Разработка урока по математике. Тема: "Деление на двузначное число столбиком".
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Калеева Надежда Григорьевна

Урок математики 4 класс УМК «Перспективная начальная школа».                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока математики.25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс УМК «Перспективная начальная школа».                                                

Разработала учитель начальных классов  МОУ «Таврическая школа» Калеева Надежда Григорьевна.

Тема: Деление на двузначное число столбиком.

Планируемые результаты.

Предметные: умение производить письменные вычисления (в столбик) при делении многозначного числа на двузначное.

Метапредметные:

ЛУУД: -  осознание ценности изучаемого способа умножения;

            -  учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;    

РУУД:  - принимать и сохранять учебную задачу;

             -  умение ставить учебную цель в совместной деятельности;

             -   учитывать выделенные ориентиры в учебнике;

             - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

             - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

ПУУД: - умение структурировать знания;

            - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

            -  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной   форме;

КУУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач;

            -  строить монологическое высказывание;

           -  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

           - контролировать действия партнёра.

Цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию способа письменного деления многозначного числа на двузначное и умению применять данный способ.

                                                                     Технологическая карта урока.

Этап урока (учебная ситуация)

Результаты этапа

Цель этапа

                       Взаимодействие в образовательном процессе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Формальная готовность к уроку.

Самоконтроль

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

- Какой сейчас урок?

- Что должно быть приготовлено к уроку?

- Оцените свою готовность к уроку: готов полностью, частично или совсем не готов.

- Кто не всё приготовил, готовится.

- Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

 «Где есть желание, найдётся путь!» ( слайд)

- Почему же у нас сегодня такой девиз?

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, значит, мы с вами будем находиться в поиске.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

- Пожелайте друг другу удачи!

- Математика

- Учебник, тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал, черновик.

Заканчивают приготовление учебных предметов.

- Будем что-то искать, открывать.

2.Актуализация знаний. Мотивация.

Воспроизведённые знания и способы действия.

Воспроизведение знаний о приёмах деления многозначного числа на однозначное.

- Что записано на экране?

569:7               864:6                     117: 23

- Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?

- С какой целью вы будете выполнять это задание?

- Выполните задание с помощью алгоритма, который мы составляли при делении многозначного числа на однозначное. (слайд)

- Как вы можете  проверить действие деления?

- Как деление связано с умножением?

- На работу вам отводится 5 мин.

- Проверим наши результаты.

- Математические выражения, содержащие действия деления.

- Выполнить деление в столбик.

- Чтобы вспомнить, как делить в столбик.

Работают самостоятельно с помощью алгоритма на экране.

- Умножением.

- Если частное умножить на делитель, то получится делимое.

Озвучивают ответы.

3.Постановка учебной задачи.

Сформулированная и зафиксированная вербально учебная задача в совместной с учителем деятельности. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формулирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения в совместной деятельности.

- Были ли сложности, что не смогли выполнить?

- Как вы думаете, почему этот пример вызвал наибольшие затруднения? Чем он отличается от первых двух?

- Какой вопрос возникает?

- Какую поставим цель на уроке? (слайд)

- Исходя из проблемы и цели урока, сформулируйте тему. (слайд)

- Чтобы достичь цели, надо решить следующие задачи: (слайд)

1. находить цифру частного методом подбора при делении на двузначное число.

2. находить остаток.

- Были ошибки в примере 117: 23

- Здесь деление на двузначное число.

- Как делить на двузначное число?

- Учиться делить многозначное число на двузначное столбиком.

- Деление на двузначное число столбиком.

4.Решение учебной задачи по достижению цели.

Новое знание, понятие, правило, алгоритм деятельности, способ использования алгоритма.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, правила, способа вычисления.

- Откройте учебник на с. 13.

- Прочитаем задание № 30

Как вы понимаете метод подбора?

- Поработайте в парах на черновиках.

- Какие результаты получились?

- Докажите это.

- Можно ли это число считать неполным частным при делении 117 на 23?

- Как вычислить остаток, используя найденное неполное частное?

 Какой должен быть остаток?

- Запишем деление числа 117 на 23 столбиком.

- Найдите методом подбора наибольшее число, при умножении которого на число 23 получается число меньше 117, но приближенное к нему.

-  Подбирать по порядку числа, пока не подберём подходящее.

Самостоятельно работают.

- Подходит число 5.

- 23х5=115, 115 меньше 117, а если взять число 6, то получится 138, которое больше 117.

- Да.

- Надо умножить 23 на 5 и результат вычесть из 117.

- Остаток должен быть меньше делителя.

Один ученик работает у доски с комментированием.

                                                                                                             Физ. минутка.

5.Первичное закрепление.

Умение применять новое знание, понятие, правило, алгоритм деятельности, способ использования алгоритма.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению выполнять задание по алгоритму.

- Выполним задания № 31.

- Сегодня на уроке мы рассматриваем только такие случаи, когда в частном только одна цифра. На следующем уроке будем рассматривать случаи, когда в частном две и более цифр.

