Урок математики в 3 классе "Площадь прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Пикалова Ирина Владимировна

Урок в 3 классе по теме "Площадь прямоугольника" по ФГОС (учебник Моро). На уроке представлена работа в парах. К технологической карте урока предлагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

  урока математики

тема «Площадь прямоугольника»

 

                                                                              

                                                             

 

Учитель: Пикалова И. В.

Класс: 3 Б            

Предмет: математика.

Учебник: «Математика 3 класс», часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантова

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: научить детей новым способам нахождения знания, формировать новое понятие, расширить знания учеников за счет включения новых определений.

Задачи:

создать условия для формирования:

положительного отношения к школе и учебной деятельности, интереса к учебному материалу, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников (личностные УУД).

Метапредметные:

содействовать формированию у учащихся умений:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; определять последовательность промежуточных целей и составлять план и последовательность действий; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; сличать способ действия и его результат с эталоном; вносить дополнения и корректировать плен и способы действий; оценивать качество и уровень усвоения; способность к волевому усилию. (регулятивные УУД)

формулировать познавательную цель; осуществлять поиск нужной информации; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;  проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; постановка, формулирование и создание способов  решение проблемы.  (познавательные УУД)

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; ставить вопросы и разрешать конфликты; управлять поведением партнёра; полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. (коммуникативные УУД)

Предметные задачи: организовать деятельность учащихся по: осмыслению понятия «площадь», умению использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь», умению вычислять площадь прямоугольника.

Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, учебники по математике, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

 

Цель этапа:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 С добрым утром, ребята. Желаю вам хорошего настроения и плодотворного урока. А чтобы он был плодотворным, что нам нужно выполнять?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

На уроке не зевать,

Время делу посвящать,

Если трудности возникли

Не сдаваться, а трудиться.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Актуализация знаний

 

Цель этапа:

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Давайте узнаем название страны, в которую мы отправимся. Для этого вы должны найти значение выражений (ответы записывать в строчку):

 5 умножить на 6 (30)

24 разделить на 4 (6)

Найдите сумму 11 и 18 (29)

Уменьшите 27 в 3 раза.(9)

Какое число больше 47 на 6? (53)

На сколько 50 меньше 90? (40)

I множитель 8,II- 7, найдите произведение.(56)

Делимое 49, делитель 7, найдите частное. (7)

Увеличьте 7 в 6 раз. (42)

Запишите эти числа в порядке возрастания, а под ними соответствующую букву.              

В стране геометрии живут геометрические фигуры.

Что общего у этих фигур? (слайд 3)

Среди данных фигур найдите прямоугольники.

Докажите свой выбор.

Возьмите два прямоугольника и сравните их площади.

Какими способами вы пользовались, сравнивая их площади?

Учащиеся решают примеры устно, ответы записывают в строчку.

 

 Проверка каждого ответа.

(слайд 2)

Проверка. (слайд 2)

6, 7, 9,29, 30, 40, 42, 53, 56

Получилось слово ГЕОМЕТРИЯ.

Четырёхугольники.

Работа в паре.

У учащихся на парте лист с изображением таких же фигур (как и на слайде). Дети, посовещавшись с соседом, отмечают (галочкой) прямоугольники.

Проверка.

Прямоугольники под номерами 2, 5,6

У этих фигур прямые углы и противоположные стороны равны.

 

Работа в паре.

Дети показывают и рассказывают.

1сп.- на глаз;

2 сп.-  наложение фигур друг на друга;

Вывод: площадь коричневого прямоугольника больше, чем площадь жёлтого.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать понимать речь других.

Познавательные: логические анализ объектов с целью выделения признаков.

Выявление причины затруднения

Цель этапа:

Создание проблемной ситуации.

 Над какой темой продолжаем работать?

С каким способом нахождения площади познакомились на прошлом уроке?

Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см, разбейте его на квадратные сантиметры и найдите его площадь.  

Когда в жизни пригодится умение находить площадь прямоугольника?

Удобно ли будет использовать способ разбивки на квадратные сантиметры?

Проблема: Как найти площадь прямоугольника, не разбивая каждый раз на квадратные сантиметры?

Как вы думаете какова цель нашего урока?

 Площадь прямоугольника.

Делением прямоугольника на квадратные сантиметры и подсчёта этих квадратов.

Выполнение самостоятельной работы.

Проверка. Площадь 18 кв. см.

При ремонте (площадь комнаты, потолка, чтобы поклеить обои; пола, чтобы постелить ламинат и т. д.).

Нет.

Как найти площадь прямоугольника, не разбивая его на квадраты.

Цель: вывести формулу нахождения площади прямоугольника и пользоваться ей при решении задач.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, проблемы; логические – формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

 

Цель этапа:

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации; установление осознанности восприятия.

Площадь прямоугольника 18 кв. см. (слайд 5)

Как удобнее и быстрее узнать, сколько всего квадратов в прямоугольнике?

Сколько квадратов в каждой полосе?

