Урок по математике "Перестановка слагаемых" по ФГОС с самоанализом 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Сумина Галина Алексеевна

Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Определять смысл переместительного свойства сложения.

Урок направлен на изучение пользоваться переместительным свойством сложения; приводить  примеры, повторят состав чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      2 декабря 2015 года

Учебный предмет

Математика

УМК

«Школа России»,  «Математика» 1 класс: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014 

Класс

1

Учитель

Сумина Галина Алексеевна

Тема  урока:

Перестановка  слагаемых

Цель  урока:

Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики

Предметные  результаты:

 Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется,  использование свойства арифметических действий для удобства вычислений

Литература для учителя

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.    2012г. 527 ст

Волкова С.И. [и др.].  Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. – М. : Просвещение, 2012.

Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011, 80 с. (Школа России)

Дмитриева О.И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 1 класс. М.: ВАКО, 2012, 512 с. (В помощь школьному учителю).

Учебник  по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014

 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014

Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2014.

Проверочные работы по математике.1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Волкова-М.: Просвещение,2012.

Литература для обучающегося

Учебник  по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

Проверочные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Волкова-М.: Просвещение,2012.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.

Психологический настрой

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Внимание! Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадь?

Все ли правильно стоят?

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Отправляемся с Машей в лесную школу.

1. Устный счет.

а)1.Задачи в стихах.

  Два жучка бежали в домик,
Им навстречу
муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей!

2.Пять щенков в футбол играли ,Одного домой позвали, Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?

б) Логическая  разминка.

в) Задача на логику.

В корзине лежало 5 яблок.

Пять детей получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине.

 Как  такое получилось? 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

2+1

5-1

 

Ответы детей

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

III.

Самоопределение  к деятельности

Посмотрите, ребята, кто к нам  ещё в гости на урок пришёл?                          

-Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего  добрых дел сделали наши герои?   Как вы узнали?        

Матроскин и Леопольд  устроили спор. Леопольд  утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав?

- Что вы заметили ? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Это и будет темой нашего урока. Прочитайте.                                                                  

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?    

 

Называют компоненты действия сложения.

5+3

3+5

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

 (дети работают в парах  вывод сами)

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

Коммуникативные

работать в команде  (паре, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

участвовать в обсуждениях;

формулировать вопросы и заданиям;

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в группе;

IV.

Работа  над  темой  урока

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. )

 Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с  уважением)

1)Практическая работа.

На доске записан план работы. Прочитайте его.            

 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам  фигуры. Запишите их в тетрадь.                           2. Сравните результаты.                                                                                         3. Сделайте  вывод.

-Будем работать в парах. (один  ученик  работает  у  доски)

-Положите  слева  1  красный  квадрат,  а  справа  4  синих. Придвиньте  к  1  квадрату  4.Сколько  всего  квадратов?(5)

Запишите  пример  в  тетради.(1+4=5)

-Поменяйте  квадраты  местами. Придвиньте  к  4  синим квадратам  1  красный. Сколько  стало  квадратов?(5)

Запишите  пример  под  первым(4+1=5)

-Сравните  примеры:чем  они  похожи  и  чем  отличаются?

-Продолжим  исследование. Запишите  друг  под  другом  под  диктовку  примеры

Один  ученик  записывает  на  доске)

  • Первое  слагаемое  2,второе  слагаемое  3.Чему  равна  сумма?

(2+3=5)

  • Первое  слагаемое  3,  второе  слагаемое  2. Найдите  сумму

(3+2=5)

-Сравните  примеры: чем  похожи  и  чем  отличаются.

-К какому выводу вы пришли?  

2) Давайте проверим, правы ли вы.  Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот  яблоко (учитель показывает), я  разрезала его  пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами.  Это же яблоко?

- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования.                                                        Проговорите  это правило друг другу в парах.  

2)Работа  по  учебнику                                         

 Откройте учебник на с. 14                                                                -Рассмотрите  первый  рисунок(Работа  по  рисункам)                                                      -Совпадают ли наши правила? (да)

-Прочитайте  правило  в  красной  рамке. Совпал  ли  результат  нашего  исследования  с  этим  правилом?

-Эту особенность ученые заметили давно.  Они назвали ее математическим законом

Выполняют  практическую  работу, рассуждают, делают  выводы

Ответы  детей

(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физминутка

музыкальная

V.

