Рабочая программа по математике 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

 Залилова Лилия Петровна

Рабочая программа по математике 1 класс. УМК Перспективная начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (2010) и авторской  программы по математике А.Л. Чекина УМК «Перспективная начальная школа» (М.: Академкнига/Учебник, 2009. -  С.91 - 103 .)

Программа рассчитана на 132ч. в год (4часа в неделю).

Предлагаемый начальный курс математики призван не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий.  А именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п. Другими словами, ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Кроме этого имеется полное согласование целей данного курса и целей предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развития личности ребенка и , прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формирования основ общих умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнении, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, контроль, самооценка и др).

Основная дидактическая идея курса может быть выражена формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Это дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению таких заданий, с которыми ему не приходилось сталкиваться.

Отличительной чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала и изучения величин. При этом изучение арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величиной, алгоритмической и алгебраической.

Арифметическая линия представлена, прежде всего, материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от1 до 10 и число 0 (1 полугодие  1 класса), целые числа от 0 до 20 (2 полугодие 1 класса). Числа от 0 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка изучаются на основе принципов нумерации десятичной системы счисления.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и обязательно результат. Без результата нет действия. По этой причине некорректно рассматривать сумму до рассмотрения сложения.

Арифметические действия над числами изучаются на теоретической основе и в такой последовательности.

Сложение определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.

Вычитание вводится на основе вычитания подмножества из множества, тогда когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка.

Геометрическая линия выстраивается следующим образом.

В 1-м классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и1 внешняя области относительно границы, многоугольник, прямой угол, прямоугольник, симметричные фигуры. 

Линия по изучению величин представлена такими понятиями, как длина, время, масса, величина угла, площадь, объем, стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени -  это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий. В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. Так, сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве.

Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше - позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.

Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно мы ее называем «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. Таким образом, для нас важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи мы понимаем запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма  (получение ответа задачи) важен, но не относится нами к обязательной составляющей умения решать задачи (получение ответа задачи мы относим, прежде всего, к области вычислительных умений). Такой подход к толкованию термина «решение задачи» нам представляется наиболее правильным. Во-первых, это согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, во-вторых, ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий. Само описание алгоритма решения задачи мы допускаем в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями; 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений; 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащиеся достаточно хорошо усвоят зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.

Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то мы в нашем курсе не ставим целью осуществить его полную алгоритмизацию. Более того, мы вполне осознаем, что этот процесс, как правило, содержит этап нестандартных (эвристических) действий, что препятствует его полной алгоритмизации. Но частичная его алгоритмизация (хотя бы в виде четкого усвоения последовательности этапов работы с задачей) не только возможна, но и необходима для формирования у школьников общего умения решать задачи.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей или как по данному сюжету сформулировать задачу, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по определению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.

Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс (см. содержание раздела «Элементы алгебры»), но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, готовят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а потом и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует вписать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.

В рабочей программе  заложены возможности, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом  формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

На  ступени   начального   общего   образования   математика   является   основой   развития   у  обучающихся познавательных    действий,   в первую  очередь  логических   и  алгоритмических,    включая   знаково  -  символические,     а также  планирование    (последовательности     действий   по  решению   задач), систематизацию    и  структурирование    знаний,   перевод   с  одно го  языка   на  другой,   моделирование,     дифференциацию     существенных   и  несущественных    условий,   аксиоматику,    формирование    элементов     системного     мышления     и   приобретение основ   информационной      грамотности.    Особое   значение   имеет математика   для  формирования     общего   приёма   решения   задач как  универсального    учебного   действия.

Формирование     моделирования     как   универсального     учебного   действия    осуществляется     в  рамках   практически     всех учебных   предметов   на  этой  ступени   образования.    Моделирование         включает         в         свой         состав         знаково - символические действия:   замещение,    кодирование,     декодирование.     С  их  освоения    и   должно    начинаться     овладение    моделированием. Кроме   того,   учащийся   должен   осваивать   системы   социально принятых    знаков   и  символов,    существующих    в  современной культуре  и  необходимых   как  для  обучения,   так  и  для  его  социализации.