67 : 17; 189 : 21; 79 : 15; 365 : 44; 58 : 11.

У доски с комментированием.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- Выполним № 32.

- Рассмотрите случаи умножения числа 17 на числа 2, 4, 6, 8. ( на экране).

- Какую закономерность вы заметили в этом ряду чисел?

- Почему не проверяют все числа подряд?

- Действительно, так быстрее, как только при умножении получается число больше делимого, значит, число надо умножать на предыдущее.

- А можно брать только нечётные числа, которые тоже идут через один?

- Верно ли, что при делении числа 89 на 17 неполное частное надо искать среди чисел 4 или 5?  

- Выполните деление числа 89 на 17 столбиком самостоятельно.

(учитель оказывает индивидуальную помощь при необходимости)

- Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу соседа, поставив «+», если верно или  «-» при ошибочном делении.

- Встаньте, кто верно выполнил задание.

- Это чётные числа. Они идут через один.

- Так быстрее.

- Да

- Потому что при умножении на 6 получается число больше делимого, а при умножении на 4 меньше делимого, значит это число либо 4, либо 5. Но при умножении на 4 получается число 68 и остаток 21 (89 – 68=21), 21 больше делителя. Значит неполное частное – это число 5.

Работают самостоятельно.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Умение применять новое знание в системе знаний. Закрепить новое умение при решении текстовой задачи.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее изученных ЗУНов.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа в столбик?

- Вот вам практическая задача из жизни. (слайд)

«На концерт надо расставить в актовом зале 126 стульев для зрителей. В ряд может  поместиться

14 стульев. Сколько рядов стульев нужно поставить?

- Решите эту задачу в парах, выполняя вычисления в столбик.

- Расскажите, как решали эту задачу и сколько рядов получилось.

- В жизни может пригодиться.

Выполняют задание в парах.

Озвучивают решение и ответ.

8. Оценка.

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

- Проверьте, как вы научились выполнять такие случаи деления.

98 : 17; 156 : 47; 253 : 51.

- Проверьте себя по эталону на экране. За верно решённый случай деления поставьте рядом знак «+».

- Оцените себя по шкале:

3 «+» - отметка «5»

2 «+» - отметка «4»

1 «+» - отметка «3»

0 «+» - отметка «2»

Самостоятельно выполняют задание.

Проверяют себя и оценивают.

9.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

- Кто поставил себе «5» ( «4», «3», «2»)?

- Какую тему сегодня на уроке изучали?

- Какая была цель на уроке?

- Раньше это умели делать?

- Мы достигли цели? - Как вы это можете доказать?

- Что надо делать, чтобы достичь цели в дальнейшем?

- Закончите предложения:

(Слайд)

. Сегодня на уроке я узнал…

. Было интересно…

. Было трудно…

. Я понял, что…

. Теперь я могу…

. Мне захотелось…

. Я попробую…

Домашнее задание: № 33, № 34 в уч.

Поднимают руки.

- На уроке была тема: Деление на двузначное число столбиком»

- Цель урока: «Учиться выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком»

- Раньше мы умели делить на однозначное число.

-  Я достиг цели, потому что все задания выполнил верно. Или

- Я не достиг цели, потому что допускал много ошибок.

- Надо ещё потренироваться дома.

Список используемой литературы:

  1. Математика: 4 класс: Учебник: В 2 ч./ А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой,  -  3-е изд. , испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2013, - Ч. 2: 128 с.: ил.
  2. Поурочное планирование методов и приёмов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. 4 кл. : в 4 ч. 3 : учебно-методическое пособие/ Р. Г. Чуракова, Г. В. Янычева, Е. П. Юдина – М. : Академкнига/Учебник, 2015. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-путешествия по теме:"Деление на двузначное и трёхзначное число"

Урок изучения  новых знаний. Данный урок является первым из четырёх уроков, выделенным на отработку учащимися алгоритма деления многозначных чисел на двухзначное и трёхзначное число. Он предшеств...

Конспект урока на тему"Запись умножения на двузначное число столбиком" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель: формировать умение выполнять умножение на двузначное число столбикомПланируемые результаты предметные: уметь записывать и выполнять умножение многозначного числа на двузначное число столбиком.ли...

Конспект урока по математике. Тема "Деление нуля на число"

ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ  С ДЕЛЕНИЕМ НУЛЯ НА ЧИСЛО....

Конспект урока по теме"Запись умножения на двузначное число столбиком".

Данный конспект поможет в организации правильного усвоения материала....

Разработка урока по математике «Письменное деление на двузначное число» с использованием дистанционных технологий.

Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом деления на двузначное число с использованием подбора чисел для нахождения частного....

Конспект урока математики «Запись умножения на двузначное число столбиком»

Тема: «Запись умножения на двузначное число столбиком»Цели деятельности учителя: формирование алгоритма умножения на двузначное число; формирование умения выполнять умножение на ...