Технологическая карта урока поматематике по теме:" Прибавление числа 4 " 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)

Иксанова Рашида Сафаровна

Технологическая карта урока поматематике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1 класс

Тема урока: Прибавление числа 4

Место урока по теме: первый урок по теме «Прибавление числа 4»

Тип урока: изучение нового (урок-путешествие)

Формы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе.
Приемы: создание проблемной ситуации, путешествие, палочки Цукерман.
Методы: частично поисковые,  продуктивные методы: диалог, обмен мнениями, анализ задач, обобщение информации, обсуждение способов прибавление 4.

Цель урока

Задачи урока

Образовательная: научить прибавлять число 4 по частям. Объяснять свой выбор и свои действия; 
Деятельностная: рассмотреть способы прибавления числа 4 по частям  и применять их при решении задач и примеров.

Обучающие:

  • На основе модели прибавления 4  научиться решать примеры и задачи в нестандартных условиях.
  • На основе работы с тетрадью, со слайдами  презентации установить логические связи, как разбить на части число 4.
  • В ходе коллективного обсуждения осознать значимость умения договариваться при работе в группе.

Развивающие: развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать;
Воспитательные: воспитывать  взаимовыручку, самооценку и взаимооценку. 

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

– способы прибавления числа 4;
– состав числа;
– свойство (удобнее к большему числу прибавлять меньшее).
 

– прибавлять число 4 по частям к любому однозначному числу;
– дополнять числа 7,8,9 до 10;
– решать примеры и задачи на + 4;
– говорить математическим языком;
– правильно оценивать свою работу и работу других.
 

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

(учебно-познавательная, информационная, коммуникативная)
Предметные результаты:
Личностные результаты:
– Формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план;
– формировать положительную мотивацию к обучению;
Метапредметные: .
 Регулятивные УУД:
– формировать умение концентрировать внимание;
– закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
Познавательные УУД:
– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
– формировать умение учащихся работать по модели.
Коммуникативные УУД:
– формировать умение работать в паре, в группе;
–  учить  приёмам,  представлять результат своей деятельности и результат деятельности работы в паре, в группе.
Предметные: 
– познакомить со способами прибавления числа 4 по частям;
–познакомить с моделью прибавления числа 4;
– совершенствовать  вычислительные навыки в пределах 10.

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве 

Учителя: мультимедийное оборудование, индивидуальная карточка учащегося  с примерами, КОЗ для каждого ученика по 3 уровням, презентация.
Учащихся: рабочая тетрадь № 3 В.Н.Рудницкая,  касса цифр, пенал, лист самооценки. 

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/ аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:  Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 3 мин.

Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.
 

– Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок,
Очень тихо вы садитесь…
И работать не ленитесь.
– Мы сегодня с вами, дети,
Разгадать один секретик
Математики должны.
Если будем мы дружны.
Путешествие нас ждет…
Вы готовы?
Так вперёд!!!
– Мы отправляемся на планету «Математика»   
(Слайд  №1)
– Как вы думаете, какие умения пригодятся нам для успешной работы на планете математика?
– Живет там добрый Лунтик,
Он совсем не знает лени.
Но сегодня почему – то
У него плохое утро:
Он решить пример не может
Может, мы ему поможем?

Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

 

Фронтальная

Включение в учебный процесс

II этап:  Актуализация и фиксация затруднения в деятельности 7 мин. 

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

– Посмотрите, Лунтик что-то хочет вам сказать:  (Слайд  №2)
«Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4»
– А теперь пора, ребята, знанья наши показать.
Будем ракету запускать
Она откроет первое число состава 4
Вы же второе покажите цифрой из кассы.  (Четыре это 3 и…, 4 и…, 2 и …, 1 и …)
– Что вы знаете о числе 4?
(дети: четное, соседи числа 4 –3 и 5, пятое по счету, больше 0,1,2,3, меньше 5, 6, 7, 8, 9, 10 и.т.д).
(Слайд  №3)
– Взлетаем вместе с солнышком (ФИЗМИНУТКА)
– Вот мы и приземлились на планете МАТЕМАТИКА.

Демонстрируют знания, умения  по теме:
Характеризуют число 4.
Называют состав числа 4.
Работают с кассой цифр.

Учебно-познавательная.

Фронтальная

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений),
известных способов деятельности.

III этап: Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи) 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока. 

(Слайд  №4)

Есть у Лунтика подружка,
Познакомьтесь с ней  – лягушка!
Вы ее только коснитесь
И при этом улыбнитесь,
Пример выдаст она сразу!
Не один из них ни разу
Не учились мы считать,
А ведь мы хотим все знать?
На примеры посмотрите,
Все внимательно сравните.
Вспомните, что повторяли
Состав числа 4 не зря мы,
Может, скажет уже кто-то
Тему нашего урока?
– А что сложного в этой теме,
Какая скрыта здесь проблема?
– Почему Лунтику трудно сосчитать?