Содержание курса

1 класс (132 ч)

1. Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве (10 ч.)

Различие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов одинаковой формы по величине (размеру):больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-то, между одним и другим, впереди (позади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).

2. Геометрические фигуры и их свойства (18 ч.)

Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Пересечение линий под прямым углом. Прямоугольник. Симметричные фигуры.

3. Числа и цифры (28 ч.)

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Число 1 как количественный признак единственности (единичности), т.е. наличия в единственном числе. Цифра 1. Первый. Число 0 как количественный признак пустого множества. Цифра 0. Пара предметов. Составление пар. Число 2 как количественная характеристика пары. Цифра 2. Второй. Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки «>, <, = ». Числа и цифры 3, 4, 5. Третий, четвертый, пятый. Числа и цифры 6, 7, 8, 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.

4. Сложение и вычитание (48 ч.)

Сложение чисел. Знак « + » («плюс»). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 как переход к непосредственно следующему числу. Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4 и 5 как последовательное прибавление чисел их аддитивного состава. Вычитание чисел. Знак «– » («минус»). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 как переход к непосредственно предшествующему числу. Вычитание по 1 как многократное повторение вычитания числа 1. Переместительное свойство сложения. Взаимообратность сложения и вычитания. «Таблица сложения однозначных чисел» (кроме 0). Табличные случаи вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых. Поразрядное вычитание десятков и единиц без заимствования.

5. Величины и их измерение (18 ч.)

Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше–ниже, шире–уже, длиннее–короче, старше–моложе, тяжелее–легче. Отношение дороже–дешевле как обобщение сравнений предметов по разным величинам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше–ближе» и «длиннее–короче». Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Сравнение длин на основе их измерения. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше–позже, продолжительность (длиннее–короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.

6. Арифметическая сюжетная задача (10 ч.)

Формулировка сюжетной арифметической задачи: условие и требование. Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Требования к уровню подготовки учащихся по  курсу «математика» к концу первого года обучения

Учащиеся должны иметь представление:

  • о количественном и порядковом смысле целого неотрицательного числа;
  • о смысле действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  • о взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;
  • о свойствах сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  • о свойствах вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  • о линиях: прямой, кривой, ломаной, отрезке, дуге;
  • о замкнутых и незамкнутых линиях;
  • о внутренней области, ограниченной замкнутой линией;
  • о прямом угле;
  • о многоугольниках и их видах;
  • об измерении длины отрезка.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • все цифры;
  • знаки больше ( >), меньше (<), равно ( = );
  • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20;
  • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (« + », « – », сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
  • переместительный закон сложения;
  • «Таблицу сложения» однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Учащиеся должны уметь (владеть следующими способами познавательной деятельности):

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (« > », « < », « = »);
  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем;
  • распознавать в окружающих предметах или их частях
  • плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне навыка;
  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах «Таблицы сложения», используя данную таблицу в качестве справочника;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять прямые углы с помощью угольника;
  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);
  • распознавать и формулировать простые задачи;
  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

Программу обеспечивают:

Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига Учебник, 2009.

Юдина Е.П. Математика.1 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2, №3 и №4. М.: Академкнига Учебник, 2009.

Чекин А.Л. Математика: 1 кл.: Методическое пособие А.Л. Чекин; Под редакцией Р.Г. Чураковой. – 4- е изд – М.: Академкнига Учебник, 2009. – 168с.

Тематическое планирование по Математике. 1 класс.

УМК  «Перспективная начальная школа»

(4 ч. в неделю, 132 ч. в год)

(автор учебника А.Л. Чекин)

№ п/п

Тема урока,  тип

Дата проведения

Элементы содержания

Планируемые результаты

Научится                                                                Получит возможность

                                                                                            научиться

план

факт

Раздел.  Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве. (5ч)

1

Одинаковые и разные по форме, цвету

Урок изучения новых знаний

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам.

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

Отличие предметов по цвету, форме, величине

ориентироваться на листе бумаги, на странице учебника, ориентироваться в пространстве

2

Одинаковые и разные по цвету.

