Урок математики с презентацией в 1 классе « Решение логических задач с отношениями».
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Яненко Виктория Николаевна

Проведённый урок является первым  в  теме «Логические задачи с отношениями». В течение предыдущих занятий  была проведена  подготовительная работа по обучению решению текстовых задач на разностное  сравнение чисел.  Поэтому дети владеют знаниями о задаче и её логических частях      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_logicheskih_zadach_v1_klasse_karta_uroka.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Карта урока математики

Яненко Виктория Николаевна учитель начальных классов

МБОУ Приполярная СОШ

Тема: « Решение логических задач с отношениями».

Класс: 1

Год обучения: 2012-2013

Место темы занятия: проведённый урок является первым  в  теме «Логические задачи с отношениями». В течение предыдущих занятий  была проведена  подготовительная работа по обучению решению текстовых задач на разностное  сравнение чисел.  Поэтому дети владеют знаниями о задаче и её логических частях      

(условие, вопрос).

База знаний учащихся:

- задача на разностное сравнение

- задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц

- логические части задачи

- сложение и вычитание чисел в пределах 10

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (урок по технологии деятельностного метода, учебник Т.Е.Демидовой «Математика»)

Цель урока:

• Обучение  простым логическим задачам с отношениями с  использованием таблиц.

Задачи:

• Учить решать логические задачи по алгоритму.

• Закрепить знания о логической задаче и её частях.

• Развивать внимание, смекалку, быстроту мышления.

Планируемые результаты по развитию УУД:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель  урока; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей в сотрудничестве с учителем;

 

Личностные УУД:

- способность к действию нравственно-этического оценивания (понимание  и осознание ребенком  моральных норм поведения).   

 Коммуникативные УУД:

-  уметь  правильно формулировать и выражать свои мысли;

-  уметь  слушать и понимать речь других, совместно договариваться; строить  сотрудничество с одноклассниками и учителем;

-  совершенствовать умение работать в парах.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в собственной системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке, и жизненный опыт;

- осуществлять анализ и синтез;

- формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.

Оборудование: доска, презентация  для учителя; листы - таблицы для учащихся и для учителя на доске.

Технические средства обучения компьютер, проектор, интерактивная доска.

Зрительный ряд: презентация к уроку «Решение логических задач»; портрет

 «Аристотеля»;  иллюстрации «смайликов весёлых и грустных» таблица – помощница по решению логической задачи; алгоритм работы с логическими задачами; иллюстрация  пирога; подарок для Мальвины;

Организация пространства: фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

Раздаточные материалы: листы  со схемой и таблицами – помощниками

Характеристика замысла урока (план урока).

Основные подходы к управлению познавательной деятельностью: творческий, частично-поисковый, практический, деятельностный, личностно-ориентированный,  рефлексивный подход.

Межпредметная связь:

- литературное чтение  « Сказочные персонажи из известных детям сказок писателей XX века: А.Н.Толстого, Э.Успенского…»

Методы, приемы и формы работы:

•  метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

•  метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);

•  методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),

• проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений, мини исследование, выполнение заданий на смекалку),

• социальные (создание ситуаций взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы);

• методы контроля и самоконтроля (самоконтроль и самоконтроль по образцу).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

План урока.

1. Организационный момент (2 мин)

(самоопределение к деятельности) Посадка детей. Подготовка принадлежностей. Положительный настрой на работу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности: (5мин)

2.1 Решение задачи на разностное сравнение. Цель: проверить знания состава числа, правило нахождения разности. Умение внимательно читать и анализировать условие задачи.

2.2. Разгадывание ребусов. Цель: познакомить со значением слова « логика».

2.3.Логическая задача с отношениями. Цель: умение решить задачу не числовым выражением, а с помощью рассуждения, сопоставления, анализа.  

2.4. Затруднение в действии (проблемная ситуация).