Сколько полос?

Значит по 6 квадратов сколько раз взяли?

Как записать?

Что обозначает число 6 у прямоугольника?

А число 3?

Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника.

Сравните ваш вывод с правилом в учебнике с. 60

Это правило можно записать в виде формулы.

Давайте её составим.

Площадь в математике принято обозначать  буквой S, длину буквой a, ширину – буквой b. (слай 6)

Кто может записать формулу?

Вот вы и вывели формулу нахождения площади прямоугольника.

 

Дети предлагают свои варианты.

6.

3.

По 6 3 раза.

6*3=18 кв.см

Длина.

Ширина.

Для нахождения площади прямоугольника надо длину умножить на ширину.

Дети читают правило и делают вывод, что они были правы.

Ученик на доске пробует записать формулу. Сверяют с записью на слайде.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-нагнуться, разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре-руки шире.

 Пять- руками помахать.

Шесть- на месте повернуться.

Семь- попрыгать, поскакать.

 Восемь – помолчать.

Выполняют упражнения

Усилием воли выполнение задания в соответствии с требованиями.

Установка на здоровый образ жизни

 Первичное закрепление

 

Цель этапа:

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для сам.работы по новому материалу.

 Организует работу.

Задача  № 3 (1) с. 61

Начертите этот прямоугольник.

 Задание 2).

Выполняют работу.

Производят контроль.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, уметь слушать, вступать в диалог.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель этапа:

Организация деятельности с применением новых знаний

Людям каких профессий необходимо умение находить площадь фигур?

Я предлагаю вам побыть в роли строителей и, работая в паре, из деталей, которые есть у вас на партах, построить дом.

Задание.Сделать необходимые измерения и

I ряд - найти площадь фундамента.

II ряд - найти площадь стены.

III ряд - найти площадь окна.

Строителям, инженерам, конструкторам, архитекторам.

Работа в паре.

Ученики из фигур выкладывают на парте дом. (слайд 7)

 

Выполняют самостоятельную работу. Измеряют длину и ширину, находят площадь, делая запись в тетрадь.

Проверка. (слайд 7)

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: самоопределение.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

 стр. 60 № 2, № 9 (слайд 8)

 Знакомятся с заданием, слушают инструкцию, записывают задание в дневник.

Коммуникативные: умение слушать.

Рефлексия.

Цель этапа:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 9

Задаёт вопросы о достижении цели урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли цели?

Что нового узнали на уроке?

Чему учились на уроке?

Как оцениваете свою работу?

-если вам было всё понятно, вы легко справлялись с заданиями на уроке, раскрасьте круг синим цветом;

- если иногда были трудности, сомнения, то жёлтым;

- если вам было трудно выполнять задания, то красным.

Оценки.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Вывести формулу нахождения площади прямоугольника.

Да.

Как находить площадь прямоугольника.

Решать задачи на нахождение площади прямоугольника.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, показывают листы с закрашенным кругом.

  

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать понимать речь других.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Площадь прямоугольника 3 класс Пикалова И.В. учитель начальных классов МБОУ ЦО №15 г. Тула

Слайд 2

30 6 29 9 53 40 56 42 7 Е Я Г О М И Т Р Е 6 7 9 29 30 40 42 53 56 Г Е О М Е Т Р И Я

Слайд 3

Среди данных фигур найти прямоугольники 1 2 4 5 3 6

Слайд 4

Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см, разбейте его на квадратные сантиметры и найдите его площадь. 18 см 2 3 см 6 см 6  3 = 18 см 2

Слайд 5

Формула площади прямоугольника S – площадь a – длина b – ширина S = a  b

Слайд 6

S = 9  3 = 27 см 2 S = 9  7 = 63 см 2 S = 3  2 = 6 см 2

Слайд 7

Домашнее задание С. 60 № 2, № 9.

Слайд 8

Рефлексия Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке? Как оцениваете свою работу: -если вам было всё понятно, вы легко справлялись с заданиями – синий; - если иногда были трудности, сомнения - жёлтый; - если было трудно выполнять задания – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 1 класс "Прямоугольник"

Математика. 1 класс. УМК «Школа 2100» Урок 28 (§ 3.18)Учитель Попович И.Ю.Тема урока ПрямоугольникЦель. Возможность научиться отличать прямоугольник от других фигур.(+УУД)Понятия: замкнутая...

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»для учащихся 2 класса       Цель: сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ...

Презентация к уроку математики по теме "Прямоугольник"

Презентация  к уроку математики по теме "Прямоугольник" 2 класс Школа России...

Урок математики "Нахождение периметра прямоугольника"

Приведена подробная разработка урока математики во 2 классе по теме "Нахождение периметра четырехугольника" на стадии закрепления и расширения материала...

Урок математики 2 класс Прямоугольник и квадрат

Урок разработан на основе учебника  "Математика"  В.Н. Рудницкой 2 класс и применением мультимедиатехнологий...

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат" с приложением в формате Notebook....

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...