Урок-игра.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам.

3

Одинаковые и разные по форме

Комбинированный урок

 

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам.

4

Слева, справа, вверху, внизу

Комбинированный урок

 

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу

5

Над, под, левее, правее, между

Урок изучения новых знаний

Установление пространственных отношений: спереди-сзади, перед, между, над, под

Раздел . Геометрические фигуры и их свойства. (4ч)

6

Плоские геометрические фигуры

Урок изучения новых знаний

 

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

• распознавать, различать и называть геометрические

тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и

квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний

приближенно (на глаз).

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок

7

Прямые и кривые

Урок изучения новых знаний

 

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

8

Точки

Урок изучения новых знаний

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

9

Отрезки и дуги

Урок изучения новых знаний

 

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники. Направленные отрезки (дуги)

Раздел .  Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве. (5ч)

10

Впереди и позади

Комбинированный урок

Установление пространственных отношений: впереди и позади.

Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

11

Направления . Налево и направо

Комбинированный урок

 

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Направление движения налево, направо, вверх, вниз.

Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок

Направление движения налево, направо, вверх, вниз

 ориентироваться на листе бумаги, на странице учебника, ориентироваться в пространстве

12

Вверх и вниз

Комбинированный урок

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, спереди-сзади, перед, после,  между, над, под

13

Больше, меньше, одинаковые

Комбинированный урок

Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же.

14

Первый и последний. Следующий и предшествующий

Комбинированный урок

Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего

Раздел . Числа и цифры. (2ч)

15

Один и несколько

Урок изучения новых знаний

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

16

Число и цифра 1

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Число 1 как количественный признак единственности, т.е. в единственном числе. Цифра 1.

Геометрические фигуры и их свойства. (1)

17

Пересекающиеся линии и точка пересечения

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения.

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

• распознавать, различать и называть геометрические

тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и

квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний

приближенно (на глаз).

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения.

Раздел . Числа и цифры. (3ч)

18

Один лишний

Урок изучения новых знаний

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Число 0 как количественный признак пустого множества

19

Один и ни одного

Урок изучения новых знаний

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного.

20

Число и цифра 0

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Цифра 0.

Геометрические фигуры и их свойства. (1ч)

21

Непересекающиеся линии

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения.

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

• распознавать, различать и называть геометрические

тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и

квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний

приближенно (на глаз).

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения.

Раздел . Числа и цифры. (6ч)

22

Пара предметов

Урок изучения новых знаний

 

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Пара предметов. Составление пар.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Пара предметов. Составление пар.

.

23

Число и цифра 2

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Цифра 2 . Второй.

24

Больше, меньше, поровну

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же.

25

Знаки >, < или =

Урок изучения новых знаний

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков: =, <, >.

26

Знаки >, < или =

Урок закрепления знаний

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков: =, <, >.

27

Число и цифра 3

Урок изучения новых знаний

Числа и цифры 1,2,3. Третий, четвертый, пятый.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков: =, <, >.

Геометрические фигуры и их свойства. (4ч)

28

Ломаная линия

Урок изучения новых знаний

 

Счет предметов. Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники Ломаная линия

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

Ломаная линия

29

Замкнутые и незамкнутые линии

Урок изучения новых знаний

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии.

Замкнутые и незамкнутые линии

30

Внутри, вне и на границе

Урок закрепления знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе

Внутренняя и внешняя области по отношению к границе

31

Замкнутая ломаная линия и многоугольник

Урок изучения новых знаний

Распознавание и изображение геом фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники. Замкнутая ломаная линия.

Замкнутая ломаная линия..

Раздел . Числа и цифры . (1ч)

32

Число и цифра 4

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Цифра 4.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Раздел . Величины и их измерение (2ч)

33

Раньше и позже

Урок изучения новых знаний

 

Установление зависимости между величинами

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Отношение раньше–позже, по времени).

34

Части суток и времена года

Урок изучения новых знаний

Установление зависимости между величинами. Первичные представления: части суток, времена года, раньше – позже, продолжительность.

Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу 

Раздел . Числа и цифры .(2ч)

35

Число и цифра 5

Урок изучения новых знаний

Числа и цифры 3,4,5. Третий, четвертый, пятый.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

36

Число и цифра 5

Урок закрепления знаний

Числа и цифры 3,4,5. Третий, четвертый, пятый.

Раздел. Сложение и вычитание.(4ч)

37

Сложение и знак +

Урок изучения новых знаний

Понятие сложения. Знак +

Числа и цифры 3,4,5. Третий, четвертый, пятый.

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

38

Сложение и знак +

Урок закрепления знаний

Понятие сложения. Знак +

39

Слагаемые и сумма

Урок изучения новых знаний

 

Сложение чисел, использование соответствующих терминов.

40

Слагаемые и значение суммы

Урок изучения новых знаний

Сложение чисел, использование соответствующих терминов.

Раздел . Величины и их измерение (1ч)

41

Выше и ниже

Урок изучения новых знаний

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа.

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Раздел. Сложение и вычитание.(1ч)

42

Прибавление числа 1

Урок изучения новых знаний

 

Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу.

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

Раздел. Числа и цифры .(1ч)

43

Число и цифра 6

Урок изучения новых знаний

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел Цифра 6.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Раздел. Величины и их измерение (1ч)

44

Шире и уже

Урок изучения новых знаний

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Сравнение предметов по некоторой величине без ее изменения: выше-ниже, шире-уже, длиннее- короче

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Раздел. Сложение и вычитание.(1ч)

45

Прибавление числа 2

Урок изучения новых знаний

Прибавление числа 2 Сложение чисел, использование соответствующих терминов.

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

Раздел. Числа и цифры .(1ч)

46

Число и цифра 7

Урок изучения новых знаний

 

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1 Цифра 7.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

•классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Раздел. Величины и их измерение (2ч)

47

Дальше и ближе

Урок изучения новых знаний

 

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше- ближе», «длиннее- короче».

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

48

Длиннее и короче

Урок изучения новых знаний

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше- ближе», «длиннее- короче».

Раздел. Сложение и вычитание.(2ч)

49

Прибавление числа 3

Урок изучения новых знаний

Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Прибавление числа 3

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

50

Прибавление числа 4

Урок изучения новых знаний

Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Прибавление числа 4

Раздел . Числа и цифры .(4ч)

51

Число и цифра 8

Урок изучения новых знаний

Числа и цифры 6,7,8. Шестой, седьмой, восьмой. Сложение чисел, использование соответствующих терминов.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

52

Число и цифра 9

Урок изучения новых знаний

Числа и цифры 6,7,8,9.  Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

53

Все цифры

Урок закрепления знаний

 

Числа и цифры 6,7,8,9.  Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел

54

Однозначные числа 

Урок изучения новых знаний

Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Однозначные числа

Раздел. Сложение и вычитание (1ч)

55

Прибавление числа 5

Урок изучения новых знаний

Числа и цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Десяток. Сложение чисел, использование соответствующих терминов Прибавление числа 5

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

.• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

Раздел . Числа и цифры .(3ч)

56

Число 10 и один десяток

Урок изучения новых знаний

 

Десяток. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел Число 10. Запись числа10

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

57

Счет до 10

Урок закрепления знаний

Счет предметов до 10 Название, последовательность и запись чисел от 0 до10

58

Счет десятками

Урок изучения новых знаний

 

Десяток. Число 10. Счет десятками. Решение выражений

Раздел. Сложение и вычитание (12ч)

59

Вычитание. Знак –

Урок изучения новых знаний

 

Понятие вычитания. Знак «-»Десяток. Число 10. Счет десятками. Решение выражений

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

60

Вычитание. Знак –

Урок закрепления знаний

 

Понятие вычитания. Знак «-»Десяток. Число 10. Счет десятками. Решение выражений

61

Разность и ее значение

Урок изучения новых знаний

 

Вычитание чисел, использование соответствующих терминов. . Сложение чисел в пределах10

62

Разность и ее значение

Урок закрепления знаний

Вычитание чисел, использование соответствующих терминов. . Сложение чисел в пределах10

63

Вычитание. Разность и ее значение

Урок закрепления знаний

Вычитание чисел, использование соответствующих терминов. . Сложение чисел в пределах10

64

Уменьшаемое и вычитаемое

Урок изучения новых знаний

Компоненты вычитания. Счет предметов. Сложение чисел в пределах10

65

Вычитание числа 1

Урок изучения новых знаний

Действие вычитание, его свойства. Порядковый смысл вычитания. Вычитание 1из любого натурального числа.