3. Определение учащимися темы и задач урока (1 мин)

4. «Открытие» новых знаний учащимися. Решение логической задачи с отношениями с помощью таблицы. (7 мин)

5. Построение алгоритма решения задач данного вида. (3 мин)

6. Физкультурная минутка.(2  мин)

7. Закрепление новых знаний: решение задачи в парах. (4 мин)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин)

9. Итоги урока. Рефлексия: что удалось, что не удалось, что понравилось.(2 мин)

Момент сюрприза: вынос именинного пирога для Мальвины, слова – пожелания  ко  дню рождения.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Организует начало урока, проверяет готовность учащихся к уроку: положение учебных вещей, внешний вид учащихся.

 Настраивает на работу:

- Готовы к уроку математики! У кого хорошее  настроение, поднимите весёлых  смайликов.

-Настроились на работу!

-Так вперёд, девиз нас к знаниям зовёт! (слайд 1)

Мобилизует внимание:

Проговаривают хором:

«Я ученик,

 я - личность,

 я – думаю и мыслю,

я – анализирую и делаю выводы.

Мы хотим всё знать»

Возникновение внутренней потребности включения в деятельность.

2.Мобилизирующий этап.

Актуализация опорных знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4 «Открытие» детьми нового знания.

( Решение проблемы).

5. Построение алгоритма.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Выявление причин затруднения и определение темы урока.

Решение задач урока,  построение детьми нового способа действий и формулирование способности к его выполнению

Показывает  письмо, которое пришло по электронной почте от Мальвины.

Организует беседу.

- Кто такая, Мальвина?

Она приглашает нас  к себе на  день рождение! (слайд 2)

 -Вы согласны пойти на день рождение?

- А что нужно для именинницы  приготовить?

- Какие подарки можно подарить девочке?

- А давайте приготовим ей волшебный пирог.

 Читает рецепт пирога:

«Чтобы у вас получился большой и красивый волшебный пирог, нужно выполнить много заданий.

Каждое правильно выполненное задание  – один слой. Чем больше слоёв, тем вкуснее пирог».

- Из каких частей состоит задача?

- Что такое условие?

- Что такое вопрос?

 Предлагает задачу на разностное сравнение чисел,

 с целью проверки знаний состава числа в пределах 10; правила нахождения разности чисел.

(слайд3)

Задача.

- Леопольд и Незнайка отправились на рыбалку. Леопольд поймал  7 карасей, а Незнайка 4 карася.

На сколько больше карасей поймал Леопольд, чем Незнайка?

-У вас  на партах находятся листы, в которых вы будете сегодня работать. К этой  задаче составлена схема, её нужно заполнить, решить  и написать ответ.   

Просит проверить решение задачи.

Задаёт вопросы:   (слайд 4)

- Какая это задача?

- Какие знания вам  помогли  решить эту задачу?

( после решения задачи, как  результат выполнения первого задания на доску прикрепляется  иллюстрация 1 слоя пирога)

 Предлагает  разгадать  любимое слово Мальвины

(слайды 5 и 6) 4 ребуса.  Открывается слово (логика)

- Что обозначает это слово?

- Где мы учимся всему этому?

- Логика – наука, которая изучает  задачи, где нужно рассуждать и анализировать. Основателем логики и логических задач является древний учёный – математик – Аристотель (портрет учёного).

 (как  результат выполнения второго задания на доску прикрепляется  иллюстрация 2 слоя пирога)

 

Работа с логической задачей.

Читает  задачу: (слайд 7) 

Матроскин, Шарик и Печкин собирали  разные грибы: боровики, лисички, маслята.

Матроскин собирал не лисички и не маслята;

Шарик собирал не боровики и не маслята.

Кто какие  грибы собирал?

Организует проблемный диалог:

- Кто сможет ответить на вопрос задачи?

- Почему трудно решить задачу?

-А вы хотите решить её?

- Какая же тема нашего урока?

 Уточняет тему урока: 

« Решение логических задач».

Определение частей задачи.

Задаёт вопросы:

- Из каких частей состоит эта задача?

- Найдите условие  задачи.

- Просит прочитать вопрос задачи.

Определение решения задачи.

Задаёт вопросы:

- Как же мы сможем решить данную задачу?

- Предлагаю решить её с помощью таблицы - помощницы.

- У вас на партах есть уже готовые таблицы – помощницы.

-У меня на доске такая же таблица.

( начинаем рассуждать)

Матроскин

Шарик

Печкин

лисички

-

+

-

боровики

+

-

-

маслята

-

-

+

- Что нам известно  с условия?

