Аналитический анализ результатов Всероссийской проверочной работы по предметам: русский язык, математика, окружающий мир в 4 классах за 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал (4 класс) по теме

     Основная цель ВПР: Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический анализ

Всероссийской проверочной работы

по предметам:

русский язык, математика, окружающий мир

в 4 классах

за 2016-2017  учебный год

     Основная цель ВПР: Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Русский язык

Основной целью работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные в процессе изучения русского языка знания для практического их применения. Работа строилась на материале планируемых результатов, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивалась за счет включения в текст диктанта и грамматических заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи.

Содержание заданий итоговой работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня.

Работа по русскому языку содержала две части (диктант с грамматическим заданием, тестовая часть). 

Дата проведения ВПР по русскому языку 4 класс  - 18, 20. 04.2017 г        

        Качественная оценка результатов  выполнения проверочной работы по русскому языку 4 класс

  1. Результаты

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество знаний

   76

    5чел.

    7%

  40 чел.                  53 %

19 чел.

 25 %

   12 чел.  

   15,7%

  3,5

  59,2 %

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1343844

3.8

21.7

45.7

28.8

Кемеровская обл.

28152

6.2

26.1

46.8

20.8

Кемеровский

5429

5.1

23.9

49.4

21.6

МБОУ "СОШ № #" г. Кемерово"    

76

15.8

25

52.6

6.6

  1. Особенности проверочной работы по русскому языку:

Часть ВПР

Раздел русского языка

№ задания

балл

Количество учащихся

%

Часть 1

Орфография

1К(1)

4

20

26

3

26

34

2

12

15,7

1

6

8

0

12

15,7

Пунктуация

1К(2)

3

38

50

2

19

25

1

11

14

0

8

10,5

Синтаксис

2

Умение распознавать

однородные члены

предложения

3

22

29

2

11

14

1

1

1,3

0

42

55

Морфология

3(1)

Умение распознавать

главные члены

предложения

1

20

26

0

56

74

3(2)

Умение распознавать

части речи

3

33

43

2

10

13

1

7

9,2

0

26

34

Часть 2

Орфоэпия

4

Умение распознавать

правильную

орфоэпическую норму

2

61

80

1

13

17

0

2

2,6

Фонетика и Графика

5

Умение

классифицировать

согласные звуки

1

62

81,5

0

14

18

Развитие речи

6

Умение распознавать

основную мысль текста

при его письменном

предъявлении;

адекватно

формулировать

основную мысль в

письменной форме,

соблюдая нормы

построения

предложения и

словоупотребления

2

44

57,8

1

16

21

0

16

21

7

Умение составлять план прочитанного текста

3

24

31,5

2

17

22

1

22

29

0

11

14

N

2

2.6

8

Задавать вопросы по

содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ

примерами из текста

2

50

66

1

16

21

0

10

13

Лексика

9

Определять значение слова по тексту

1

50

66

0

26

34

10

Умение подбирать к

слову близкие по

значению слова-синонимы

1

40

53

0

36

47

Морфемика

11

Умение

классифицировать слова

по составу

2

48

63

1

3

4

0

25

33

Морфология

12(1)

Умение распознавать

имена существительные

в предложении,

распознавать

грамматические

признаки имени

существительного

1

37

49

0

39

51

12(2)

2

37

49

1

27

36

0

12

16

13(1)

Умение распознавать

имена прилагательные в

предложении,

распознавать

грамматические

признаки имени

прилагательного

1

42

55

0

33

43

N

1

1

13(2)

2

33

43

1

42

55

0

1

1

14

Умение распознавать

глаголы в предложении

1

63

83

0

12

16

N

1

1

Развитие речи

15(1)

(понимание содержания пословицы, уместное применение в речи;способность строить речевые высказ.в письм.формк, соблюдая изученные орфогр.и пунктуационные нормы)

2

23

30

1

7

9

0

40

53

N

6

8

15(2)

1

31

41

0

39

 51

N

6

8

      По итогам Всероссийской проверочной работы по русскому языку стоит отметить, что допустили наименьшее количество ошибок по разделам Фонетика, Орфоэпия, Пунктуация,

     Наибольшие затруднения вызвали разделы Орфография, Синтаксис, Морфемика и Морфология, Развитие речи.

