Математика Технологическая карта темы : Грамм
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Вымберг Лариса Ивановна

Актуализировать знания об известной единице измерения массы «килограмм». Введение понятия «грамм». Изучение меры массы грамм: сравнение, перевод в другие единицы измерение массы в граммах. Решение задач с именованными числами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

УМК «Перспектива»

Математика

Технологическая карта темы

Автор: Большакова Наталья Ивановна.

Тема

Грамм (3часа) Слайд 1.

Цели

Сформировать представление о мерах массы.

Ввести единицу измерения массы «грамм».

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализировать знания об известной единице измерения массы «килограмм». Введение понятия «грамм». Изучение меры массы грамм: сравнение, перевод в другие единицы измерение массы в граммах. Решение задач с именованными числами.

Термины и  понятия

Грамм, задача, именованные числа, килограмм, мера массы, простая задача, составная задача,  условие.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание готовить блюдо по рецепту;

- ответственное отношение к измерению ингредиентов в соответствии с рецептом приготовления блюда;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «именованные числа», «килограмм», «грамм», «задача», «условие», «мера массы», «простая задача», «составная задача» и использовать его в активном словаре;

- соотносить значения разных единиц измерения массы и обосновывать свое мнение;

- сравнивать выражения с именованными числами и обосновывать свое мнение;

- определять способы оформления краткой записи задачи и обосновывать свой выбор;

- использовать приобретенные знания для определения мерки при подготовке каждого ингредиента в соответствии с рецептом приготовления блюда.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

-  соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- переводить единицу изменения массы «килограмм» в «граммы»;

- писать именованные числа в порядке возрастания;

 - определять массу предмета, используя весы и набор гирек;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами;

- определять соответствующую мерку для подготовки каждого ингредиента в соответствии с рецептом приготовления блюда.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – Н.Носов «Мишкина каша»

Окружающий мир

Тема –«Путешествие по родному краю»

 Технология

Тема-«Моделирование весов»

Информационный материал

Учебник «Математика» 3 класс, ч.2, Рабочая тетрадь, № 2.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК «Перспектива»

Таблицы: «Меры массы». Аптекарские весы с гирьками, кухонные весы.

Интерактивный материал

Электронная презентация

Карточки с учебными заданиями, для устного счёта.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме

Слайд 2-3.

Аня и Ваня собирались с одноклассниками в поход. Дети решили испечь хлеб для друзей. Взяли они стакан муки, стакан сахарного песка, столовую ложку дрожжей, соли, воды сделали всё так, как делала мама. Загрузили продукты в чудо-печь и стали ждать. Когда пришло время, ребята достали хлеб и увидели, что он совсем  не похож на тот, который пекла мама.  К тому же оказался не вкусным, и они огорчились, что не смогут взять его в поход и порадовать одноклассников.

Ребята, почему у Ани и Вани получился такой хлеб, если для его изготовления они использовали те же ингредиенты, что и мама?

Школьник высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не готовы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться использовать рецепт приготовления хлеба так, его результат всех радовал?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ане и Ване.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Работа с мерами массы: килограмм, грамм

Цели: 

• Актуализировать знания об известной единице измерения массы «килограмм».

• Ввести понятие «грамм».

• Научить:

- соотносить значения разных единиц измерения массы и обосновывать свое мнение;

- переводить единицу изменения массы «килограммы» в «граммы»;

- писать именованные числа в порядке возрастания;

- определять массу предмета, используя весы и набор гирек;

- записывать именованные числа;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Назовите известные вам единицы измерения массы (кг).

Слайд 4

Назовите предметы, для измерения которых можно  использовать килограмм. Сообщение учителя Слайд 5

Массу предмета имеющего вес меньше 1 килограмма измеряют в граммах. Слово «грамм» произошло от греческого «грамма», что означает меру веса. Слово «грамм» пишут сокращённо «г» (точка после буквы не ставится). Например: 15 г, 400 г, 752 г.