Выдвигают варианты формулировок проблемы и цели, участвуют в их обсуждении.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Частично поисковые методы, продуктивные методы.

Появление цели урока.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания») 7 мин.

Учитель предлагает модель для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

(Слайд  №5)
Итак, как будем мы считать?
Сколько будет 5+4?
Модели нам помочь должны
Какие? Уж решите вы.
Возьмете для себя
Выстраиваем модель: 
– 4 можно разбить на части?
–на какие?
– 4 это 1–1–1–1, значит можно прибавлять по 1? Как? (рассказывают дети)
– 4 это 2 и 2, Как будем прибавлять?
(Рассказывают дети)
– 4 это 1 и 3, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)
– 4 это 3 и 1, Как будем прибавлять?
(Рассказывают дети)
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы строили модель + числа 4.  +  или –) 

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 Частично поисковые методы, продуктивные методы. Лист самооценки.

Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества
Коллективного обсуждения проблем, предположений
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: Первичное закрепление 10 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи.

(Открываю примеры)
– Объясните, как вы будете прибавлять 4. Какую модель возьмете? (Дети объясняют способ сложения 4)
(Слайд №6) 
Возьмем линейку мы сейчас,
Примеры сосчитаем в раз.
Пусть Лунтик учится решать примеры,
А не сидит без дела!
– Сколько надо прибавить к каждому из чисел 7,8,9, чтобы получилось 10?
(Открываю примеры)
(Слайд  №7) 
– Объясните способ сложения?
8 + 4, 9 + 4, 4 + 7.
(Объяснение детей)
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно +  или –)

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Фронтальная
Лист самооценки.

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.

Включение нового знания в систему знаний;
повторение  и закрепление ранее изученного.
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

(Слайд  презентации №8)
– Лунтик, решил объяснить как решать примеры Божей коровке.
– Вы поможете ему?
(работа в парах)
– Давайте каждый из вас объяснит своему соседу по парте еще раз, как решаются такие примеры.
– Выберите один из решенных примеров и объясните соседу.
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы объясняли соседу решение примера +  или –) 
(Слайд  №9)
– Ой, ребята, вот так Лунтик,
У примеров все ответы
Раскидал без промедленья
Вы же все ответы найдите и примеры соберите!
(Слайд  №10)
– Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, оцените палочками успеха.
– 1 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 1 столбик?
– 2 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким способом  прибавляли 4 во 2 столбике?
– 3 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 3 столбик?
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили примеры и работали в группе +  или –. 
(Слайд  №11)
(Выполняют КОЗ)
(стимул) – Чтобы благополучно вернуться на землю, необходимо правильно решить задачу.
(задачная формулировка)
– Путешествие подходит к концу, и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты «Математика» (работа в группе)
1 группа (каждый ребенок): Сколько квадратов и  треугольников?
2 группа (каждый ребенок): Сколько кругов?
3 группа (каждый ребенок): Сколько треугольников  и квадратов?
(Слайд №11) (Проверка 4 + 4 = 8)
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили задачу сколько баллов получили.

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

 

 

 

 

 

Решают примеры на карточке.

 

Взаимопроверяют. (Палочки Цукерман).

 

 

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

 

 

 

 

 

Выбор заданий соответствующего уровня.

Решают КОЗ.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа  в паре
Работа в группе
Лист самооценки.

Предметная.
Умение ориентироваться в содержании темы.
Информационная.
Умение использовать информацию  разных  способов сложения, для решения учебной задачи.
Коммуникативная.
Освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
Социальная.
Уточнение собственных возможностей и ограничений. 

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин.

Организовать действие по самостоятельной работе: контролю усвоения материала;
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.
Коллективно-распределенная деятельность.

(Слайд №12)
– А в это время на земле!
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
(Слайд  презентации №13)
– Чтобы нам благополучно приземлиться на Землю, откроем тетради на странице 39, и № 2,3 выполним самостоятельно.
– Решаем самостоятельно,
Будьте при этом очень внимательны.

Проверка (самопроверка)

 Назовите примеры, в которых допущена ошибка. Оцените себя. Покажите, где живет ваш успех.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи.
Оцените соседа. Покажите, где живет  успех соседа.
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно +  или –.

Выявление границ применимости нового знания при выполнение заданий № 2 (примеры) и № 3 (задача).

 

 

 

Один ученик проговаривает решение.
Все проверяют, высказывают мнение.
Оценивают себя. (Палочки Цукерман).
Оценивают соседа. (Палочки Цукерман).

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная.