 Типичные ошибки:

Задание 2. Проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении.

Задание 3(1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения.

Задание 3( 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении.

Задание 11. Было  направлено на знание основных языковых единиц. Выявляет уровень владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова и преобразование структурной схемы слова в слово. Позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу, не смогли выявить слово в соответствии со схемой, либо определили верное слово, но при обозначении частей слова, допустили ошибки.

Задание 13(2). Было направлено на умение находить в заданных предложениях части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол) в той форме, в которой они употреблены в предложении; определять признаки различных частей речи и производить их морфологический разбор. В данном задании необходимо было распознать имена прилагательные в предложении и указать их грамматические признаки.

Задание 15. Предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).

      Итоги по русскому языку позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Учащиеся   недостаточно успешно справились с предложенной работой и показали, средний уровень достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. сформированность универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

2. На уроках русского языка необходимо:

 - систематизировать работу с учащимися, направленную на умение писать под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

 - развивать умение распознавать основную мысль текста, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения;

- отрабатывать умение составлять план прочитанного текста;

 - совершенствовать умение классифицировать слова по составу;

 - продолжить работу по умению классифицировать части речи в предложении и распознавать их грамматические признаки;

- формировать умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

3. В работе с мотивированными учащимися применять новые образовательные технологии: проблемная личностно-ориентированная, проектная, групповая. Формировать познавательный интерес к предмету через участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, использовать ИКТ:

4. С учащимися, которые  допустили ошибки, продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению, разработать индивидуальную образовательную траекторию, направленную на преодоление пробелов и трудностей в овладении предметными и метапредметными результатами.

Математика

Цель работы: проверить умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел ,применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с информацией, представленной в разных формах. В работу были включены задания на развитие геометрических представлений, пространственного воображения, алгоритмического мышления.

Работа по математике состояла из 11 заданий. 

Дата проведения ВПР по математике 4 класс  - 25. 04.2017 г.

      Качественная оценка результатов  выполнения проверочной работы по математике в 4 – х классах

  1. Результаты

Количество

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество знаний

  75 чел.

  38чел., 50,6 %

   17 чел.,           22,6 %

20 чел.,  

 26,6 %

    1чел.

     1,3 %

   4,3

  73%

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1368910

2.2

19.2

31.9

46.7

Кемеровская обл.

28460

3.3

21.1

28.3

47.3

Кемеровский

5468

2.6

17.8

27.7

51.9

МБОУ "СОШ № #" г. Кемерово"    

75

1.3

26.7

22.7

49.3

  1. Особенности проверочной работы по математике:

ВПР

Раздел

математики

№ задания

балл

Количество учащихся

%

Числа и величины

4

(чтение, запись, сравнение величин)

1

52

69,4

0

23

30,6

8

(решение текст.задач в 3-4 д., связанных с исп.ед.измерения величин)

2

28

37,3

1

6

8

0

40

53,3

N

1

1,3

Арифметические действия

с числами и числовыми выражениями

1(4)

(+- *: двузначных и трёхзн.чисел в пределах 100)

1

73

97

0

2

 2,6

2

(порядок действий в выражениях)

1

63

84

0

12

16

7

(письм.действия с многозн.числами в пределах 10000)

1

50

66,6

0

 24

 32

N

1

1,3

Работа с текстовыми задачами

3

(1-2 д.арифм.способом) 

2

60

 80

1

9

12

0

6

8

11

(3-4 д.основы логич.и алгоритмич.мышления)

2

 27

36

1

3

 4

0

40

53,3

N

5

6,6

Овладение основами пространственного воображения

10

2

37

 49

1

7

9,3

0

31

 41,3

Геометрические фигуры

5 (1)

(Р пр.и кв., S пр. и кв.)