1 килограмм содержит тысячу граммов, который записывают так:1кг =1000 г.

Задание 2 (З)

Назовите значение слова «грамм»

Назовите условное обозначение грамма.

Назовите количество граммов, которое содержит 1 килограмм.

Задание 3 (З) Учебник, с.101, № 1.

Прочитайте высказывания, которые содержат данные о массе в граммах.

Задание 4 (З) Учебник, с.102, № 2.

Рассмотрите рисунок и назовите гирьки, которыми можно взвесить: 8 г, 75 г, 250 г, 380 г, 900 г.

Задание 5 (П)  Слайд 6

Можно ли взвесить 1 кг конфет, используя гирьки достоинством: 50 г , 3 г, 10 г, 15 г, 20 г? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (У)    Слайд 7

Определите и подчеркните гирьки, которыми можно взвесить 1 кг мандаринов.

Задание 7 (У) Практическая работа

Определите массу предмета, пользуясь весами и набором гирек разного веса: 1г, 2г, 3г, 10 г, 50 г, 100 г, 200 г., 500 г.

>, <,=:

Диагностические задания

Слайд 8

1. Определите названия  единиц измерения массы и подчеркните их:

Метр, квадратный сантиметр, грамм, сутки, дециметр, минута, килограмм, час, километр.

2. Определите наименьшую единицу измерения массы и подчеркните ее обозначение:

100 г, 1 кг, 50 г, 200 г., 1 г, 5 г,

500 г

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «грамм» и использовать его в активном словаре;

- соотносить значения разных единиц измерения массы и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения: 

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- переводить единицу измерения массы «килограммы» в «граммы»;

- писать именованные числа в порядке возрастания;

- определять массу предмета,

используя весы и набор гирек.

Блок Б. Действия с именованными числами: написание и сравнение

Цели: 

• Актуализировать знания об именованных числах.

• Актуализировать умение выполнять вычисление с именованными числами.

• Научить:

- сравнивать выражения и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о порядке выполнения действий с именованными числами;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять взаимопроверку выполненного задания.

Задание 1 (З) Слайд 9

Назовите значение выражения «именованные числа».

Назовите наименьшую единицу измерения массы.

Назовите количество граммов, которое содержит 1 килограмм.

Расскажите о порядке выполнения действий с именованными числами.

Задание 2 (П) Слайд 10

Можно ли поставить знак равенства между выражениями 300 и 300г? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли Петя использовал знак сравнения в выражении: 450 г > 1 кг? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У)

Определите значение каждого выражения и напишите его результат в строчку через запатую:……, ………, ……., ………

Уменьшить: 30кг на 6кг, 30г  в 6 раз, 1кг на 200г

Увеличить 2кг на 10 кг, 2г    в 6 раз, 9 кг в 2 раза

Задание 5 (У) 

Сравните значения в каждом выражении, используя знаки: >, < ,= предварительно вычислив его  левую часть:

300г+600г  ? 1кг

1кг-800г   ?   100гр

400г+500г  ?  1кг

504г-500г  ?  4г

Задание 6 (У)          с взаимопроверкой Слайд 11

Определите значение в каждом выражении и укажите стрелочкой его результат:

720г : 3

180гр х 5

140г х 5

160г:4

40 г

240 г

700 г

900 г

Диагностические  задания 

Слайд 12

1. Напишите именованные числа в порядке возрастания.

180 г, 1 кг, 80 г, 1 кг70 г, 500 г, 105 г.

2. Сравните значения в каждом выражении, используя знаки: >, < ,= предварительно вычислив его  левую часть:

500 г +400  г… 1 кг

1 кг – 300 г … 600 г

200 г+300 г…1 кг

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «именованные числа» и использовать его в активном словаре;

- сравнивать выражения с именованными числами и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения: 

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о порядке выполнения действий с именованными числами;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа.