Закрепление  изученного  материала

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

Работа  по  учебнику

№1 (с. 14)

- Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. ( 3+ 2=5)

- Как получили второй пример? (фишку перевернули)

- Сколько всего точек на 1-й фишке?

- Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится)

- Объясните, как получили остальные примеры.

- Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Дети комментируют и повторяют правило.)

5+3                2+7           4+5

3+5                  7+2           5+4    

№2  (с.14)

- Переместительное свойство сложения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.На столах карточки с примерами. ( работа в парах)

5+7   2+8

9+2    6+3

6+4    9+2

3+6    4+6

8+2    7+5

- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их;

2.  Решение примеров индивидуально ( сильные дети) 

Работа  в  рабочей  тетради

№1- №3.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Физминутка

музыкальная

VII.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Проверь  себя.

Самостоятельно выполните его. ( Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.)

- Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика.

.Он может быть:

Зеленым  - « Я - молодец! Справился сам»;

Желтым  - « Я - молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

Синим - « Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.

Класс:1

Тема урока: Перестановка слагаемых

Тип урока и его структура: урок открытия нового знания;

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
  4. Совместное открытие знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Рефлексия.

Раздел «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание»  изучается в 1 классе в соответствии с требованиями программы общеобразовательных учреждений, которая определяет основные знания и умения обучающихся по литературному чтению.

На изучение раздела отводится 56 часов. На изучение темы «Перестановка слагаемых»  программой отводится 2 часа. 1 час отводится на изучение открытия нового знания. Второй час отводится на  закрепление новых знаний.

- Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Определять смысл переместительного свойства сложения.

Следующий урок направлен на изучение пользоваться переместительным свойством сложения; приводить  примеры, повторят состав чисел.

- На уроке присутствовали  6 человек. Дети работали активно, решали логические задачи, отвечали на вопросы, работали в парах, делали выводы. Дети были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.

- В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные,  коммуникативные, предметные.

Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется,  использование свойства арифметических действий для удобства вычислений.

Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняла цель урока. В ходе изучения темы они активно отвечали на вопросы учителя, делали выводы.

Мною были использованы методы: словесный (беседа), наглядный, частично – поисковый, практический (работа по карточкам).

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в паре. Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач. На уроке проводилась работа с учебником и  рабочей тетрадью.

На уроке проводилась индивидуальная, частично-поисковая работа по учебнику, самостоятельная работа, которая способствовала более полному усвоению изучаемой темы.

Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.

Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения учеников к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.

При выборе заданий осуществлялась метапредметность – русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурные паузы как и положено для 1 класса - 2.

Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление. На уроке были использованы ИКТ, карточки, которая способствовала актуализации полученных знаний, с чем обучающиеся успешно справились.

Первоклассники на протяжении всего урока учились правильно оформлять решение задачи, различать условие задачи и вопрос, составлять схему к рисунку. На уроке учитель проводил работу над умением оценивать свою деятельность на основе критерия успешности учебной деятельности.

Очень грамотно была проведена работа по коллективному планированию своих действий, в ходе чего был составлен план действий учащих на уроке. Учитель целенаправленно учила детей слушать речь одноклассников, высказывать свои предположения и грамотно оформлять свои  ответы в соответствии требований к математической речи.

На уроке использовались задания, направленные именно на развитие универсальных учебных действий. Было использованы логические задачи и упражнения на умение анализировать, обобщать и классифицировать. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.

В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи.

В процессе работы у детей формировались коммуникативные навыки, критическое мышление.

Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный урок направлен на повышение общего развития, формирование знаний, умений и навыков, способствующий дальнейшему успешному усвоению этого раздела.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по ФГОС в 1 классе

Тема урока "Число и цифра 4" - изучение нового материала....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

самоанализ урока математики по ФГОС

самоанализ урока математики по ФГОС...

Урок математики по ФГОС в 1 классе.

Урок проводится в 1 четверти 1 класса по программе "Школа 2100" ,авторы Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П. Тонких. Тема урока "Мерка. Единичный отрезок"...

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: «Уравнение»

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе  («Школа России» М.И. Моро) Тема:  «Уравнение»Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе....

Методические рекомендации по составлению технологической карты урока АЯ по ФГОС для 4 класса

 Методические рекомендации представляют собой 2 документа.1-  презентация о технологической карте, в которой отражены цели создания технологической карты,что она собой представляет, и...