Урок математики на тему "Формулы прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Хомуткова О. В.

Тема урока: Формулы прямоугольника.

Цель урока: построение формулы нахождения стороны прямоугольника по его периметру и другой стороне.

Задачи:

1) сформировать представление о формуле, как о равенстве, устанавливающем взаимосвязь между величинами. Научить, в простейших случаях, выражать зависимость между величинами с помощью формул. Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.

2) Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Воспитывать коммуникативные способности, культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Формулы прямоугольника.

Цель урока: построение формулы нахождения стороны прямоугольника по его периметру и другой стороне.

Задачи:

1) сформировать представление о формуле, как о равенстве, устанавливающем взаимосвязь между величинами. Научить, в простейших случаях, выражать зависимость между величинами с помощью формул. Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.

2) Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Воспитывать коммуникативные способности, культуру речи.

Личностные УУД : 

  • смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: 

  •  целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

          Общеучебные универсальные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

        

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство; 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: 

  •   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  •   постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  •   управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1.Начинаем урок математики. Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Они тоже будут сегодня за вас переживать, мысленно вас поддерживать и помогать. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу, всему классу.

2.Мы с вами начинаем путешествие по стране Геометрии. А что такое геометрия? (Наука, изучающая пространственные формы и их отношения)

2.Актуализация знаний.

-На воротах этой страны мы видим высказывание римского поэта Горация:

«Если знаешь что-нибудь лучше меня- поделись, если нет- у меня поучись»

- Как вы понимаете смысл этих слов? Как высказывание Горация может быть связано с нашим уроком? (Мы будем что-то новое узнавать).

3.Постановка учебной задачи

-Возьмите карточки, определите уровень, какой вы будите выполнять и попробуйте определить тему нашего урока.

1 уровень (красная карточка)

  1. Найди значение выражений:

Ф  36+180:90=

М  (28-23)*600=

     Л   25*300+5=

    О  22+5600:70-9=

    Ы  480:6*100=

    У  400*(18-9)=

     Р  1000- 20*30=

  1. Расставь ответы в порядке возрастания и определи тему урока

2 уровень (жёлтая)

  1. Найди значение выражений, соедини с ответами:

36+180:90=                                                       7505 (Л)

(28-23)*600=                                                     ?  (Р)

25*300+5=                                                         38 (Ф)

22+5600:70-9=                                                   3000 (М)

480:6*100=                                                         8000 (Ы)

400*(18-9)=        ?  (У)

1000- 20*30=        93 (О)

2. Расставь ответы в порядке возрастания и определи тему урока

3 уровень (зелёная)

Соединив выражения с ответами,  вы получите тему урока.

36+180:90=               7505/р/

(28-23)*600=             38/ф/

25*300+5=                 3000/о/

22+5600:70-9=           400/ы/

480:6*100=                 8000/у/

400*(18-9)=                 3600/л/

1000- 20*30=               93/м/

Какие темы вы повторили, выполняя данное задание? (сложение и вычитание чисел, умножение и деление круглых чисел, порядок действий)

-Зачем мы это повторили?

-Какое слово у вас получилось?

-Нас встречает ещё и Солнце страны Геометрии. Солнце-это наше здоровье. Чтобы оно засияло   ярко-ярко, нам необходимо открыть  «секреты» его лучиков. Но посмотрите на его лучи…(они необычные). Формулу нахождения площади, каких фигур вы уже знаете? (прямоугольника)

 

-Какая же тема сегодняшнего урока?

-Назовите задачи нашего урока.

 -Что же такое формула?  (Формула – это верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами)

-Какие формулы мы знаем? (Р и S)

Какие качества вам помогут достичь успеха на уроке?

Ф- фантазия

О- общительность, осторожность

Р- решительность, разумность

М- мужественность, мягкость

У- уверенность, усердие

Л-любознательность

А-аккуратность

-Какие формулы нахождения площади и периметра прямоугольника вы знаете?

(На доске появляются формулы S = a · b , P = (a+b) · 2)

Теперь вам предстоит открыть  « секрет» здоровья 1-го лучика, но для этого нужно сделать выбор нужного облака.

         

Соблюдай                       Чистота - не

чистоту!        главное!

- Каков ваш выбор?

- Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: « Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает»)

-Вот вы и открыли первый секрет. И  лучик на нашем солнышке здоровья теперь ярко сияет.

        (учитель  открывает1-й секрет здоровья, это луч выделен жёлтым цветом, остальные лучи не выделяются)

4.«Открытие»  нового знания.

1. Мы повторили известные формулы  и теперь готовы к какому этапу? (изучение нового материала).

-Посмотрите на слайд, что вы видите? (проект дома)

-Прежде чем построить дом, дом проектируется.

-Как вы думаете, какими знаниями и умениями должен обладать человек, который проектирует дом?

-А что мы уже знаем и умеем, чтобы начертить план? (соотношения единиц длины и площади)

Давайте попробуем себя в роли проектировщиков. Спроектируем 2 корпус нашей школы. Какие блоки необходимы любой школе? Вспоминайте уроки Информатики. (Спортивный зал, столовая, коридоры, кабинеты, раздевалка и т.д.).

В каждой школе есть административный блок, с него мы и начнём. (на доске- прямоугольник, изображающий административный блок), и если вы произведёте правильно все вычисления, то 2 корпус нашей школы соберётся воедино.

Каждая группа получает карточки с определёнными данными одного объекта, ваша задача произвести расчёт и вырезать тот объект, который вам достался, и присоединить его к административному блоку.

