Урок математики в 3 классе "Путешествие по звёздному небу"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

 Ирина Михайловна Мельникова

Тема: Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные числа.

 

Цели: закреплять знание алгоритма письменного умножения и деления; решения уравнений; мер времени;

            расширить представления детей о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_kosmos.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов  МБОУ  Калачеевская СОШ №1

Мельникова И.М.

Урок математики

в 3 классе «Путешествие по звёздному небу».

(по программе «Школа 2100»)

Тема: Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные числа.

Цели: закреплять знание алгоритма письменного умножения и деления; решения уравнений; мер времени;

            расширить представления детей о космосе.

Задачи:

Обучающие: закреплять знание алгоритма письменного умножения и деления; решения уравнений; мер времени;

навыки счёта в пределах 1000; углублять знания детей о космосе, космических полётах, планетах Солнечной системы.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией.

Воспитательные: воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение друг к другу; развивать ответственность, самостоятельность.

.

Оборудование: учебник (3 часть), лист с заданиями для уч-ся,  презентация «космос».

Ход урока.

I. Оргмомент: постановка темы и целей урока.

- Сегодня у нас будет не обычный урок математики, а «космический». Мы отправимся в путешествие по звёздному небу. (Слайд 1)

Девизом нашего урока будут слова: «Не останавливаться на достигнутом!» (Слайд 2).

 Для путешествия в космос нужны: сила, выдержка, хорошие знания математики, это очень важно, еще надо быть готовыми прийти на помощь другу.  Каждый космонавт должен знать историю космоса. (Слайд 3). 

Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Слайд 4). Когда это было? Сколько минут Ю.А. Гагарин был в космосе?

Выразите время в часах и минутах. (Слайд 5)

- На чём же мы будем путешествовать? Отгадайте загадку и узнайте наш транспорт:

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (Ракета) (Слайд 6)

- Он ведёт не самолёт, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (космонавт) (Слайд7)

- Космонавт. Такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привезли его на Землю с неба лётчики Гагарин и Титов.

- Итак, сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие, которое посвятим 51 ой годовщине  первого полёта человека в космос.

Настоящие космонавты проходят большую предполётную подготовку: они тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика.  

II. Математический диктант.

- Космонавтам надо уметь быстро считать в уме, т.к. в космосе разное может случиться, возможно, придётся быстро принимать решение и делать срочные вычисления. Работать сегодня мы будем в бортовых журналах.

- Записываем в строчку только ответы:

1) 82 уменьшить на 70 (12)

2) 32 уменьшить в 8 раз (4)

3) 100 увеличить на 8 (108)

4) 1 увеличить в 9 раз (9)

5) 4 сот. 3 дес. 6 ед. (436)

6) Найдите ½ от 100   прибавьте 1. Запишите результат.(51)

- Проверка: что вам напоминают эти числа?

( 12 апреля; 108 минут Гагарин был в космосе; 9 планет в Солнечной системе; с 1961 года в космосе побывало 436 человек; 51 год прошёл с первого полёта Ю.Гагарина).

- 2011 год –  был объявлен годом Космонавтики.

III Основная часть.

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для прогулок на планеты.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

- Но чтобы взлететь, надо выполнить несколько заданий.

1) Расположите числа из м/д в порядке убывания.

2)Вставить пропущенные числа:

196, 197, 198, …, …, 201, 202, 203.

903, 902, 901, …, …, 898, 897, 896.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

(Слайд ракета 8)

Мы в космической  «командировке». Как распределяется день у космонавтов, находящихся в «командировке» на орбите?

(Слайды с 9 по 15. Рабочий день космонавта).

Из уроков окружающего мира вы знаете, что планеты – это небесные тела, которые вращаются вокруг большой звезды – Солнца. (Слайд 16) Солнце – ближайшая звезда, которая объединяет свою семью из 9 планет. Как объединяет? Собственной силой притяжения. Так и кружатся, вертятся вокруг Солнца планеты: большие и малые, жаркие и холодные (Слайд  17). Планетам в Солнечной системе даны имена римских богов.

 Мы пролетаем первую планету -  Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее, чем вокруг себя. Вот и получается, что один год на этой планете длится день, а другой – ночь. (Слайд18)  Прямо как наши задания блок – схемы. Да – день, нет – ночь. (Слайд 19 – 20).

Учебник для 3 класса (Демидова Т.Е. и др.) с.18 №1 (а)

Следующая планета – это Венера. (Слайд 21)Это самая яркая планета, потому что Солнце очень любит эту планету и освещает очень ярко. Некоторые по ошибке называют её звездой.

- Чтобы нам не ошибаться мы должны быть очень внимательными и сказать, какие из высказываний истинные.

С.19 №5

Третья планета от Солнца – наша с вами Земля. (Слайд 22)

Из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на ней. Всем надо беречь нашу родную планету, потому что она даёт нам свои богатства: воздух, воду, тепло.