66

Вычитание числа 1

Урок закрепления знаний

Действие вычитание, его свойства. Порядковый смысл вычитания. Вычитание 1из любого натурального числа. Счет предметов.

67

Вычитание по одному

Урок закрепления знаний

Действие вычитание, его свойства. Порядковый смысл вычитания. Вычитание 1из любого натурального числа. Счет предметов.. Сложение в пределах 10.

68

Сложение и вычитание

Урок закрепления знаний

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимообратность действий сложения и вычитания

69

Сложение и вычитание

Урок закрепления знаний

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимообратность действий сложения и вычитания

70

Перестановка слагаемых

Урок изучения новых знаний

Переместительное свойство сложения.. счет предметов. Сложение и вычитание в пределах 10

Раздел . Величины и их измерение (4ч)

71

Измеряй и сравнивай

Урок изучения новых знаний

Сравнение отрезков и предметов по длине используя способ наложения. Измерение длин, с помощью мерки. Мерки, которые люди использовали в старину: локоть, сажень, пядь, вершок

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

измерять длину отрезка;

72

Измерение длины отрезка. Сантиметр

Урок изучения новых знаний

Измерение длин, с помощью мерки. Сантиметр. Измерение длины с помощью линейки.

73

Измерение длины отрезка. Сантиметр

Урок закрепления знаний

Измерение длин, с помощью мерки. Сантиметр. Измерение длины с помощью линейки. Сложение и вычитание в пределах 10

74

Измерение длины отрезка. Сантиметр

Урок закрепления знаний

Измерение длин, с помощью мерки. Сантиметр. Измерение длины с помощью линейки. Сложение и вычитание в пределах 10

Раздел. Сложение и вычитание (2ч)

75

Сложение числа 1 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Случаи сложения с числом 1. «таблица сложения». Переместительное свойство сложения.

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

76

Вычитание предшествующего числа

Урок изучения новых знаний

Связь между сложением и вычитанием. Применение табличных случаев сложения для нахождения значений соответствующих разностей.

Раздел . Числа и цифры .(2ч)

77

Десяток и единицы

Урок изучения новых знаний

Числа второго десятка.. Десятичная запись числа. Образование чисел второго десятка.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

78

Разряд единиц и разряд десятков

Урок изучения новых знаний

Десятки, единицы. Разрядный принцип десятичной записи чисел на примере чисел второго десятка. Сравнение изученных двузначных чисел на основе поразрядного принципа.

Раздел. Сложение и вычитание (1ч)

79

Сложение числа 2 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

«Таблица сложения». Случаи сложения числа 2 с однозначными числами (кроме 0)

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

Геометрические фигуры и их свойства. (1ч)

80

Прямой угол

Урок изучения новых знаний

Знакомство с прямым углом как пересечение прямых линий под прямым углом. Угольник как инструмент для распознавания прямых углов.

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

Пересечение линий под прямым углом.

Раздел . Величины и их измерение (2ч)

81

Старше и моложе

Урок изучения новых знаний

Возраст объектов окр мира.

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

измерять длину отрезка;

Называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события.

82

Продолжительность

Урок изучения новых знаний

Время как величина. Продолжительность . Сравнение продолжительности. Измерительный прибор для определения времени.

Раздел. Сложение и вычитание (4ч)

83

Сложение числа 3 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 3 с однозначными числами (кроме 0)

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

84

Сложение числа 4 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 4 с однозначными числами (кроме 0)

85

Группировка слагаемых. Скобки

Урок изучения новых знаний

Порядок выполнения действий. сочетательное свойство сложения. Комбинация сочетательного и переместительного свойства сложения. Знак «скобки».