1

54

72

0

21

28

Геометрические величины

5(2)

(построение геом.фигур с пом.линейки, угольника)

1

50

 66,6

0

25

33,3

Работа с информацией

6(1)

(чтение данных таблиц, схем, графиков, диаграмм)

1

72

96

0

3

4

6(2)

(анализ, интерпретация данных таблиц, схем, диаграмм, графиков…)

1

67

89

0

7

9,3

N

1

1,3

Овладение основами логического и алгоритмического мышления

9(1)

1

49

 65,3

0

 26

 34,6

 

9(2)

1

43

57,4

0

32

42,6

        По итогам проверочных работ по математике можно сделать вывод, что большинство четвероклассников освоили программу начального общего образования  по математике в соответствии с ФГОС.

        Допустили наименьшее количество ошибок по разделам: Арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

 Числа и величины(чтение, запись, сравнение величин).

 Работа с текстовыми задачами(в 1-2действия,арифм.способом).

 Работа с информацией.

 Геометрические фигуры и величины.

     Наибольшие затруднения вызвали разделы:

Числа и величины (решение текстовых задач в 3-4 действия, связанных с использованием  единиц  измерения величин).

Работа с текстовыми задачами (в 3-4 действия,основы логического и алгоритмического мышления).

Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Задание 8. Было направлено на умение  читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час – минута, минута – секунда); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение, решать арифметическим способом (в одно- два действия) учебные задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задание 11. Требовало умения демонстрировать овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия.

Стоит обратить внимание на задание 10. Овладение основами пространственного воображения, логического и алгоритмического мышления.  В данном задании требовалось описать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

На что следует обратить внимание:

  1. Повторить таблицу величин по измерению массы.
  2. Решение различных заданий на нахождение единиц времени с соответствующими преобразованиями и арифметическими действиями; с именованными числами и обязательным использованием моделирования ситуативной задачи.
  1. Совершенствовать вычислительные навыки различных арифметических действий. Повторно рассмотреть алгоритм деления многозначного числа на однозначное.
  2. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную), рассматривая два способа решения задач. Конкретизировать составные части задачи с правилами ее оформления, где запись ответа должна строго соответствовать постановке вопроса задачи.
  3. Выполнение различных заданий на определение правильной последовательности временных отношений по выстраиванию очередности.
  4. Повторить ранее изученные темы «Элементы множества» и «Целое, части целого».
  5. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную) с использованием схематичного изображения условия задачи.

Окружающий мир

         Основной целью работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные в процессе изучения окружающего мира знания. Полнота проверки обеспечивалась за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса окружающего мира в начальной школе: Земля — планета Солнечной системы. Природные зоны.         Особенности природы своего края. Краеведение. Человек и его строение. Содержание заданий итоговой работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. 

    Проверочная работа по окружающему миру включала 10 заданий. Максимальный балл за выполнение заданий – 31 баллов.

Дата проведения ВПР по  окружающему миру 4 класс  - 27. 04.2017 г.

Качественная оценка результатов  выполнения проверочной работы по  окружающему миру  4 класс

  1. Результаты

Количество

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество знаний

75 чел.

11чел.,      14,7 %

39 чел.,    52%

25чел.,

33,3 %

-

   3,8

     66,7 %

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1352719

0.9

24.2

53.2

21.7

Кемеровская обл.

28365

1.1

26.6

53.4

18.9

Кемеровский

5461

0.73

21.8

54

23.5

МБОУ "СОШ № #" г. Кемерово"    

75

0

33.3

52

14.7

Требования к заданию

№ задания

Балл

Кол-во уч.

%

Умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства

1

2

69

92

1

1

1,3

0

 5

6,7

Умение находить информацию на печатных носителях (интернет-сайтах), используя условные обозначения, и переводить информацию из условно-графической формы в текстовую.

2

2

46

61

1

27

36

0

 2

 2,7

Умение определять территорию, континент на географической карте и называть типичных обитателей данной территории из числа изображенных животных.

3(1)

2

33

 44

1

26

34,7

0

16

21,3

3(1)-знание названий материков\природных зон и умение распознавать материки \ природные зоныпо контуру на контурной карте.

3(2)

1

58

 77,3

0

 17

 22,7

3(2)- названия животных

3(3)

3

36

 48

3(3)естественная среда обитания животных (указать материк\природную зону).

2

 12

 16

1

 13

17

0

 13

 17

Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

4

1

67

89

0

 8

 11

Овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).