Наш космический корабль оставил после старта отпечаток прямоугольной формы. Длина прямоугольника 15 метров, ширина – 5 метров. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника. (Слайд 23)  по вариантам

У Земли есть спутник – Луна. (Слайд 24 – 25)

Четвёртая планета Солнечной системы – Марс, (Слайд 26) ближайший сосед планеты Земля. Марс очень похож на неё, и долгое время учёные предполагали, что на Марсе также есть жизнь. Считается, что на Марсе самые высокие горы в Солнечной системе.

Мы пролетаем пятую планету – Юпитер. (Слайд 27) Самая тяжёлая, но шустрая планета. Она укутана разноцветными облаками. В земном понимании на планете нет ни клочка суши – сплошной океан из жидкого газа.

Узнайте объём газа, который заполняет коробку. Длина коробки – 3 метра, ширина – 1 метр, высота – 2 метра. (Слайд 28)

Шестая планета – это планета Сатурн  (Слайд 29) Эта планета – самая лёгкая. Можно подумать, что она вращает обручи. Но это кольца из осколков камней и льда.

IV Самостоятельная  работа.  

Учебник:  с18 №2 (а,б) – уравнения.

Физминутка «В минуты отдыха».

В космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. А наши «космонавты» споют для вас частушки.

Частушки

Я уроки не учил, -                              Марсиане невзначай

Приручал комету…                            Заглянули к нам на чай…

Жаль, что в школе получил               Рады гости, что они

Двойку я за это…                               Во Вселенной не одни!

Мы на математике                             Нет уроков на Плутоне,

Сонные лунатики…                           И не будет никогда!

Шлют вороны сквозь стекло               Мы печалимся и стонем:

Нам привет от НЛО.                             «Отпустите нас туда!»

Если вдруг метеорит

В атмосфере не сгорит, -

На кусочки в школе

Мы его расколем!

Седьмая планета – это Уран. (Слайд 30)Все планеты вращаются вокруг себя против часовой стрелки, а Уран – по часовой. Поэтому Солнце на этой планете восходит на западе, а заходит на востоке.

У вас в «бортовых»  журналах даны примеры на умножение. Как можно проверить верно ли они решены? Как можно назвать действие деление по отношению к действию умножения?

Восьмая планета – это Нептун.  (Слайд 31).Это холодная планета, потому что она находится очень далеко от Солнца.

Решите примеры: с.17 №8 (I столбик).

Девятая планета – это Плутон. (Слайд 32) Это самая удалённая от Солнца планета. Чтобы вернуться нам обратно, надо решить задачу.

Гагарин был в космосе 108 минут. ( Сколько это часов и минут?)

Наш полёт длился 45 минут. На сколько больше длился первый полёт?

( 108 – 45 = на 63 минуты =  на 1 час 3 минуты  больше)

V. Итог урока.

После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полёта. На ваших ракетах 3 кружочка:

- если урок вам не понравился и у вас плохое самочувствие после полёта закрасьте 1 кружочек красным;

-  если ни то, ни сё – закрасьте 1 кружочек жёлтым;

- если всё понравилось и вы чувствуете себя прекрасно - закрасьте 1 кружочек зелёным.

Д/З: с18 №2 (в,г); №6 (а).

                                                                         

                                                          ДЕВИЗ УРОКА:

                 «НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ!»

                                             БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

                                          учени___ 3 «В» класса

________________________________________________

1. Математический диктант:

 ___________________________________________________________

2. Расположи числа в порядке убывания:

________________________________________________________________

3. Вставь пропущенные числа:

196, 197, 198, …, …, 201, 202, 203.

903, 902, 901, …, …, 898, 897, 896.

4. 9ч=          минут              1/3 от 120ч =       минут                       1ч30минут=        минут  

    2ч=          минут              2ч30минут=         минут

5.  I    вариант        S=

     II   вариант        P=

6. через 10 лет=        см           через100 лет=        см =          м

7.   V=

8. I вариант                                                                   II вариант

X * 2 = 50 * 4                                                                 X : 2 = 80 * 5

9. 123              126

  X    4           x     3

    492               378

10.   I вариант                                                                                             II  вариант

 

426 : 2 *4 – 198 =                                                                                    565 : 5 * 3 + 61 =

11.  за 5 лет =                  звёзд                                        за 10 лет =                   звёзд

12. Гагарин -108 мин.

                                             на ? мин. б.

    Мы – 45 мин.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"

Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"

В презентации размещены тесты по теме  «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени»  для проверки домашнего задания ....

Конспект урока "Звёздное небо" 2 класс

Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир"  для 2 класса, УМК "Школа России". На уроке используются: мультимедийный проектор,CD проигрыватель, атласы-определители "От земли до неба"....

Урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс

Урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс...

Разработка урока по окружающему миру "Сокровища звёздного неба"(с презентацией)

Материал данного урока может быть использован на уроках окружающего мира при изучении раздела "Космос" и для внеклассных занятий ко Дню космонавтики.В содержание урока входит знакомство детей с планет...

конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо

конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Звёздное небо" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений у обучающихся о звёздном небе и о созвездиях.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактические:1. Сформировать ...