урок математики "Увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц"
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Тема: Увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц.

Мыследеятельностная задача: Построение различения отношений увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц.

Задача учителя: Создать ситуацию непонимания (спора) с целью порождения различения.

Задача обучающихся: Построить различение в результате разрешения спора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема: Увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц.

Мыследеятельностная задача: Построение различения отношений увеличение и уменьшение в несколько единиц и на несколько единиц.

Задача учителя: Создать ситуацию непонимания (спора) с целью порождения различения.

Задача обучающихся: Построить различение в результате разрешения спора.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг.момент

-Я знаю, что вы умеете хорошо решать задачи и поэтому решила обратиться к вам за помощью разобраться с этой задачей:

Стоят коробки, в которых одинаковое количество предметов. Пришел фокусник и показывает фокусы. Содержимое одной коробки увеличил в 2 раза, а другой на 2. В какой коробке предметов стало больше?

Дети приветствуют учителя.

Слушают текст задачи.

2. Версии, спор.

- Какие мнения?

- Итак, мнения разделились. Давайте постараемся разрешим этот спор.

- О чем мы будем спорить?

- Поднимите руку, кто считает, что содержимое первой коробки больше.

-  Какое ключевое слово вы выбрали в условии?

-  Какое действие при этом выполняется?

- Объединитесь в 1 группу.

- Поднимите руку, кто считает, что содержимое второй коробки больше.

- Какое ключевое слово вы взяли в условии?

- Какое действие при этом выполняется?

- Объединитесь во 2 группу.

- Есть ли другое мнение?

Какое?

Объединитесь в 3 группу.

- Больше предметов в первой коробке.

- Больше во второй коробке.

- О том, в какой коробке предметов больше.

Дети поднимают руки.

-Увеличил в 2 раза.

- Умножение.

Дети объединяются в группу.

Дети поднимают руки.

- Увеличил на 2.

- Сложение.

Дети объединяются в группу.

(если есть еще мнение, то образовывается третья группа)

3. Работа в группах.

- Какую задачу вы должны решить, работая в группах?

- Какие правила групповой работы вы должны выполнять.

Дети работают в группах.

- Проверить свои версии и определить, в какой коробке больше будет предметов.

4. Выявление понимания противоположных мнений групп.

- Послушаем каждую группу.

- Кто прав? Чье мнение ошибочно?

- Можете ли вы (2 и 3 группы) согласиться с мнением 1 группы, которая считает, что содержимое первой коробки больше?

- Почему?

- Значит, вы ошибаетесь!

Содержимое первой коробки больше?

- Почему, ребята из второй группы утверждают, что во второй коробке предметов больше?

- Почему ребята группы № 3 считают, что содержимое коробок равно?

Группы представляют свои работы.

Да.

- Они предположили, что в каждой коробке находился один предмет.

- Нет, мы не ошиблись. Наша версия тоже правильная.

- Они считают, что в каждой коробке был не один предмет, а 5 (3,4,7…). Тогда такое возможно.

- Они считают, что в каждой коробке было по 2 предмета.

5. Фиксация противоречий, обоснование правильности.

- Как могло получиться, что условие разное, а каждая группа оказалась права? Почему разные мнения?

- Давайте зафиксируем доказательства правоты каждой версии.

-Итак,  группы правы. Мы увидели, что число может быть больше и при сложении, и при умножении.

Что необходимо различать?

- Неизвестно количество предметов изначально.

- Действия, которые выполняем.

6. Выделение деятельностного основания точек зрения.

- Изобразим в виде схемы.

- Какие действия с числами вы выполняли?

- Почему прибавляли?

- Почему умножали?

- Что произошло с предметами, которые лежали в коробках?

- Одинаково увеличилось?

- В чем разница?

- От чего зависит выбор действия?

- Что происходит с числом, когда его увеличивают на…?

- Что происходит с числом, когда его увеличивают в … раз?

- Можно ли сделать вывод, что при увеличении числа в несколько раз результат будет больше, чем  увеличение на несколько единиц?

- Возьмем:

1+2              1*2

2+2              2*2

3+2              3*2

4+2              4*2

5+2              5*2

- От чего зависит выбор действия?

- А теперь представьте, фокусник уменьшил содержимое в два раза и на два. Какое действие выберите, умножение или сложение?

- Почему, если на, значит сложение!

- Значит не только предлог, определяет выбор действия!

- Достроим схему.

- Какие действия с числами выполняли?

- Почему вычитали?

- Почему делили?

- Что произойдет с предметами, которые лежали в коробках?

- Одинаково уменьшилось?

- В чем разница?

- От чего зависит выбор действия?

- Что происходит с числом, когда его уменьшают на…?

- Что происходит с числом, когда его уменьшают в … раз?

- Умножение и сложение.

- В условии сказано, увеличил на 2.

- В условии сказано увеличил в 2 раза.

- Их количество увеличилось.

- Нет.

- Разные действия: сложение и умножение.

- От предлога.

- Прибавляют.

- Умножают.

- Нет, все зависит от того, сколько было сначала, что увеличивали

Дети выполняют действия и называют результат.

- От предлога.

- Не то и не другое. Вычитание и деление.

- Нет.

- Вычитание и деление.

- Потому, что уменьшали на….

- Потому, что уменьшали в…раз.

- По-разному.

- Разные действия.

- От предлога и слова (уменьшили или увеличили)

7. Итоговая рефлексия.

- Что нужно уметь различать?

- Что нам показывает предлог НА?

- Какие действия при этом выполняются?

- Что нам показывает предлог В?

- Какие действия при этом выполняются?

- Предлоги и слова.

- На увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.

- Сложение или вычитание.

- На увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

- Умножение или деление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе. Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Конспект урока по математике  в 1 классе посвящён закреплению решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц....

Конспект урока математики во 2 классе "СКОШ VIII вида" на тему "Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц".

Цель: формирование навыка решения простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....

Урок математики "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц", самоанализ урока, УМК "Школа России", ФГОС

Урок математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц", самоанализ урока, УМК "Школа России", ФГОС.Урок изучения нового материала.Ведущий метод: частично – пои...

Урок математики "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Конспект урока составлен по  УМК "Перспектива" по учебнику Л.Г. Петерсон "Учусь учиться" 2 класс.  Тип урока - рефлексия....

Презентация "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Презентация составлена к уроку математики во 2 классе по учебнику Л.Петерсон  по УМК "Перспектива".  В нее входит устный счет, геометрический материал, решение задач....

Простые задачи по математике на увеличение/уменьшение на несколько единиц, в несколько раз.

Материал содержит тексты простых задач по математике для решения в классе и дома....