Блок В.  Решение задач с именованными числами

Цели:

• Актуализировать знания о понятии: «задача», «условие», «вопрос», «простая задача», «составная задача».

• Актуализировать умение выполнять вычисление с именованными числами.

• Научить:

- определять способы оформления краткой записи и обосновывать свой выбор;

- определять выражение, соответствующее условию задачи и обосновывать свой выбор.

- вносить изменения в условие задачи;

- решать задачи с именованными числами;

- выполнять взаимопроверку;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата своей деятельности.

Задание 1 (З) Слайд 13

Назовите значение слова «задача», «условие», «вопрос».

Назовите значение выражение «простая задача», «составная задача».

Задание 2 (П) 

Может ли данная краткая запись быть условием задачи, если в результате надо определить общее количество муки, привезенной в магазин? Обоснуйте свое мнение?

1 мешок – ?, на 10 кг больше

2 мешок  – 40 кг муки

Задание 3 (У)

Внесите изменения в краткую запись задачи, чтобы можно было определить общее количество муки, привезенной в магазин, и оформите  ее решение.

1 мешок – ?, на 10 кг больше

2 мешок  – 40 кг муки

Задание 4 (З)

Ежесуточно человек потребляет 2 г соли. Сколько граммов соли он съедает:

- за неделю - ……

- за месяц  (30 дней) - …….

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что 1 г пуха тяжелее 1 г железа? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (П)  Слайд 14

У Ани в рюкзаке 5 булочек с маком по 12г, а у Вани 4 ватрушки по 9г.

Можно ли утверждать, что каждое из представленных выражений является решением данной задачи. Обоснуйте своё мнение.

12х5               9х4              12х5+9х4              12х5-9х4

Задание 4 (У) Учебник, с.102, № 3.

Решите задачу с именованными числами.

Мама купила 400 г ветчины, 250 г сыра, а творога на 400 г меньше, чем ветчины и сыра вместе. Определите массу всей покупки.

Задание 5 (У) Учебник, с.102, № 6         с взаимопроверкой

Решите задачу с именованными числами.

В 3 одинаковых стаканах 600 г воды. Можно ли согласиться ч тем, что в 5 стаканах будет 1 кг воды?

Задание 6 (У)  Слайд 15

Решите задачу с именованными числами.

Яйцо страуса имеет массу 1 кг 500 г, а куриное яйцо 62 г. На сколько граммов яйцо страуса тяжелее куриного яйца?

(1 кг 500 г – 62 г = 1 кг 438 г)

Задание 7 (У) Учебник, с.103, № 4

Решите задачу с именованными числами.

В первом пакете 200  г семян, во втором - в 2 раза меньше, чем в первом, а в третьем пакете в 3 раза больше, чем в первом и во втором пакетах вместе. Сколько граммов семян в третьем пакете?

Диагностические задания:

Рабочая тетрадь, с.82, № 4.

Слайд 16

Определите массу туалетного набора, если известно, что шампунь весит 400 г, масса мыла в 4 раза меньше массы шампуня, а масса зубной пасты на 215 г меньше шампуня.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «задача», «условие», «вопрос»,  и использовать их в активном словаре;

- определять способы оформления краткой записи задачи и обосновывать свой выбор;

- определять выражение, соответствующее условию задачи и обосновывать свой выбор.

 Регулятивные умения:

-- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения: 

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- вносить изменения в условие задачи;

- решать задачи с именованными числами.

Блок Г Диагностика качества освоения темы

Цели:

: установить степень освоения темы, а именно:

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- решать задачи с именованными числами.

 

Контрольное задание  Слайд 17

1. Сравните значения в каждом выражении, используя знаки: >, < ,= предварительно вычислив  левую часть

    400 г + 300 г … 1 кг                       1 кг – 600 г … 700 г

    800 г – 500 г … 1 кг                       1 кг– 900 г… 10 г

    700 г + 300 г ..1 кг                        640 г + 360 г … 1 кг

2. Напишите именованные числа в порядке возрастания.

