Рабочая программа "Занимательная математика" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

     Рабочая программа по курсу «Занимательная математика »  для учащихся 4 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана  в соответствии с Учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2018 - 2019 учебный год, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее - ПООП НОО),  в соответствии с авторской программой «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_4_klass.docx127.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Весёловский район хутор Нижнесолёный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Верхнесоленовская СОШ

Приказ от ___________________ № ______

___________________ Вандюк О.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование 4 «Б» класс

Количество часов: 34 часа

Учитель: Помазанова Н. В.

Программа разработана на основе:

требований ФГОС и авторской программы

Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»

Сборник  программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/

под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.

2018 - 2019 учебный год

Раздел: «Пояснительная записка»

     Рабочая программа по курсу «Занимательная математика »  для учащихся 4 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана  в соответствии с Учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2018 - 2019 учебный год, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее - ПООП НОО),  в соответствии с авторской программой «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой и на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);

-  приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015                    № 387);

- приказ Минобрнауки России  от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих  выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России  от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

-

Письма:

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

-  письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

-  письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).

-положениео рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) (утв. приказом № 132 от 29.08.2014 г.)

Цель и задачи учебного курса «Занимательная математика»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Раздел: «Общая   характеристика учебного курса»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческогои поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится учебными курсами. Вэтом может помочь курс«Занимательная математика», расширяющий математический кругозор иэрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Учебный курспредназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической иалгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий ииспользованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активногопоиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладениеэлементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание учебного курса«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса кпредмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знанийиумений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения программы.

Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способыдля выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-  анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделятьусловие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

 - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюсяв тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделированияситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбиратьиз них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

 - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной деталив конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия призаданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 На четвёртом году обучения в начальной школы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

В работе с детьми используются следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие)  и контролирующие.

 К репродуктивным относятся:

   а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

   б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

Преобразующие учебные действия, связанные  с  преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

        Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.

1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия . Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2.  Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

3.  Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

4.  Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

5.  Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

                  Раздел: «Место учебного курса в учебном плане»

     В 4 классе на изучение курса «Занимательная математика» отводится 35 часов. В соответствии с  Учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием  МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2018 – 2019 учебный год программа будет выполнена за 34 часа ( 1 час в неделю).

Раздел: «Содержание учебного курса»

Содержание учебного курса соответствуеткурсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытнаяинформация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Числа. Арифметические действия. Величины

  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точекна верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые  головоломки:  соединение  чисел  знаками  действия  так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

—  игры:  «Волшебная  палочка»,  «Лучший  счётчик»,  «Не  подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки»  — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические  пирамиды:  «Сложение  в  пределах  10;  20;  100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры:  «Крестики-нолики»,  «Крестики-нолики  на  бесконечной доске»,  «Морской  бой»  и  др.,  конструкторы  «Часы»,  «Весы»  из  электронного учебного пособия «Математика и конструирование» 1 .

Мир занимательных задач

  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи снедостаточными, некорректными данными, сизбыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи изадания. Ориентировка втексте задачи, выделение условия ивопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейсяв тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа назаданныевопросы.
  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составлениеаналогичных задач изаданий.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных взадачах.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи изадания. Задачи изадания по проверке готовых решений, втом числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
  • Задачи на доказательство, напримернайти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ +ГРОМ =ГРЕМИ идр. Обоснование выполняемыхи выполненных действий.
  • Решение олимпиадныхзадач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

.

Геометрическая мозаика

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки указывающиенаправление движения. Проведениелинии по заданному маршруту (алгоритму) —«путешествие точки» (на листе вклетку). Построение собственного маршрута (рисунка) иего описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности вузорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну инесколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры висходной конструкции (треугольники, таны,уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей всоответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантоврешения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание исоставление фигур. Деление заданной фигуры на равныепо площади части.
  • Поиск заданных фигур вфигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента сиспользованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделированиеиз проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр(по выбору учащихся).

Форма организации обучения —работа сконструкторами:

  • моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
  • танграм:древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»'. «Спичечный» конструктор;
  • конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
  • конструкторы«Танграм»,«Спички», «Полимино»,«Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» идр. из электронного учебного пособия «Математика иконструирование».


Раздел: «Тематическое планирование»

Разделпрограммы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

(универсальные учебные действия)

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые  головоломки:  соединение  чисел  знаками  действия  так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы иприёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии;

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать иисправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи снедостаточными, некорректными данными, сизбыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи изадания. Ориентировка втексте задачи, выделение условия ивопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейсяв тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа назаданныевопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составлениеаналогичных задач изаданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных взадачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи изадания. Задачи изадания по проверке готовых решений, втом численеверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, напримернайти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ +ГРОМ =ГРЕМИ идр. Обоснование выполняемыхи выполненных действий.