(дети разбирают задания и сталкиваются с трудностями вычисления)

1группа: Столовая (15/15)  P квадрата =60 м

2 группа: Медблок (6/15)  Р=42 м, в=6 м

3 группа: Спортзал (15/15) S =225 дм2, а=15дм

4 группа: Бассейн (21/29) S =609 м2, в=21 м

5 группа: Учебная часть (29/21) Р=100м, в=21 см

6 группа: Раздевалка (5/25) S =125 м2,а=5м

/Административный блок= 30Х15/

-Почему возникло затруднение? (мы не умеем вычислять сторону по его периметру(площади) и известной стороне)

  1. Посмотрите на известную  вам формулу  прямоугольника, что это за формула? Какие компоненты здесь представлены? Как найти неизвестный множитель?
  2. Парная работа.

Работая в парах, попробуйте вывести формулу нахождения стороны прямоугольника по его площади и ширине.

S=a*b

a= S: b

b= S: a (запись в тетрадь)

4. Проверка по эталону.

-Молодцы, справились с заданием.

- Какое нам нужно ещё  принять решение?

- Выбираем, что нужно для нашего здоровья.

- Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)

- Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)

-В народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше».

-Засиял ещё один лучик на нашем солнышке!

Лучик советует нам отдохнуть. (гимнастика для глаз)

5. Теперь посмотрим, как связаны между собой периметр и стороны прямоугольника. (Коллективное выведение формулы)

(a+b)*2=P (что вам напоминает эта запись) /составное уравнение/

a+b= P:2

a= P: 2- b

Вывод: Длина прямоугольника равна разности половины его периметра и ширины.

- Я открываю 3-й лучик, а там надпись. Читаем хором:

- Какой выбор сделаем?

- Почему выбрали хорошее настроение?

(Жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями . Смех и хорошее настроение могут даже лечить некоторые болезни. Появилась такая наука – гелатология – наука о смехе. 1минута смеха приносит столько  же пользы, сколько 1 урок физкультуры, по мнению  немецких исследователей.)

-  Каким образом  можно создать  хорошее настроение?

(Прежде  всего, положительные  эмоции нужно получать в семейном кругу:

походы в кино, отдых на природе, говорить добрые, ласковые слова,

смотреть больше детских передач, а не боевиков и ужастиков, превратить свою комнату в комнату хорошего настроения, чаще улыбаться, быть уверенными в себе).

- Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят «Смех продлевает жизнь».

-Посмотрите от ваших радостных лиц наше солнышко засветило ярко-ярко!  

-Вывод по формулам.

5. Первичное закрепление

Теперь, попробуйте, произвести расчёты и всё-таки представить ваш объект нашему вниманию!

  1. Чтобы работа спорилась и была выполнена на отлично, чётко и быстро, на что мы должны опираться? (На алгоритм работы). Он перед вами.
  2. ! 1 мерка равна 1 см!
  3. Конструирование 2-го корпуса.

Задание мы выполнили, поэтому вашему вниманию представляю новый секрет здоровья? 4-ый лучик:

Когда хочу-тогда и ем! Что хочу- то и ем!

Что пожуёшь, так  и поживёшь

- Почему молоко, фрукты и овощи укрепляют здоровье?

 ( Эти продукты богаты витаминами)

- В народе говорят: «Что пожуёшь, так  и поживёшь». Как вы понимаете эти слова?

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

-Мы с вами познакомились с новой темой, как вы себя сами можете проверить, насколько вы усвоили материал? (выполнить самостоятельную работу)

Работа по учебнику стр.88 №4 (кто выполнил –встаёт около своего места)

/Дыхательная гимнастика/

 

Взаимопроверка-------

Дорожка успеха

5 лучик ваш индивидуальный. Что, по вашему мнению, необходимо соблюдать в вашей личной жизни, чтобы быть здоровым?

Итог

7.Рефлексия деятельности


Приём «Солнышко». Каждый лучик имеет своё значение. У вас на столах тоже лежит солнышко. Напишите на его лучах…. 
 1. Я удивился ________________.
 2. Я научился _______________.
 3. Мне очень понравилось_____.
 4. Я хочу сказать «спасибо»___.
 5. Я хочу за работу на уроке поставить себе___.

В центре солнышка впишите фамилию и имя того человека, работу которого на уроке вы бы хотели особо отметить.

8. Оценивание. Я в свою очередь оценю работу…..

9.Домашнее задание.

Где ещё вы можете потренироваться? (ДОМА)

Д/З Дома всем составить карточку по теме для пополнения нашего Банка заданий.

Желающие проверить себя могут выполнить задание тренажёра, который я разместила в эл. дневнике,

 

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЦОР: математика (геометрия) 4 класс----3 класс Математика Александрова-----13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 1 класс "Прямоугольник"

Математика. 1 класс. УМК «Школа 2100» Урок 28 (§ 3.18)Учитель Попович И.Ю.Тема урока ПрямоугольникЦель. Возможность научиться отличать прямоугольник от других фигур.(+УУД)Понятия: замкнутая...

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»для учащихся 2 класса       Цель: сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ...

Презентация к уроку математики по теме "Прямоугольник"

Презентация  к уроку математики по теме "Прямоугольник" 2 класс Школа России...

Урок математики "Нахождение периметра прямоугольника"

Приведена подробная разработка урока математики во 2 классе по теме "Нахождение периметра четырехугольника" на стадии закрепления и расширения материала...

Урок математики 2 класс Прямоугольник и квадрат

Урок разработан на основе учебника  "Математика"  В.Н. Рудницкой 2 класс и применением мультимедиатехнологий...

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат" с приложением в формате Notebook....

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...