• 400 г, 407 г, 47 г, 40 кг, 740 г, 7 кг, 700 г.

• 520 г, 2 кг 200 г, 25 г, 5 кг 15 г, 102 кг, 5 г.

3. Решите задачу с именованными числами.

• За 4 кг яблок заплатили 120 рублей. Сколько стоят 6 кг яблок?

• В двух пакетах 200 г семян. Сколько граммов семян в 9 таких же пакетах?

• Мама купила 350 г сыра, 600 г ветчины, а творога на 400 г меньше, чем сыра и ветчины вместе. Сколько творога купила мама?

 

Регулятивные умения: 

-выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- решать задачи с именованными числами.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

 • Стимулировать желание научиться подготавливать и измерять ингредиенты в соответствии с рецептом.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для определения соответствующей мерки для подготовки каждого ингредиента 

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Аня и Ваня собирались с одноклассниками в поход. Дети решили испечь хлеб для друзей. Взяли они стакан муки, стакан сахарного песка, столовую ложку дрожжей, соли, воды сделали всё так, как делала мама. Загрузили продукты в чудо-печь и стали ждать. Когда пришло время, ребята достали хлеб и увидели, что он совсем  не похож на тот, который пекла мама.  К тому же оказался не вкусным, и они огорчились, что не смогут взять его в поход и порадовать одноклассников.

Ребята, почему у Ани и Вани получился такой хлеб, если для его изготовления они использовали те же ингредиенты, что и мама?

Информативный вариант* Слайд 18

Определите соответствующую мерку для подготовки каждого ингредиента по рецепту изготовления хлеба и внесите данные в таблицу №2 "Количество необходимых мер для рецепта". Для этого используйте рецепт приготовления хлеба, данные таблицы №1 «Меры массы» и предложенный план:

1. Выберите ингредиенты  для изготовления хлеба.

2. Определите массу каждого ингредиента, используя данные рецепта.

3. Определите мерку, которой  можно воспользоваться, используя таблицу№1 "Меры массы".

4. Внесите данные о необходимых мерках в таблицу№2 «Количество необходимых мер для рецепта».

Рецепт хлеба:

На 1 буханку, примерно 12 кусков
100 г   грецких орехов
2г         сухих дрожжей
500 г   пшеничной  муки
50г     сахара
60г     подсолнечного масла
1г     соли
500г  воды

Слайд 19

Меры массы

Таблица № 1

Наименование продукта

Стакан(200мл)

Столовая ложка

Чайная ложка

1 штука

Мука

100г

25г

10г

-

Сахарный песок

200г

25г

10г

-

Сухие дрожжи

150г

15г

Соль

300г

30г

-

Подсолнечное масло

250г

20г

-

Вода

250г

20г

-

-

Грецкие орехи

Количество необходимых мер для рецепта

Таблица № 2

Наименование продукта

Количество

    стаканов

Количество столовых ложек

Количество чайных ложек

1 штука

Мука

-

Сахарный песок

-

Сухие дрожжи

Соль

-

Подсолнечное масло

-

Вода

-

-

Грецкие орехи

Импровизационный вариант  Слайд 20

Определите соответствующую мерку для подготовки каждого ингредиента по рецепту изготовления хлеба и внесите данные в таблицу №2 " Количество необходимых мер для рецепта", используя данные таблицы №1 «Меры массы»

Рецепт хлеба:

На 1 буханку, примерно 12 кусков
100 г   грецких орехов
2г         сухих дрожжей
500 г   пшеничной  муки
50г     сахара
60г     подсолнечного масла
10г     соли
500г  воды

Слайд 21

Меры массы

Таблица № 1

Наименование продукта

Стакан(200мл)

