьеклассников  всем  необходимым  материалом?»

На доске можно дать два варианта записи краткого условия.

-Как можно решить данную задачу?

2.Проверка.

Индивидуальная  работа.

3. Работа  в  ТП - стр. 52 № 173.

 Вычислить  площадь  квадрата. Заполнить таблицу.

Работа в парах.

-Двумя способами.

Одна пара учащихся  работает за доской - записывает задачу разными способами.

1 способ:

(34+12)∙22=1012(руб.)

2 способ:

34∙22+12∙22=748+264=1012(руб.)

Взаимопроверка.

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

-анализ,синтез, сравнение, обобщение,аналогия,

классификация(П)

 -понимание текстов, извлечение необходимой информации (П)

-подведение под понятие(П)

-установление причинно-следственных связей(П)

-выведение следствий(П)

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности (Р)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К)

-построение логической цепи рассуждений(П)

-доказательство(П)

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

8.Рефлексия учебной деятельности  на  уроке.

Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.

-Какое  затруднение возникло? Какое новое открытие мы сделали сегодня на уроке?

Слайд.

- Оцените свою работу, закончив  предложения:

Я запомнил…

Я могу…

Мне надо…

Мне хотелось бы…

Ответы  на вопросы учителя.

-умение осуществлять рефлексию (Р)

 -контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя(Р)

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности (Л)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

-формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений(К)

-использование критериев для обоснования своего суждения(К)

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1.

Презентация «Умножение вида 24∙15»

Мультимедийный,

информационный

Демонстрация

Подготовленная учителем к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

Методическая разработка урока физкультуры по ФГОС, для учащихся 3 класса. Тема урока «Осанка – стройная спина».

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Раздел "Гимнастика"...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

методическая разработка урока математики для 1 класса по программе "Школа 21 века" по теме "Прибавление числа 7" по ФГОС

конспект урока и презентация для 1 класса по теме "Прибавление числа 7" по программе " Школа 21 века" по фгос в виде технологической карты....

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка по ФГОС "Организация работы в парах"

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других областях  жизни общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образовани...