- Какие грибы собирал Матроскин?

- Какие грибы собирал Шарик?

- Что сказано о Печкине?

- А вы сами, что думаете по этому поводу?

- Проверьте решение задачи! (слайд 8)

(как  результат выполнения третьего задания на доску прикрепляется  иллюстрация 3 слоя пирога)

- Просит составить правила работы над данной задачей (слайд 9)

  1. Читаю, ищу части задачи.

( нахожу условие и вопрос)

  1. Рассуждаю, ищу объекты, заношу в таблицу – помощницу.
  2. Называю ответ.

Варианты ответов:

- Девочка с голубыми волосами.

- Героиня из сказки А.Н.Толстого

« Приключение Буратино»

Дети предлагают подарить (куклу, сумочку, книгу…) Возможно, предложат приготовить пирог.

 Отвечают на вопросы:

-Задача состоит из условия и вопроса.

-То, что известно в задаче

( условие)

- То, что нужно найти

 ( вопрос)

 Рассуждают,  объясняют, применяют свои знания и умения.

 Работают с задачей на листах.

Один решает задачу у доски с объяснением; применяет правило на разностное сравнение чисел; составляет выражение и записывает решение задачи.(7-4=3)

Ответы детей:

- Арифметическая.

- На разностное сравнение.

- Знания состава числа, правило нахождения разности.

-Умение внимательно читать условие задачи.

 Отгадывают ребусы.

 Отвечают на вопросы:

-Умение думать, рассуждать, сравнивать.

- В задачах.

 Затрудняются с ответом.

Возможные ответы:

- Задача не похожа на те, которые мы решали.

- В этих задачах нет чисел.

- Решение (необычных задач, где нет чисел.)

Ответы учащихся:

- Из условия и вопроса.

  Читают условие задачи:

«Матроскин, Шарик и Печкин собирали  разные грибы (боровики, лисички, маслята.)

Матроскин собирал не лисички и не маслята;

Шарик собирал не боровики и не маслята»

 Читают вопрос задачи: «Кто какие  грибы собирал?»

 

Затрудняются ответить

на данный вопрос.

Матроскин собирал не лисички и не маслята, Шарик собирал не боровики и не маслята.

- Кто какие  грибы собирал?

(Могут предложить дети.)

- Матроскин собирал не лисички и не маслята. Значит, он собирал боровики.

- Шарик собирал не маслята и не боровики. Значит, он собирал лисички.

- О нём ничего не сказано.

- Если Матроскин собирал боровики, Шарик -  лисички, тогда Печкин собирал маслята.

Работа учащихся над построением  алгоритма решения логической задачи.

Воспроизведение знаний, достаточных для построения нового способа действия; активизация  соответствующих мыслительных операций: внимания, памяти, мышления.

Соотношение своих  действий с используемым способом,  выявление и фиксация в речи причин затруднения; развитие познавательных УУД.

Приобретение новых знаний.

6.Физкультурная минутка

Снять умственную нагрузку детей, дать работу различным группам  мышц.

Организует физкультминутку.

Мы задачи всё решали

И от них  уже устали.

Дружно все сейчас встаём.

Упражнения начнём:

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Сели-встали, сели-встали

И немного поплясали.

К солнцу выше потянулись

И друг другу улыбнулись.

На урок настроились.

Сели, успокоились.

 Выполняют соответствующие движения.

Релаксация.

7. Первичное закрепление нового знания.

 Организует решение  логической задачи в парах 

 ( слайд 10)

Белоснежка, Медуница и Синеглазка пришли на День рождение к Мальвине в платьях разных цветов — желтом, синем и розовом. Белоснежка была не в жёлтом и не в синем. Медуница — не в жёлтом и не в розовом.

В платье, какого цвета была каждая из девочек?

Белоснежка

Медуница

Синеглазка

жёлтое

-

-

+

синее

-

+

-

розовое

+

-

-

- Просит  проверить решение задачи! (слайд 11)

(как  результат выполнения четвёртого задания на доску прикрепляется  иллюстрация 4 слоя пирога)

 Решают задачу в парах.

Проверяют на экране.