Решение олимпиадныхзадач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

Участвовать вучебном диалоге, оценивать процесс поиска ирезультат решения задачи;

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки1 1указывающиенаправление движения. Проведениелинии по заданному маршруту (алгоритму) —«путешествие точки» (на листе вклетку). Построение собственного маршрута (рисунка) иего описание.

Геометрические узоры. Закономерности вузорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну инесколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры висходной конструкции (треугольники, таны,уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей всоответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантоврешения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание исоставление фигур. Деление заданной фигуры на равныепо площади части.

Поиск заданных фигур вфигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента сиспользованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделированиеиз проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр(по выбору учащихся).

Ориентироваться впонятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

Ориентироваться на точку начала движения, на числа истрелки 1

 1     и др., указывающие направление движения;

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

Анализировать расположение деталей (танов,треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности врасположении деталей; составлять детали в соответствии сзаданным контуром конструкции;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин идр.) ииз разверток;

Осуществлять развёрнутые действия контроля исамоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.

Раздел «Календарно-тематическое планирование»

п/п

Дата

Тема занятия

Раздел

кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Требования  к  результату

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Интеллектуальная  разминка

Мир занимательных задач.

1ч.

Распознавать геометрические узоры.

Находить симметрию геометрических фигур. Распознавать закономерности в узорах.

Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» 1 .

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.  

Умение работать в информационной среде.

2

Числовой конструктор.

Числа. Арифметические действия. Величины.

1ч.

Геометрическая мозаика.

1 час.

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …

90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами; Применять изученные способы учебной работы иприёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его; Контролировать свою деятельность: обнаруживать иисправлять ошибки.

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

3

Геометрия вокруг нас.

Конструированием многоугольников из одинаковых треугольников.

4

Волшебные переливания. Задачи на переливание.

Числа. Арифметические действия. Величины.

1 час.

 Решение задач на переливание.

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности врасположении деталей; составлять детали в соответствии сзаданным контуром конструкции; Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Осуществлять развёрнутые действия контроля исамоконтроля. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Умение работать в информационной среде.

5

6

В царстве смекалки.

Мир занимательных задач

2ч.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Участвовать вучебном диалоге, оценивать процесс поиска ирезультат решения задачи;

7

8

«Спичечный» конструктор.

Геометрическая мозаика

3ч.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Анализировать расположение деталей (танов,треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности врасположении деталей; составлять детали в соответствии сзаданным контуром конструкции;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Осуществлять развёрнутые действия контроля исамоконтроля.

9

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

10

Числовые головоломки.

Числа. Арифметические действия. Величины.

6ч.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы иприёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать иисправлять ошибки.

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

11

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

12

Интеллектуальная  разминка.

Геометрия вокруг нас.

1 ч

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

13

Математические фокусы.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

14

Секреты чисел.

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа тремя одинаковыми цифрами.

15

Тайны окружности.

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

16

Математическое путешествие.

Числа. Арифметические действия. Величины.

1ч.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 – 14 = 20  20 + 18 = 38  38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

17

18

«Новогодний серпантин»

Мир занимательных задач

2ч.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

19

Математические игры.

Числа. Арифметические действия. Величины.

2ч.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

20

21

От секунды до столетия.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

22

Геометрический калейдоскоп.

Геометрическая мозаика

1ч.

Задания на разрезание и составление фигур.

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности врасположении деталей; составлять детали в соответствии сзаданным контуром конструкции;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Осуществлять развёрнутые действия контроля исамоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.

23

 Числовые головоломки.

Числа. Арифметические действия. Величины.

1ч.

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы иприёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии;

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать иисправлять ошибки.

24

Секреты задач.

Мир занимательных задач

1ч.

Задачи  с  лишними  или  недостающими  либо некорректными  данными. Нестандартные задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

25

В царстве  смекалки.

Числа. Арифметические действия. Величины.

1ч.

Решение  и  составление  ребусов,  содержащих  числа:  ви3на,  100л,  про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы иприёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии;

Аргументировать свою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать иисправлять ошибки.

26

Интеллектуальная разминка.

Мир занимательных задач

1ч.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

27

Выбери маршрут

Числа. Арифметические действия. Величины.

4ч.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

28

29

Дважды два – четыре.

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

30

Математическая копилка.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

31

Интеллектуальная разминка.

Мир занимательных задач

1ч.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

32

Заколдованные фигуры.

Геометрическая мозаика

1ч.

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности врасположении деталей; составлять детали в соответствии сзаданным контуром конструкции;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Осуществлять развёрнутые действия контроля исамоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.

33

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач

1ч.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

34

Математические фокусы.

Числа. Арифметические действия. Величины.

1ч.

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;

Включаться вгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

35

Математическая эстафета.

Мир занимательных задач

1ч.

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

Анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);

Искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).


Раздел: «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Материально – техническое обеспечение:

1. Кубики (игральные) сточками или цифрами.