86

Группировка слагаемых. Скобки

Урок закрепления знаний

Порядок выполнения действий. сочетательное свойство сложения. Комбинация сочетательного и переместительного свойства сложения. Знак «скобки».

Раздел. Арифметическая сюжетная задача.(3ч)

87

Задача. Условие и требование

Урок изучения новых знаний

Понятие «задача». Условие и требование. Составление задач.

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая,

десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задачи

88

Задача. Условие и требование

Урок закрепления знаний

Понятие «задача». Условие и требование. Составление задач. Табличные случаи сложения.

89

Задачи и загадки

Урок изучения новых знаний

Понятие «задача». Сопоставление двух понятий «задача » и «загадка».

Раздел. Сложение и вычитание (4ч)

90

Сложение с числом 10

Урок изучения новых знаний

Способ получения чисел второго десятка в результате сложения числа10 и некоторого однозначного числа. Пропедевтика к теме «Разрядные слагаемые».

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

91

Разрядные слагаемые

Урок изучения новых знаний

Термин «Разрядные слагаемые».разложение чисел на разрядные слагаемые. Определение количества десятков и единиц.

92

Прибавление числа к сумме

Урок изучения новых знаний

Правило прибавления числа к сумме. Решение выражений. Вычисление значений суммы разными способами.

93

Поразрядное сложение единиц

Урок изучения новых знаний

Удобный способ сложения двузначного числа с однозначным без перехода через разряд. Составление задач

Раздел. Арифметическая сюжетная задача.(5ч)

94

Задача. Нахождение и запись решения

Урок изучения новых знаний

Составление задач. «решение задачи». Составление задач по готовому решению.

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая,

десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задачи.

95

Задача. Нахождение и запись решения

Урок закрепления знаний

Составление задач. «решение задачи». Составление задач по готовому решению

96

Задача. Вычисление и запись ответа

Урок изучения новых знаний

Составление задач. Вычисление и запись ответа. Составление задач по готовому решению.

97

Задача. Вычисление и запись ответа

Урок закрепления знаний

Составление задач. Вычисление и запись ответа. Составление задач по готовому решению.

98

Задача. Вычисление и запись ответа

Урок закрепления знаний

Раздел. Сложение и вычитание (3ч)

99

Прибавление суммы к числу

Урок изучения новых знаний

Группировка слагаемых. Прибавление суммы к числу. Таблица сложения. Решение задач.

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

100

Прибавление по частям

Урок изучения новых знаний

Группировка слагаемых. Прибавление суммы к числу по частям. Таблица сложения. Решение задач.

101

Сложение числа 5 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 5 с однозначными числами (кроме 0). Вычисление значений соответствующих разностей.

Раздел. Геометрические фигуры и их свойства. (2ч)

102

Четырехугольники и прямоугольники

Урок изучения новых знаний

Понятие «четырехугольник». Распознавание четырехугольник а. Построение четырехугольника и квадрата в тетради. Четырехугольники, не являющиеся прямоугольниками.

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

• распознавать, различать и называть геометрические

тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и

квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний

приближенно (на глаз).

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры

103

Четырехугольники и прямоугольники

Урок закрепления знаний

Раздел. Сложение и вычитание (13ч)

104

Прибавление суммы к сумме

Урок изучения новых знаний

Группировка слагаемых. Прибавление суммы к сумме.

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

• выполнять действия с величинами;

использовать свойства арифметических действий для

удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений  (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

действия).

105

Сложение числа 6 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 6 с однозначными числами (кроме 0). Прибавление суммы к сумме

106

Сложение числа 7 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 7 с однозначными числами (кроме 0). Прибавление суммы к сумме

107

Вычитание однозначных чисел из 10

Урок изучения новых знаний

Вычитание однозначных чисел из 10. Использование соответствующей терминологии.

