Пояснительная записка по математике 4 класс.
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Пояснительная записка по математьике. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.docx65.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса математики для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2010 №373);

примерной образовательной программой начального общего образования;

авторской программы И.И.Аргинской «Математика» (Самара: Издательский дом «Федоров», 2012), входящей в учебно-методический комплект «Система Л.В.Занкова», составленной на основе примерной программы  по математике; основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 34».

    Математика – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для полноценного интеллектуального развития, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, а также математическую подготовку учащихся к дальнейшему обучению. Нужна для формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.

Данная программа курса входит в образовательную область «Математика и информатика». 

Цель программы: обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.

Задачи:

– научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

– создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;

– приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

 – научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программой по математике для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала. Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений – счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление);

 - демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира. Таким образом, задачи, поставленные перед преподаванием математики, решаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.

        Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении:

  • развивающего обучения;
  • обучения в сотрудничестве;
  • проблемного обучения;
  • развития исследовательских навыков;
  •  информационно-коммуникационные,
  • Здоровья-сбережения и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале учебного года; текущий –  в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, математических  диктантов, самостоятельных, тестов  ( «Проверь себя») , проверочных работ, комплексного анализа заданий; итоговой – контрольной работы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе;
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по математике относится к образовательной области «Математика и информатика». Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 4 «А» класса МОУ «Гимназия № 34». Уровень подготовки учащихся  позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

Учебный план МОУ «Гимназия № 34» отводит на изучение математики в 4 «А» классе по 4 урока в неделю, что составляет 136 часов (34 недели) в учебный год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения математике

Личностные: готовность ученика  целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической  сущности предмета (явления, события, факта); способность  характеризовать  собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие  из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать  ход решения  учебной задачи.

Предметные: освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать  в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе  модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Планируемые результаты освоения  учащимися программы    по математике к концу 4-го класса

  • Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;

 – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 – навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;

– эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; – устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики; 

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

 – положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 – установки в поведении на принятые моральные нормы; – чувства гордости за достижения отечественной математической науки;

– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя математические знания; проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни

  • Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– различать способы и результат действия; – принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;

– прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– проявлять познавательную инициативу;

– действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность

  • Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

– кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

– на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффективных моделей для данной учебной ситуации;

– строить математические сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, делать вы воды на основе сравнения; – осуществлять разносторонний анализ объекта;

– проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по вы деленному основанию), самостоятельно строить выводы на основе классификации;

– самостоятельно проводить сериацию объектов;

– выполнять обобщение (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– устанавливать аналогии; – представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов);

– самостоятельно выполнять эмпирические и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;

– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; 

– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях;

– свободно владеть правилами вежливости в раз личных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;

– активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;

– задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека

Обучающийся получит возможность научиться:

– четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

– адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;

– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;

– понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;

– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Числа и величины

Обучающийся научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

– устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм, час – минута, минута – секунда, километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр)  

Обучающийся получит возможность научиться:

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– различать точные и приближенные значения чисел исходя из источников их получения, округлять числа с заданной точностью;

– применять положительные и отрицательные числа для характеристики изучаемых процессов и ситуаций, изображать положительные и целые отрицательные числа на координатной пря мой; – сравнивать системы мер различных величин с десятичной системой счисления;

– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия

Арифметические действия

Обучающийся научится:

– использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;

– выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения, алгоритмов письменных арифметических действий (в т.ч. деления с остатком);

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять изученные действия с величинами;

–применять свойства изученных арифметических действий для рационализации вычислений;

– прогнозировать изменение результатов действий при изменении их компонентов;

– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.); – решать несложные уравнения разными способами;

– находить решения несложных неравенств с одной переменной;

– находить значения выражений с переменными при заданных значениях переменных.  

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1–3 действия);

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи

Обучающийся получит возможность научиться:

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

– решать задачи на нахождение части величины (две трети, пять седьмых и т.д.);

– решать задачи в 3–4 действия, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в)…»; отражающие процесс движения одного или двух тел в одном или противоположных направлениях,процессы работы и купли-продажи;

– находить разные способы решения задачи;

– сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле; 

– составлять задачу по ее краткой записи или с помощью изменения частей задачи;

– решать задачи алгебраическим способом

Пространственные отношения. Геометрические фигуры 

Обучающийся научится:

– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства квадрата и прямоугольника для решения задач;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур

Обучающийся получит возможность научиться:

– распознавать, различать и называть объемные геометрически тела:  призму (в том числе прямоугольный параллелепипед), пирамиду,     цилиндр, конус;

– определять объемную фигуру по трем ее видам (спереди, слева, сверху);  – чертить развертки куба и прямоугольной призмы;

– классифицировать объемные тела по различным основаниям

  Геометрические величины

  Обучающийся научится: 

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямо угольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

 – оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз)

Обучающийся получит возможность научиться:

 – находить площадь прямоугольного треугольника разными способами;

 – находить площадь произвольного треугольника с помощью площади прямоугольного треугольника;

 – находить площади фигур разбиением их на прямоугольники и прямоугольные треугольники;

 – определять объем прямоугольной призмы по трем ее измерениям, а также по площади ее основания и высоте;

 – использовать единицы измерения объема и соотношения между ними             Работа с информацией

Обучающийся научится:

– устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;

– читать несложные готовые таблицы; 

– заполнять несложные готовые таблицы;

– читать несложные готовые столбчатые диаграммы

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать несложные готовые круговые диаграммы;

– строить несложные круговые диаграммы (в случаях деления круга

   на 2, 4, 6, 8 равных частей) по данным задачи;

– достраивать несложные готовые столбчатые диаграммы;

– сравнивать и обобщать информацию, представленную в

   строках, столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– понимать простейшие выражения, содержащие логические связки

   и     слова («… и …», «… или …», «не», «если .., то …», «верно/неверно,

   что …», «для того, чтобы … нужно …», «каждый», «все», «некоторые»);

– составлять, записывать, выполнять инструкцию (простой алгоритм),  план поиска информации;

– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разных формах (таблицы и диаграммы);

– планировать несложные исследования, собирать и представлять     полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать  и обобщать данные, делать выводы и прогнозы

                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Числа и величины. Класс миллионов (15 часов)

- чтение и запись чисел от нуля до миллиона.

- представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

- сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона.

-устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов. Общий принцип образования классов.

 - точные и приближенные значения чисел Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерении величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел. Приближенные значения чисел, получаемые в результате округления с заданной точностью.

 - правило округления чисел (в свободном изложении), его использование в практической деятельности. Особые случаи округления. Положительные и отрицательные числа Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков (+) и (–). Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел. Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек. Величины Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), ее связь с десятичной системой счисления. Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.

Арифметические действия (48 часов)

- сложение и вычитание Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.

 -обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.

-использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операций.

- сложение и вычитание величин различными способами. Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.

-умножение и деление многозначного числа на многозначное (в основном рассматриваются случаи умножения и деления на двузначные и трехзначные числа).

 - осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.

 - обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде. Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.

- умножение и деление величин на натуральное число различными способами. Деление величины на величину.

 -обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.

 -выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений.

 - определение значений выражений при заданных значениях переменных.

 -свойства равенств и их использование для решения уравнений. Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.

Текстовые задачи (35 часов)

Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение. - сравнение задач, различных по сюжету (процессы движения, работы, купли продажи и др.), но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных.

- классификация задач по этому признаку. Преобразование задач в более простые или более сложные. Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.

- сравнение арифметического и алгебраического методов решения задачи. Решение задач на движение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях).  

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (10 часов)

 - свойства диагонали прямоугольника.

 - разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника.

 - разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники.

 - разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники.

 - классификация изученных объемных геометрических тел по разным основаниям.

Геометрические величины (16 часов) 

- нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a · b) : 2.

- нахождение площади произвольного треугольника разными способами.

- определение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.

 - понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.

- общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр (мм3), кубический сантиметр (см3), кубический дециметр (дм3), кубический метр (м3), кубический километр (км3). Соотношения между ними: 1 см3 = 1000 мм3, 1 дм3 = = 1000 см3, 1 м3 = 1000 дм3.

 - вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а также площади его основания и высоты.

 Работа с информацией (12 часов) 

- сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации.

 - чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы.

- чтение столбчатой, линейной и круговой диаграмм.

- построение простейших столбчатых, линейных и круговых диаграмм.

 - составление, запись, выполнение простого алгоритма.

- чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем.

- построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если … , то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «не которые»).

- проверка истинности утверждений. 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.

Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

             Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.

        Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Часть I . Оценка устных ответов учащихся.

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:

  • правильность и полнота;
  • обоснованность;
  • самостоятельность.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

уровень выполнения требований значительно выше

удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4»

уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3»

достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия

вопроса.

«2»

уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

«1»

не ставится.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ  (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов,  данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Контрольный устный счет

«5» – без ошибок.