5

2

52

 69

1

 18

 24,3

0

 5

 6,7

 

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с моделированием естественнонаучного эксперимента (формулировать цель, проверять гипотезу (предположение), делать выводы на основании полученных результатов): 6(1)- сравнение, выбор верного высказывания; 6(2) - какие измерения, сравнения, выводы можно сделать по заданию; 6(3) - для ответа на вопрос, необходимо описать эксперимент.

6(1)

6(2)

6(3)

1

62

 83

0

12

 16

 N

1

1,3

1

47

 63

0

24

32

N

4

5

2

18

24

1

 24

32

0

 30

 40

N

 3

4

Умение преобразовывать модель в целях выявления общих правил безопасного поведения и ориентации в социальной среде.

7.1

1

64

 85

0

11

 15

7.2

2

56

  75

1

 17

23

0

 2

 2

Уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них.

8

3

19

25

8(1)- название профессий; 8(2)- пояснение характера работы; 8(3)- объяснение пользы для общества.

2

20

27

1

32

43

0

2

2

 N

2

2

Понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

9

2

 25

 33

1

23

 31

0

21

28

N

6

8

Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни. Умение описывать растения родного края и достопримечательности, знать историю их создания. Данное задание проверяет способность выпускника начальной школы использовать личный опыт (общение в семье, с друзьями и знакомыми, опыт бытовых повседневных взаимодействий, читательского и зрительского опыт и т.п.). 10(1)-название региона (или края, области, республики, автономного округа, в котором проживает ребёнок; 10(2)- название главного города региона.

10(1)

10(2)

2

44

 59

1

27

 36

0

4

5

10(3) 1 (указать реки, озёра, моря, горы региона / товары, производимые в регионе); 2 (название памятника истории и культуры, который находится в регионе / название растений, которые растут в регионе); 3 рассказ о памятнике истории и культуры / рассказ об одном из растений.

10(3)

4

1

1

3

4

5

2

21

28

1

34

45

0

9

12

N

6

8

 

Выводы: У обучающихся хорошо развиты умения: сравнивать объекты на основе внешних признаков или характерных свойств; узнавать по изображениям объекты, созданные человеком и определять материал (вещество) из которого сделан предмет или деталь предмета; находить информацию на печатных носителях (интернет-сайтах), используя условные обозначения, и переводить информацию из условно-графической формы в текстовую; определять территорию, континент на географической карте и называть типичных обитателей данной территории из числа изображенных животных; устанавливать причинно-следственные связи; логически выводить следствия на правилах здорового образа жизни, закономерностях строения и функционирования организма человека в целях сохранения и укрепления здоровья; находить части целого на схематических рисунках, в качестве объекта при проверке использовалось изображение тела человека, его основных наружных и внутренних органов; преобразовывать модель в целях выявления общих правил безопасного поведения и ориентации в социальной среде; знают название региона.

Результаты диагностической работы показали наличие ряда проблем в подготовке обучающихся по окружающему миру, в том числе:

- неумение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с моделированием естественнонаучного эксперимента, необходимость описания эксперимента (задание 6 (3));

-  проблема ориентации в важнейших для страны и личности событиях, трудности в установлении причинно-следственных связей в социальной среде (задание 9);

- проблема построения речевого высказывания в письменной форме (задание 9);

            - неумение ориентироваться в мире профессий (задание 8).

А также стоит обратить внимание на задания 10 (1-3), которое подразумевает указание географических объектов своего региона (реки, озёра, моря, горы региона / товары, проводимые в регионе); незнание установленных в регионе памятников истории и культуры; название растений, которые растут в регионе, не могут составить рассказ о памятнике истории и культуры / рассказ об одном из растений.

Руководитель МО начальных классов:                                                           Зорина О. В.                                         

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс

Планирование составлено на основе учебников: Соловейчик, Истомина, Поглазова....

Описание проверочной работы по предмету " Русскому языку " 4 класс.

   Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровеньобщеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии стребованиями ФГОС....

Проверочная работа по предмету "Русский язык".4 класс. Образец.

4 класс . ВПР по русскому языку. 2017 г. Образец....

Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году

Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...