2. Комплекты карточек счислами:

1) О,1,2,3,4, ...,9(10);

2) 10,20,30,40,...,90;

3) 100, 200, 300, 400, ..., 900.

3. «Математический веер» сцифрами изнаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1до 100).

5.Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай ипобеждай», «Весёлая математика»

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножении).

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки)для закрепления таблицы умножения иделения. Карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой —ответ.

8. Часовой циферблат сподвижными стрелками.

9. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение впределах 10; 20; 100», «Вычитание впределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» идр.

11. Палитра —основа сцветными фишками икомплект заданий кпалитре по темам «Сложение ивычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножениеи деление» идр.

12. Набор «Карточки сматематическими заданиями ипланшет»: запись стираемымфломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

13. КочуроваЕ.Э. Дружим сматематикой: рабочая тетрадь для учащихся4 класса общеобразовательных учреждений. —М.: Вентана-Граф,2013.

14. Плакат «Говорящая таблица умножения» /А4. Бахметьев идр.— М.: Знаток, 2009.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в6сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 /Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. —М.: ВАРСОН,2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в6сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации /Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева,К.М.Тихомирова. —М.: ВАРСОН,2010.

Литература для учителя:

  1. Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2013 г;
  2. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013 г.;

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач —средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа.—2009. — № 7.
  2. Гурин Ю.В., ЖаковаО.В. Большая книга игр иразвлечений.— СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
  3. Зубков Л.Б. Игры счислами исловами. —СПб.:Кристалл, 2001.
  4. Игры со спичками: Задачи иразвлечения /сост. А.Т. Улиикий,Л.А.Улиикий.—Минск: Фирма «Вуал»,1993.
  5. ЛавлинсковаЕ.Ю. Методика работы сзадачами повышенной трудности. — М., 2006.
  6. СухинИ.Г. 800 новых логических иматематических головоломок. —СПб.:Союз, 2001.
  7. СукинИ.Г. Судокуисуперсудокуна шестнадцати клетках для детей. —М.: АСТ, 2006.
  8. Труднее В.П. Внеклассная работа по математике вначальной школе: пособие для учителей. —М.: Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php—образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru—российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/study—клуб учителей начальной школы. 4сту-4. http://www.develop-kinder.com—«Сократ» —развивающие игры конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com—головоломки, загадки, задачи изадачки, фокусы, ребусы

Раздел: «Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные)  освоения конкретного учебного курса

и система его оценки»

В результате освоения программы учебного курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметныерезультаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применятьизученные способы учебной работы иприёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать всоответствии сзаданными правилами;
  • включатьсявгрупповую работу, участвовать вобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;
  • выполнятьпробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии;
  • аргументироватьсвою позицию вкоммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать иисправлять ошибки.
  • анализировать текст задачи: ориентироваться втексте, выделять условие ивопрос, данные иискомые числа (величины);
  • искать ивыбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную втексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые ивыполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвоватьвучебном диалоге, оценивать процесс поиска ирезультат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.
  • ориентироваться впонятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа истрелки 11     идр., указывающие направление движения;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализироватьрасположение деталей (танов,треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
  • выявлять закономерности врасположении деталей; составлять де• тали в соответствии сзаданным контуром конструкции;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • анализироватьпредложенные возможные варианты верного решения;
  • моделироватьобъёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин идр.) ииз разверток;
  • осуществлять развёрнутые действия контроля исамоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.

Система оценки

Контроль и оценка результатов обучения,  по вариативному курсу «Занимательная математика» осуществляется в условиях  безотметочного обучения. Это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения  и отражение количественного и качественного результата процесса обучения, который определяется степенью усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровнем развития учащихся.

 Качественная характеристика  знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации   (представления) результатов обучения за год.

При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия: не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся  равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка  через ситуации сотрудничества;  необходимо ставить  детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи, воспитателя добиваются положительных результатов; создается   атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощенности; осуществляю гостевой обмен между группами с равными возможностями; развиваю в детях уверенность в себе и своих товарищах; проявляю искреннюю заинтересованность в достижениях детей; обучаю детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.; проявляю желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты; снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Универсальные ценности самого ребёнка помогают открыть ценности других через способы социо-игровой технологии:

  • образовывать малые группы; пары, тройки, четвёрки;
  • договариваться и выполнять работу в малой группе;
  • соблюдать правила социо-игр;
  • гостевой обмен опытом.

При проведении игровых заданий и упражнений   необходимо  придерживаться  следующих  9 правил социо-игровых подходов к педагогике:

  • позиция  учителя. Учитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
  • снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
  • свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
  • смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;
  • ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;
  • преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно;
  • движение или активность;
  • жизнь детей в малых группах;
  • принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Верхнесолёновская СОШ

от______________20__ года   №______

________________ Шахрай Н.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Шахрай Н.П.

_________________ 20___года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

рабочая программа 1 класс математика

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения....

Рабочая программа Математика 1 класс

По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...