«4» – 1 – 2 ошибки.

«3» – 3 – 4 ошибки.

«2» – более 3 – 4 ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  •  при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Часть II. Нормы оценки письменных контрольных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели:

  • правильность выполнения;
  • объем выполненного задания.

Работа, состоящая из примеров (проверка вычислительных навыков)

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
  • «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  • «2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
  • «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
  • «2» – 2 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из выражений на порядок действий:

(считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие)

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1-2 ошибки.
  • «3» – 3 ошибки.
  • «2» – 4 и более ошибок.

Работа, состоящая из уравнений:

(считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка)

  • 5» – без ошибок.
  • «4» – 1-2 ошибки.
  • «3» – 3 ошибки.
  • «2» – 4 и более ошибок.

Работа, связанная с геометрическим материалом:

(считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур)

  • 5» – без ошибок.
  • «4» – 1-2 ошибки.
  • «3» – 3 ошибки.
  • «2» – 4 и более ошибок.

Комбинированная работа

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 – 2 недочета, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  • «3» – 2 – 3 ошибки и 3 – 4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  • «2» – 4 ошибки.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решенная до конца задача или пример;
  • невыполненное задание;
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

неправильный выбор действий, операций;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • нерациональный прием вычислений.
  • недоведение до конца преобразований.
  • наличие записи действий;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и задания неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

           Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.          

           При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Рекомендуемое кол-во учебных часов

1. Площади фигур

 Иметь представление о площади геометрической фигуры. Единицы площади; квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр; соотношения между ними. Вычисление единицы измерения для нахождения длины, периметра, площади геометрической фигуры.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка)

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру0

Находить геометрическую величину разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

14

2. Умножение многозначных чисел

  Таблица умножения. Связь между умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (умножения, деления)

21

3. Точные и приближенные числа. Округление чисел

 Сравнение многозначных чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

13

4.  Деление на многозначное число

 Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения.  Деление с остатком, проверка правильности выполнения действий.

Прогнозировать результат вычислений.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

19

5.  Объем и его измерение

Объем и его измерение.

Применять различные приёмы проверки правильности вычисления объёма.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения.

17

6. Действия с величинами

 Различные способы измерения величин. Сравнение и упорядочение предметов.( событий) по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Единицы массы : грамм, килограмм, центнер, тонна.  

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием величин.

15

7.  Положительные и отрицательные числа

 Сравнение многозначных чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.

Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

11

8. Числа класса миллионов

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

16

9. Резерв

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебник  

И.И.Аргинская: Математика: учебник для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

Тетради

C.Г. Яковлева. Рабочая тетрадь для 4 класса: в 4 частях – Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2015.

Дополнительная литература для учителя

1. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 1, 2 полугодие/Сост. С.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 96 с.

2.Методические рекомендации к курсу «Математика 4 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2008.–144 с.

3. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборник программ: в 2 ч.-Ч.1.-2-е изд., испр./сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – 224 с.

Перечень образовательных дисков

1. «Проверь себя» Материалы для текущего и тематического контроля.

2. «Уроки математики» Домашний тренажёр для учеников 1-4 классов.

3. «Я учусь решать задачи».

Интернет ресурсы.

http://www.zankov.ru/

http://www.nachalka.ru/;  

http://www.edu.ru/

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. ПК;

2. мультимедийный проектор;

3. Интерактивная доска

Календарно- тематическое планирование  

по математике

Класс: 4 «А»

Учитель: Ичитовкина Татьяна  Владимировна

Количество часов:

всего – 136 часов (планируется 126 часов, резерв 10 часа);

в неделю - 4 часа

Плановых контрольных уроков – 12 ч ( в т.ч. административных контрольных срезов – 3), математических диктантов -4,  тестов – 4,

самостоятельных работ – 8.

 Планирование составлено на основе  требований Федерального государственного стандарта начального общего образования,  примерной программы  по математике, в соответствии с авторской программой И.И.Аргинской  «Математика» УМК «Система Л.В.Занкова».

Учебник   И.И.Аргинская: Математика : учебник для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по математике 3 класс

Пояснительная записка по математике 3 класс УМК"Планета Знаний" по ФГОС НО...

Пояснительная записка по математике для 4 классов

Пояснительная записка по математике для 4 классов...

Пояснительная записка по математике 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по математике для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Пояснительная записка по математике 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по математике для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по математике 3 класс УМК Гармония

В Пояснительной записке представлены характеристика учебного предмета (курса), личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного предмета, планируемые результаты изучения на конец 3 ...