Столовая ложка

Чайная ложка

1 штука

Мука

100г

25г

10г

-

Сахарный песок

200г

25г

10г

-

Сухие дрожжи

150г

15г

Соль

300г

30г

-

Подсолнечное масло

250г

20г

-

Вода

250г

20г

-

-

Грецкие орехи

Используемые меры для рецепта

Таблица № 2

Наименование продукта

Количество

    стаканов

 Количество столовых ложек

 Количество чайных ложек

1 штука

Мука

-

Сахарный песок

-

Сухие дрожжи

Соль

-

Подсолнечное масло

-

Вода

-

-

Грецкие орехи

Эвристический вариант Слайд 22

Определите соответствующую мерку для подготовки каждого ингредиента по рецепту изготовления хлеба и внесите данные в таблицу №2 " Количество необходимых мер для рецепта"

Рецепт хлеба:

На 1 буханку, примерно 12 кусков
100 г   грецких орехов
2г         сухих дрожжей
500 г   пшеничной  муки
50г     сахара
60г     подсолнечного масла
10г     соли
400г  воды

Слайд 23

Количество необходимых мер для рецепта

Таблица № 2

Наименование продукта

Стакан

Столовая ложка

Чайная ложка

1 штука

Мука

-

Сахарный песок

-

Сухие дрожжи

Соль

-

Подсолнечное масло

-

Вода

-

-

Грецкие орехи

* Количество необходимых мер для рецепта

                                                                                                                            Таблица № 2

Наименование продукта

Стакан

Столовая ложка

Чайная ложка

1 штука

Мука

5

-

Сахарный песок

2

-

Сухие дрожжи

1

Соль

1

-

Подсолнечное масло

3

-

Вода

2

-

-

Грецкие орехи

20

Личностные умения:

  - ответственное отношение к подготовке и измерению ингредиентов в соответствии с рецептом. 

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для определения соответствующей мерки при подготовке каждого ингредиента в соответствии с рецептом приготовления хлеба.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- определять соответствующую мерку для подготовки каждого ингредиента в соответствии с рецептом приготовления хлеба.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ  Слайд 24

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь выполнять измерение величин разными мерками, потому что……

2. Чтобы измерить разными мерками ингредиенты, нужно….

Самооценка  Слайд 25

Закончите предложение:

Я ....(очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а)           ……………………(самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о мерах массы.

Ввести единицу измерения массы «грамм».

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять ответственное отношение к измерению ингредиентов в соответствии с рецептом приготовления блюда.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для определения мерки при подготовке каждого ингредиента в соответствии с рецептом приготовления блюда.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью. 

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- определять соответствующую мерку для подготовки каждого ингредиента в соответствии с рецептом приготовления блюда.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс УМК «Школа России» Математика Технологическая карта "Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями "

Деление многозначных чисел  на числа, оканчивающиеся  нулями Метапредметные уменияПознавательные умения:- определять десятичный состав двухзначных и трёхзначных чисел и обосновать своё ...

УМК «Школа России», 1 класс «Математика» Технологическая карта Тема: Единицы стоимости: рубль, копейка

Тема:     Единицы стоимости: рубль, копейкаЦели:   познакомить с денежными  единицей рубль, соотносить рубль и копеек; переводить одни единицы в другие.Задачи:...

Математика. Технологическая карта урока на тему " Случаи +4"

Технологическая карта урока на тему " Сложение с переходом через десяток. Случаи +4" Открытый урок в 1 классе,  связанный с праздником "День космонавтики"...

Конспект урока по математике (технологическая карта) в 4 классе по теме «Задачи на движение. Нахождение времени»

Конспект урока по математике (технологическая карта) в 4 классе по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" с презентацией...

Технологическая карта тема " Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова." 4 класс учитель Дудникова Л. В.

                                  Технологическая карта урокаФ.И.О.  Дудникова Лариса ВикторовнаПредмет...

Разработка открытого урока по математике (технологическая карта ) для 3 класса на тему: «Умножение суммы на число» УМК Школа России

Формировать умение умножать сумму на число разными спосабами,сравнивать разные способы вычислений....