108

Вычитание разрядного слагаемого

Урок изучения новых знаний

Вычитание однозначных чисел из 10. Использование соответствующей терминологии. Вычитание разрядного слагаемого

109

Сложение числа 8 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 8 с однозначными числами (кроме 0). Прибавление суммы к сумме. Вычитание разрядного слагаемого

110

Сложение числа 9 с однозначными числами

Урок изучения новых знаний

Таблица сложения». Случаи сложения числа 9 с однозначными числами (кроме 0). Прибавление суммы к сумме. Вычитание разрядного слагаемого

111

Больше на некоторое число

Урок изучения новых знаний

Уточнение смысла отношения «больше - меньше» на множестве целых неотр чисел. Введение определения «больше на…»

112

Вычитание числа из суммы.

Урок изучения новых знаний

Вычитание числа из суммы. Определение «больше на…»

113

Поразрядное вычитание единиц

Урок изучения новых знаний

Вычисление разностей типа.17-5. Составление и решение задач.

114

На сколько больше? На сколько меньше?

Урок изучения новых знаний

Сущность разностного сравнения чисел.

115

Контрольная работа (итоговая)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Сложение  однозначных чисел с переходом  через десяток, вычитание в пределах «таблицы сложения». Построение отрезков заданной длины при помощи линейки. Решение простых задач.

116

Вычитание суммы из числа

Урок закрепления знаний

Работа над ошибками, допущенными в к.р. Вычитание суммы из числа. Разностное сравнение чисел.

Раздел . Величины и их измерение (4ч)

117

Сантиметр и дециметр

Урок изучения новых знаний

Изучение величины длина. Единица измерения – дециметр. Измерение длин дециметрами. 1дм=10см.

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

• измерять длину отрезка;

118

Сложение и вычитание длин

Урок изучения новых знаний

Изучение величины «длина».. Единица измерения – дециметр. Измерение длин дециметрами. 1дм=10см. Сложение и вычитание длин

119

Тяжелее и легче

Урок изучения новых знаний

Изучение величины «масса». Сравнение предметов по массе.. работа с рычажными весами.

120

Дороже и дешевле

Урок изучения новых знаний

Дороже и дешевле. Изучение величины «стоимость».

Раздел. Геометрические фигуры и их свойства. (2ч)

121

Симметричные фигуры

Урок изучения новых знаний

Понятие «Симметричные фигуры» с точки зрения осевой симметрии. Симметричные фигуры. Установление симметричности.. зеркальное отражение предметов.

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и

квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний

приближенно (на глаз).

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

Симметричные фигуры. Их построение на клетчатой бумаге.

122

Симметричные фигуры

Урок закрепления знаний

Раздел . Числа и цифры .(3ч)

123

От первого до двадцатого и наоборот

Урок изучения новых знаний

Повторение основных математических фактов и понятий. Порядковые свойства изученных натуральных чисел.

получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

124

Числа от 0 до 20

Урок закрепления знаний

Письменная нумерация чисел от 0до 20. Упорядочивание этих чисел.. повторение сути «больше – меньше - равно». Разрядный состав чисел второго десятка.

125

Числа от 0 до 20

Урок закрепления знаний

Раздел. Геометрические фигуры и их свойства. (3ч)

126

Геометрические фигуры

Урок закрепления знаний

Повторение изученных геометрических понятий и свойств. Распознавание треуг, кругов, квадратов, прямоуг. Нахождение симметричных фигур. Отрезок, замкнутая, ломаная.

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур.

• распознавать, различать и называть геометрические

тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и

квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний

приближенно (на глаз).

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

127

Геометрические фигуры

Урок закрепления знаний

128

Геометрические фигуры

Урок закрепления знаний

Раздел. Арифметическая сюжетная задача.(2ч)

129

Решение задач на увеличение на некоторое число

Урок изучения новых знаний

Повторение изученного материала о задачах и их решении, действия сложения и вычитания связанные с отношениями «больше на…»,  «меньше на…»

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая,

десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задачи.

130

Решение задач на уменьшение на некоторое число

Урок изучения новых знаний

Раздел . Величины и их измерение (2ч)

131

Измерение длин

Урок закрепления знаний

Измерение длин в см, дм, при помощи линейки. Черчение отрезков заданной длины.

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

измерять длину отрезка;

132

Измерение длин

Урок закрепления знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...