Работа в парах (взаимопроверка). Самостоятельная работа в тетради. (самопроверка)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Умение систематизировать, самостоятельно применять изученное.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.

VII этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока 5 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

(Слайд  №14)
– Вот мы и приземлились.
– Понравилось вам путешествие?
 Возьмите листы самооценки. Сосчитайте + и – и баллы. Встаньте те, у кого 6-5 плюсов и 3 балла. – Вы умницы! Встаньте те, у кого 4-3 плюсов и 3 или 2 балла.
– Вы молодцы, но обратите внимание на свои ошибки. Встаньте те, у кого 2, 1 плюс и 2 или 1 балл. – Вы хорошо работали, но нужно быть активнее и внимательнее и не допускать ошибки. Встаньте те, у кого все минусы. В чем была трудность у вас?
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал (а)….
– Сегодня на уроке я смог(ла)….
– Сегодня на уроке мне было интересно….
– Сегодня на уроке мне было трудно…
– То, что я узнал (а) сегодня на уроке, мне пригодится…

Мы сегодня потрудились
Прибавлять мы научились
Число 4, разбив на части –
Пригодиться это часто
В жизни, где угодно надо
Считать точно, без изъяна!!!

– Лунтик прислал вам телеграмму: (Слайд  №15) 

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная

Рефлексия с использованием Клеше, листа самооценки.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализируют личностное изменение в процессе учения.
Анализируют достижение цели, описывает способ достижения ее.

Индивидуальная карточка учащегося

Восстанови  ответы, которые Лунтик разбросал.

0 + 4 =                                   5 + 4 =                                9 + 4 =

2 + 4 =                                   4 + 4 =                                7 + 4 =

3 + 4 =                                   6 + 4 =                                8 + 4 =

Задание группе № 1.  (Сильная группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали третий столбик.

Ответ: (дети – дополняли до 10)

Задание группе № 2 (Средняя группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали второй  столбик.

Ответ: (дети – прибавляли 4 по частям)

Задание группе № 3 (Слабая группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали первый столбик.

Ответ: (дети – удобнее к большему числу прибавить меньшее ).

Приложение 2.

КОЗ (Компетентностно ориентированное задание)

Компетенция

Учебно-познавательная: самоконтроль, самооценка.

Информационная: переработка и использование информации для решения учебной задачи.

Стимул

Чтобы благополучно вернуться на землю необходимо правильно решить задачу.

Задачная формулировка

Путешествие подходит к концу и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты математика

Источник информации

Карточка с заданием

Задача:

На планете Математика проживали  4                , столько же              ,   а                       столько, сколько             и                        вместе.

Задание группе № 1.  (Сильная группа)

              Сколько проживало на планете                  ?

Задание группе № 2.  (Средняя группа)

             Сколько проживало на планете               и              ?

Задание группе № 3.  (Слабая группа)

Сколько проживало на планете             и            ?

Бланк выполнения задания

Решение:

Ответ:

Инструмент проверки

Слайд презентации № 11

4

+

4

=

8

8

Решение:

Ответ:    

Шкала оценки

Решил задачу  и правильно ее оформил– 3 балла

Решил задачу, но оформил неправильно –  2 балла

Не правильно решил задачу и не правильно оформил ее – 1 балл

Не решил задачу и не оформил запись задачи – 0 баллов

Приложение 3.

Лист самооценки.

Критерии:

Да +  нет –

Я строил модель + 4.

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.  

Я несколькими способами объяснял своему товарищу, как решить пример 9+4=13 или  8+4=12.

Я решил на карточке примеры без ошибок

Я помогал в группе находить способы решения примеров, высказывал свое мнение.

Я решил самостоятельно задачу без ошибок о жителях планеты (балл: 3, 2, 1, 0)

Я решил без ошибок  в тетради  примеры и задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Прибавление и вычитание числа 3".

Технологическая карта урока математики по теме "Прибавление и вычитание числа 3" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по ОС "Школа России"....

Технологическая карта урока математика "Письменное деление многозначного числа на двузначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...

Технологическая карта урока математики «Письменное деление многозначного числа на трехзначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 03.05.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...

Технологическая карта урока математики по теме "Прибавление и вычитание нескольких единиц на числовом отрезке" - 1 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: совершенствовать умение выполнять операции сложения и вычитания чисел на числовом отрезке.Задачи урока: Дидактические:1. закрепить и уг...

Технологическая карта по математике по теме: "Прибавление к числам 9, 8 и 7 число 4"

Тема урока «Прибавление к числам 9, 8 и 7 число 4» Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с приёмом прибавления числа 4 к числ...


 

Комментарии

Ляшко Елена Михайловна

Спасибо! Выручили! Материал оказался очень кстати.