Ответ: Белоснежка была розовом платье, Медуница – в синем, а

Синеглазка – в жёлтом платье. 

Применение детьми новых знаний, новых способов действий.

8. Решение задачи

самостоятельно.

Сравнение арифметических и логических задач.

Присвоение знаний учащимися, развитие самоконтроля, самооценки.

Побуждает к самостоятельному решению логической задачи (слайд12)

Мальвине на день рождение гномы АХ, ОХ и ЭХ  решили подарить цветы: ландыши, подснежники и колокольчики. АХ дарил не ландыши и не подснежники, ЭХ не дарил колокольчики и ландыши.

 Кто какие цветы дарил Мальвине?

АХ

ЭХ

ОХ

ландыши

-

-

+

подснежники

-

+

-

колокольчики

+

-

-

- Просит проверить решение задачи! (слайд 13)

( 5 слой пирога готов!)

 (как  результат выполнения пятого задания на доску прикрепляется  иллюстрация пятого слоя пирога)

- Все пять заданий мы выполнили и получили пирог из слоёв.

(Демонстрирует иллюстрацию волшебного пирога на доске).

- Просит повторить все этапы работы над логическими задачами: (алгоритм работы)

- С чего мы начинали решение?

- Потом, что делали?

- Чем похожи арифметические и логические задачи?

-Чем отличаются?

 Решают самостоятельно.

Ребенок внутренним голосом говорит себе о том, что он понял. Сравнивает свое решение с образцом.

( фронтальная проверка)

 

Возможные ответы учеников:

- Читали задачу и определяли условие и вопрос.

- Рассуждали, искали, заносили данные объекты в таблицу – помощницу.

- Называли ответ.

Возможные ответы детей:

 

- Есть условие, вопрос.  

- В арифметических задачах  есть числа, а в логических нет чисел.

Индивидуальная рефлексия достижения цели, самоконтроль, самооценка.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог и результат урока).

Момент сюрприза: вынос именинного пирога для Мальвины, слова – пожелания  ко  дню рождения.

Самооценка результатов деятельности, осознание границ  применения новых знаний

Организует итог урока.

Строит беседу по проделанной работе.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что помогло нам решить эти задачи?

- Какая задача для вас была самой сложной?

- Самой интересной?

Кульминационный момент урока:

(вносится настоящий пирог)

«Пирог наш готов! Вы все постарались, чтобы он выглядел аппетитно, работали с большим желанием, но  некоторые учащиеся проявили большую активность, чаще поднимали руку и отвечали на вопросы. Мальвина обещала  подарить этим ученикам рецепт своего фирменного  торта  с лесными ягодами.  Кроме подарка  принято говорить приятные пожелания имениннику.

 Что можно написать на весёлых смайликах  и подарить их вместе с пирогом?

  Урок окончен. Собираемся на день рождение к Мальвине»

- Научились решать логические задачи.

- Правила работы над задачами и таблица – помощница.

- Умение рассуждать, анализировать.

Возможные пожелания  для Мальвины:

- Здоровья, успехов в учёбе, хороших друзей.

Способность к самооценке учебной деятельности.  Личностные УУД.

                                

                        

                                        

                                

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (УМК "Гармония"). 3 класс. Решение задач

Урок математики в 3 классе по учебнику Н.Б. Истоминой. Тема: Решение задач. Проводится в 3 четверти, посвящен Дню защитника Отечества...

Элективный курс по математике для 2 класса "Решение логических задач "

В данном курсе рассматривается различные типы задач на развитие логического мышления ....

Элективный курс по математике для 3 класса "Решение логических задач "

В данном курсе рассматривается различные типы задач на развитие логического мышления ....

Программа элективного курса по математике для учащихся 4 класса «Решение логических задач»

Данная программа направлена на формирование творческой интеллектуальной личности, развитие её способности учиться, познавать и сотрудничать в познании....

Презентация к уроку математики "Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление."

Урок математики в 3 классе, ОС "2100". На уроке используются различные этапы работы над задачей, обучение решению способом составления уравнения....

Технологическая карта урока математики во 2 классе "Решение логических задач с помощью таблиц"

Автор статьи предлагает разработку технологической карты урока математики для обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития) с использованием нестандартных способов решения логических задач, вклю...