Основные виды упражнений для устного счёта
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Елена Анатольевна Фёдорова

При проведении устного счёта каждый учитель придерживается следующих требований:

·         Упражнения для устного счёта выбираются не случайно, а целенаправленно.

·         Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

·         Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

·         К устному счету должны привлекаться все ученики.

·         При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

·         Задания на развитие и совершенствование внимания. Например, найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.

·         Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

·         Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

·         Устные упражнения с использованием дидактических игр.

1.    Основные виды упражнений для устных вычислений

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1)Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

например:

·         найдите разность чисел 18 и 9

·         найдите значение выражения а – в, если а=16, в=8

 Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

·         из 10 – 9 

·         10 минус 9

·         уменьшаемое 10, вычитаемое 9, найдите разность.

·         найти разность чисел 10 и 9.

·         уменьшить 10 на 9 и т. д.

·         на сколько10 больше, чем 9?

·         на сколько 9 меньше, чем10

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включить одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:

Могут быть со скобками или без скобок: 90 – (20+10);  ( 9+5) -4. как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:

·         из 90 вычесть сумму чисел 20 и 10;

·         уменьшаемое выражено суммой чисел 9 и 5, вычитаемое-4.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7 – 4), с двузначными  (70 – 40, 72 – 48), с трехзначными (700 – 400, 720 – 480) и т. д., с натуральными числами и величинами (200 15, 2м – 15см). Однако, как правило, приемы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200 – 4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен) и значит, его можно предлагать для устных вычислений.

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

·         6 + 4   *   4 + 6;

·         20 + 7    *    20 + 5;

·         20  8   *     18  10;

·         8  9  *     8   10.

Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8  (10 + 2) = 8  10 +….

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения(х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51).

Уравнение можно предлагать в разных формах:

·         из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

·         решение уравнения х · 8 = 72;

·         найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

·         Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Николай?     

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

В практике школы данные виды устных упражнений изменяются и дополняются самими учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_statya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

При проведении устного счёта каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счёта выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Например, найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
  • Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.
  1. Основные виды упражнений для устных вычислений

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1)Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

например:

  • найдите разность чисел 18 и 9
  • найдите значение выражения а – в, если а=16, в=8

 Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

  • из 10 – 9  
  • 10 минус 9
  • уменьшаемое 10, вычитаемое 9, найдите разность.
  • найти разность чисел 10 и 9.
  • уменьшить 10 на 9 и т. д.
  • на сколько10 больше, чем 9?
  • на сколько 9 меньше, чем10

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включить одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:

Могут быть со скобками или без скобок: 90 – (20+10);  ( 9+5) -4. как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:

  • из 90 вычесть сумму чисел 20 и 10;
  • уменьшаемое выражено суммой чисел 9 и 5, вычитаемое-4.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7 – 4), с двузначными  (70 – 40, 72 – 48), с трехзначными (700 – 400, 720 – 480) и т. д., с натуральными числами и величинами (200 15, 2м – 15см). Однако, как правило, приемы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200 – 4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен) и значит, его можно предлагать для устных вычислений.

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

  • 6 + 4   *   4 + 6;
  • 20 + 7    *    20 + 5;
  • 20  8   *     18  10;
  • 8  9  *     8   10.

Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8  (10 + 2) = 8  10 +….

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения(х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51).

Уравнение можно предлагать в разных формах:

  • из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
  • решение уравнения х · 8 = 72;
  • найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
  • Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Николай?     

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

В практике школы данные виды устных упражнений изменяются и дополняются самими учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный счёт в виде теста 2 класс "Табличное умножение"

Материал теста посвящён табличным случаям умножения чисел.На электронном носителе дети воспринимают лучше, с большей заинтересованностью. Результат сразу же показывается на мониторе. Можно использоват...

Презентация к уроку математики 2 кл. "Угол. Виды углов и треугольников." (для этапа "Устный счёт")

Данную презентацию можно использовать во второй части устного счёта к уроку математики во 2 классе "Угол. Виды углов и треугольников." (см. мой конспект к этому уроку). Ребятам предстоит справиться с...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе

В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах

В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания,  алг...

Сборник упражнений для устного счёта по теме "Большие Вязёмы" (3-4 класс)

Данные упражнения помогут закрепить навык устного счёта ученикам 3-4 класса и помогут получить первичные знания о Больших Вязёмах  Московской области...

Статья. Значение и виды устного счёта на уроках математики в начальной школе

В статье приведены примеры, как разнообразить устный счёт на уроках математики в начальной школе....

Технологическая карта урока по математике 1 класс "Школа России" "Сложение в пределах 15. Сложение вида +2, +3. Устный счёт. Логические задачи"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения решать примеры в пределах 15 и сложения  +2,  + 3.Задачи урока Планируемые результатыДидактические: 1. Позна...